ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами урок по теме «Этика делового общения».
Знаменитый летчик и писатель Антуан де Сент -Экзюпери однажды сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому сегодня на уроке мы раскроем смысл понятия «деловое общение», познакомимся с правилами делового общения, научимся составлять план деловой беседы.
Скажите, что такое общение?
Общение-это сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Что из себя представляет деловое общение?
Деловое общение - это сложный, многоплановый процесс взаимодействия между людьми на основе обмена информацией в сфере профессиональной деятельности и бизнеса.
Как вы считаете деловое общение-это искусство или наука, которой можно овладеть?
Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились некоторые приемы и наработки, рекомендующие как правильно, умело его вести.
Какие формы делового общения вы знаете?
Формами делового общения являются: собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор, собеседование.
А вы сталкивались с этими формами делового общения, и в каких ситуациях?
Представьте ситуацию: после окончания колледжа, вы пойдете устраиваться на работу, и вам предстоит собеседование с работодателем - это тоже деловое общение. Я вам немного помогу:
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
Жил-был поп,Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда."Что, батька, так рано поднялся?Чего ты взыскался?"Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого?" Балда говорит: "Буду служить тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу,Есть же мне давай вареную полбу".Призадумался поп,Стал себе почесывать лоб.Щелк щелку ведь розь.Да понадеялся он на русский авось.Пон говорит Балде: "Ладно.Не будет нам обоим накладно.Поживи-ка на моем подворье,Окажи свое усердие и проворье".Попытайтесь составить план беседы (запишите план беседы в тетрадь). Перед вами лежит лист № 1 «Технология организации и проведения деловой беседы», которая вам поможет подготовиться к собеседованию.
Таблица 1. -Технология организации и проведения деловой беседы
Этапы | Элементы |
1. Подготовка. | 1. Определение цели 2. Составление профиля собеседника 3. Выработка стратегии и плана беседы 4.Репетиция 5. Определение и согласование места и времени встречи |
2. Проведение. | 1.Начало беседы; 2.Создание благоприятного климата (приветствия, представления); 3.Изложение своей позиции ее обоснования; 4.Выяснение позиций собеседника; 5.Совместный анализ проблемы; 6.Принятие решения, выяснение позиций собеседника. |
3. Подведение итогов и принятия решения. | 1. Формулировка выводов, следующих из главной цели и основной идеи беседы 2. Принятие решения |
4. Критический разбор беседы | 1. Все ли было сказано, насколько чётко формулировались мысли; 2.Всегда ли удавалось получить удовлетворительные ответы и не инспирировались ли последние желанием кому-то угодить; 3. Могли ли собеседники быть более откровенными; не оказывалось ли на них психологическое давление; насколько непринуждённо и комфортно они себя чувствовали; 4 Можно ли считать результаты беседы удовлетворительными; необходимо ли, а если да, то когда, продолжить обсуждение затронутых вопросов. |
Прежде чем идти на собеседование, к нему необходимо подготовиться.