Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ход урока

Организационный момент.

. 2. Актуализация опорных знаний

Вы дома должны были выполнить творческое задание, применяя термины, которые мы изучили на прошлом уроке. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Благо -это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

Потребность - нужда человека в чем-либо для поддержания жизнедеятельности

Предлагаю развить проблемную ситуацию: «Вы - предприниматели, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить? Предлагаю определить тему и цели урока.

Тема урока: Главные вопросы экономики.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и способах их разрешения в разных экономических системах.

Изучение нового материала

План урока

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики.

Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?

Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная.

Экономическая система -это способ организации совместной деятельности людей в обществе.

Работа в группах.

Задание для самостоятельной работы. Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

В ходе работы с учебником заполнить таблицу в тетради

Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Типы экономических систем

Традиционная

Характерные черты

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства -предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры -в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Южной Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.

 

Командная (Централизованная, плановая, административная).

Характерные черты

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-

Недостатки -низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.

 

Рыночная

Характерные черты

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.

 

Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

4. Домашнее задание: Изучение конспекта

 

 


 

Группа: 15.01 – 1а

Дата: 25.04.20

Преподаватель: Строганова Г.И.

Предмет: обществознание

Тема:Выбор и альтернативная стоимость

Ход урока

 

1. Орг. момент

2. Объяснение нового материала

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

· Почему возникает проблема выбора?

· В чём заключается компромиссный выбор?

· Как рассчитывается цена выбора – альтернативная стоимость?

Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.


Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:

- ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;

- люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.

Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.

Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.

Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.

Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.

Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:

АС = явные затраты + упущенные возможности

Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.

При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:

· принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;

· принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.

Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: