Воскресший. Автопортрет. 1949

Сюжетные картины

Мир Кристины. 1948

Кристина Олсон. 1947

Далекий гром. 1961

Портреты

Карл. 1948

Дочь Магги. 1966

Ногишик. 1975

Пейзажи

Ветер с моря. 1947

Наветренная сторона. 1965

Натюрморты

Утро понедельника. 1955

Морские сапоги. 1976

Интерьер

Комната.

Хозяйская кровать 1965

      Картины отличаются лаконизмом и остротой композиционного построения, сдержанностью цвета и тщательной проработкой фактуры. Суровость образов сочетается с философским смыслом и романтизмом.

III. Мексика.

  1. До 20 века искусство Мексики ориентировалось на Европу.

Это связано с тем, что долгое время Мексика была колонией сначала Испании, потом Фландрии, затем Франции (вспомним картину Э.Мане «Расстрел императора Максимилиана»).

Традиционное национальное искусство местных индейцев не изучалось.

Антонио Марио Фабрес и Коста. Пьяницы. 1896

Леандро Исагирре. Пытка Куаутемока. 1893

     

  1. Революция 1910-1917 года многое изменила.

Формируется новая тенденция развития искусства: индихенизм – поиск национальных основ развития искусства в индейском искусстве.

Этому способствовала деятельность трех человек:

    • Хосе Васконселоса (1882-1952). Философ, писатель, министр просвещения Мексики (1921-1924). Оказывал влияние на культурную жизнь страны и после своего смещения.
    • Хосе Гуадалупе Посада (1852-1913). Гравер-самоучка. Использовал мотив калаверас в газетной графике. Калаверас (с исп. череп) – изображения черепов и скелетов в бытовых ситуациях; мексиканский жанр, связанный с древними представлениями о единстве жизни и смерти, соединяет в себе мистическое и комическое.
    • Херардо Мурильо (псевдоним доктор Атль) (1875-1964). Преподаватель живописи художественной Академии Сан Карлос в Мехико. Призвал студентов создать новую мексиканскую живопись, в октябре 1910 года создал художественный центр по изучению и созданию национальной культуры.
  1. События революции и деятельность этих людей способствовали развитию монументальной живописи в Мексике – мурализма (1920-1970) и формированию трех крупнейших монументалистов: Х.К.Ороско, Д.Риверы, Д.А.Сикейроса.

Первый опыт монументальных росписей с подачи Васконселоса был проделан во внутренних дворах Национальной подготовительной школе (Препаратории) в 1921-1926 годах. Работали доктор Атль, Ороско и Сикейрос. Большой двор расписывал Х.К.Ороско, Малый – Д.А.Сикейрос. Многие росписи были уничтожены реакционной молодежью, Ороско восстановил свои, Сикейрос – нет.

Первоначально в росписях были явно использованы традиции итальянского Возрождения:

Х.К.Ороско. Материнство.

      В этой композиции явные отголоски образов Боттичелли.

Х.Шарлотт. Центральный храм Теночтитлана в 1521 году

В этой росписи использованы традиции росписей древних ацтеков и майя.

Затем художники последовательно начали вырабатывать каждый свою манеру:

Работы Ороско отличались экспрессивностью, Риверы – стилизацией, Сикейроса – динамикой, деформацией.

Изначально работали в технике энкаустики, затем перешли к фреске (на соке кактуса нопаль).

В мексиканской живописи можно выявить два направления:

  • Центростремительное – делало акцент на национальную основу, автохтонность (Ривера);
  • Центробежное – акцент на универсальности, интернациональности (Ороско, Сикейрос).

Темы: фольклорные,

             исторические,

             революционные.

Монументальная живопись

Хосе Клементе Ороско (1883-1949).

      Сражался в действующей армии, занимался карикатурой (1913-1917).

Препаратория (1922-1924)

1 этаж. Материнство. 1922-1924

           Окоп. 1926-1927.

3 этаж. Вдовы. 1926-1927

1927-1934 – работал в США.

Прометей. 1930. Помона-колледж.

      Роспись верхней части торцовой стены бывшего храма (ныне столовой)

Огненный человек. 1938-1939. Капелла госпиталя в Гвадалахаре.

      В поздних работах герой противопоставляется безвольной толпе, в то время как в ранних героем был народ.

 

Диего Ривера (1886-1957).

      15 лет провел в Европе (1906-1921). Супруг Фриды Калло.

Здание Министерства народного просвещения. 1923-1924.

  1. Двор труда.

Рабочие, спускающиеся в шахту.

Смерть революционера.

  1. Двор праздненств.

Танец в Теуантепеке.

Ночь богачей.

Дворец изящных искусств в Мехико. 1936.

Человек на перепутье.

Повторил уничтоженную композицию из вестибюля здания Радио-Сити Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1932-1934) с изображением первомайской демонстрации и портретом В.И.Ленина.

Хосе Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974).

Монументалист, график. Коммунист, активный участник революционных событий.

Препаратория. 1922-1923.

Стихии. Энкаустика.

      Огромное влияние на художника оказала встреча (1930-е) с С.Эйзенштейном (режиссер снимал фильм о Мексике). Новый подход к решению муралей:

  • Живопись не подчинена архитектуре.
  • Совмещение разных точек зрения.
  • Использование приемов фотомонтажа.

Автопортрет. 1945.

Дворец изящных искусств. 1945.

Новая демократия. Пироксилин.

Пытка Куаутемока. 1951.

Пироксилин – синтетическая краска на основе полихлорвиниловых смол. Эту технику Сикейрос использовал в своих работах в 1930 -1950 годах.

1952-1956. Университетский городок.

Здание ректората. Университет – народу, народ – в университеты. Рельефная мозаика

С течением времени образы монументальных работ становятся все более отвлеченными.

1958. Онкологический институт Медицинского центра в Мехико.

Апология победы медицины над раком. Пироксилин.

 

Несмотря на предпочтение, отдаваемое зарубежными галерейщиками и искусствоведами авангардным формам искусства, реалистическое искусство продолжает существовать и пользоваться успехом у публики. Художники создают произведения высокого художественного уровня и глубокого гуманистического содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: