Сюжетные картины
Мир Кристины. 1948
Кристина Олсон. 1947
Далекий гром. 1961
Портреты
Карл. 1948
Дочь Магги. 1966
Ногишик. 1975
Пейзажи
Ветер с моря. 1947
Наветренная сторона. 1965
Натюрморты
Утро понедельника. 1955
Морские сапоги. 1976
Интерьер
Комната.
Хозяйская кровать 1965
Картины отличаются лаконизмом и остротой композиционного построения, сдержанностью цвета и тщательной проработкой фактуры. Суровость образов сочетается с философским смыслом и романтизмом.
III. Мексика.
- До 20 века искусство Мексики ориентировалось на Европу.
Это связано с тем, что долгое время Мексика была колонией сначала Испании, потом Фландрии, затем Франции (вспомним картину Э.Мане «Расстрел императора Максимилиана»).
Традиционное национальное искусство местных индейцев не изучалось.
Антонио Марио Фабрес и Коста. Пьяницы. 1896
Леандро Исагирре. Пытка Куаутемока. 1893
- Революция 1910-1917 года многое изменила.
Формируется новая тенденция развития искусства: индихенизм – поиск национальных основ развития искусства в индейском искусстве.
|
|
Этому способствовала деятельность трех человек:
- Хосе Васконселоса (1882-1952). Философ, писатель, министр просвещения Мексики (1921-1924). Оказывал влияние на культурную жизнь страны и после своего смещения.
- Хосе Гуадалупе Посада (1852-1913). Гравер-самоучка. Использовал мотив калаверас в газетной графике. Калаверас (с исп. череп) – изображения черепов и скелетов в бытовых ситуациях; мексиканский жанр, связанный с древними представлениями о единстве жизни и смерти, соединяет в себе мистическое и комическое.
- Херардо Мурильо (псевдоним доктор Атль) (1875-1964). Преподаватель живописи художественной Академии Сан Карлос в Мехико. Призвал студентов создать новую мексиканскую живопись, в октябре 1910 года создал художественный центр по изучению и созданию национальной культуры.
- События революции и деятельность этих людей способствовали развитию монументальной живописи в Мексике – мурализма (1920-1970) и формированию трех крупнейших монументалистов: Х.К.Ороско, Д.Риверы, Д.А.Сикейроса.
Первый опыт монументальных росписей с подачи Васконселоса был проделан во внутренних дворах Национальной подготовительной школе (Препаратории) в 1921-1926 годах. Работали доктор Атль, Ороско и Сикейрос. Большой двор расписывал Х.К.Ороско, Малый – Д.А.Сикейрос. Многие росписи были уничтожены реакционной молодежью, Ороско восстановил свои, Сикейрос – нет.
Первоначально в росписях были явно использованы традиции итальянского Возрождения:
Х.К.Ороско. Материнство.
|
|
В этой композиции явные отголоски образов Боттичелли.
Х.Шарлотт. Центральный храм Теночтитлана в 1521 году
В этой росписи использованы традиции росписей древних ацтеков и майя.
Затем художники последовательно начали вырабатывать каждый свою манеру:
Работы Ороско отличались экспрессивностью, Риверы – стилизацией, Сикейроса – динамикой, деформацией.
Изначально работали в технике энкаустики, затем перешли к фреске (на соке кактуса нопаль).
В мексиканской живописи можно выявить два направления:
- Центростремительное – делало акцент на национальную основу, автохтонность (Ривера);
- Центробежное – акцент на универсальности, интернациональности (Ороско, Сикейрос).
Темы: фольклорные,
исторические,
революционные.
Монументальная живопись
Хосе Клементе Ороско (1883-1949).
Сражался в действующей армии, занимался карикатурой (1913-1917).
Препаратория (1922-1924)
1 этаж. Материнство. 1922-1924
Окоп. 1926-1927.
3 этаж. Вдовы. 1926-1927
1927-1934 – работал в США.
Прометей. 1930. Помона-колледж.
Роспись верхней части торцовой стены бывшего храма (ныне столовой)
Огненный человек. 1938-1939. Капелла госпиталя в Гвадалахаре.
В поздних работах герой противопоставляется безвольной толпе, в то время как в ранних героем был народ.
Диего Ривера (1886-1957).
15 лет провел в Европе (1906-1921). Супруг Фриды Калло.
Здание Министерства народного просвещения. 1923-1924.
- Двор труда.
Рабочие, спускающиеся в шахту.
Смерть революционера.
- Двор праздненств.
Танец в Теуантепеке.
Ночь богачей.
Дворец изящных искусств в Мехико. 1936.
Человек на перепутье.
Повторил уничтоженную композицию из вестибюля здания Радио-Сити Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1932-1934) с изображением первомайской демонстрации и портретом В.И.Ленина.
Хосе Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974).
Монументалист, график. Коммунист, активный участник революционных событий.
Препаратория. 1922-1923.
Стихии. Энкаустика.
Огромное влияние на художника оказала встреча (1930-е) с С.Эйзенштейном (режиссер снимал фильм о Мексике). Новый подход к решению муралей:
- Живопись не подчинена архитектуре.
- Совмещение разных точек зрения.
- Использование приемов фотомонтажа.
Автопортрет. 1945.
Дворец изящных искусств. 1945.
Новая демократия. Пироксилин.
Пытка Куаутемока. 1951.
Пироксилин – синтетическая краска на основе полихлорвиниловых смол. Эту технику Сикейрос использовал в своих работах в 1930 -1950 годах.
1952-1956. Университетский городок.
Здание ректората. Университет – народу, народ – в университеты. Рельефная мозаика
С течением времени образы монументальных работ становятся все более отвлеченными.
1958. Онкологический институт Медицинского центра в Мехико.
Апология победы медицины над раком. Пироксилин.
Несмотря на предпочтение, отдаваемое зарубежными галерейщиками и искусствоведами авангардным формам искусства, реалистическое искусство продолжает существовать и пользоваться успехом у публики. Художники создают произведения высокого художественного уровня и глубокого гуманистического содержания.