Леонтьева Е. Н., учитель – логопед
МКДОУ «Детский сад «Рябинка»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно уметь различать, анализировать и дифференцировать фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) на слух. Это умение называется фонематическим слухом. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух, что тормозит процесс обучения чтению и письму. Ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
|
|
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело. Игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ -различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
|
|
Игра «Громко - тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия - когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ -различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (крыса, крыша). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно - неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (кот, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков.
Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком начальных навыков анализа и синтеза. Самый сложный уровень, на котором необходимо обучать находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком - их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о,...ук, кук...а, мас...о). Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть вашим детям будет весело и интересно!
Развитие речи и голосового аппарата детей раннего возраста.