Описание методов контроля качества

Краткий курс лекции

Анализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий.

Потребность в анализе логистических систем возникает в следующих случаях:

1) при решении логистических задач:

– когда определяется, что нужно знать и понимать специалистам службы логистики и других функциональных подразделений предприятия;

– когда требуется увязка цели логистической системы со множеством средств ее достижения;

– когда элементы логистической системы имеют разветвленные связи, которые могут вызывать отдаленные последствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;

– когда имеют место трудно сравниваемые варианты решений или достижения комплекса целей;

2) при формировании новых логистических систем;

3) при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;

4) при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;

5) при выработке ответственных решений на отдаленную перспективу (15–20 лет). Потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру определения целей – выяснить их приоритеты и иерархию. Суть анализа состоит в том, чтобы сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую проблему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

ТЕМА: «2. Порядок исследования логистической системы»

Краткий курс лекции

1) логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;

2) выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач;

3) частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:

1) правильно и четко описать логистическую систему, сформулировать ее основные цели;

2) установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

3) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

4) выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем чтобы определить его состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

5) разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внешней среды;

6) выбрать оптимальный курс развития логистической системы;

7) выявить эффективность организации управления предприятием, функции и структуру органов управления;

8) разработать конкретные показатели функционирования ЛС

ТЕМА: «3. Этапы анализа логистической системы»

Краткий курс лекции

Анализ логистической системы включает в себя несколько этапов:

1) осознание логистической проблемы.

Логистическая проблема – несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел в области логистической деятельности предприятия. Правильное и точное формулирование логистической проблемы является первым и необходимым этапом исследования логистической системы. Проблемы определяются на основе функционирования логистической системы и ограничений внешней среды. К логистической системе могут предъявляться следующие требования: гибкость, необходимость быстрой адаптации к изменениям внешней среды в условиях политической и экономической нестабильности, возможности функционирования при неразвитой инфраструктуре и сфере обращения и др.;

2) формулирование глобальной цели и критерия оценки эффективности функционирования логистической системы. Для того чтобы сформулировать глобальную цель логистической системы предприятия, а также выбрать критерий оценки эффективности функционирования логистической системы, необходимо знать особенности логистического бизнеса, теорию систем и технологию функциониования объекта исследования;

3) структурирование логистической проблемы. Чтобы определить логистическую систему, необходимо разложить проблему на совокупность четко сформулированных задач, выстроить их в определенной иерархии и наметить методы их реализации. При этом малозначащие задачи или задачи, которые не имеют ресурсов для их достижения, отсекаются.

Анализ структуры логистической системы.

Определяются функциональные элементы логистической системы – такие, как снабжение, производство, складирование, распределение и транспортировка. Подсистемы и элементы логистической системы и реализуемые в них процессы выделяются в определенном порядке. Правильное выявление целей, функциональных и информационных процессов требует не только строгости логического мышления, но и умения найти контакт с сотрудниками функциональных подразделений предприятия.

Одной из главных задач анализа логистической системы является совершенствование существующих органов управления. В связи с этим возникает необходимость в диагностическом анализе органов управления логистической системой предприятия, направленном на выявление их возможностей и недостатков. Новая система внедряется в том случае, если она повышает эффективность функционирования органа управления.

Прогноз и анализ будущих условий.

Анализ логистических систем, как правило, проводится с учетом перспективы развития. Интерес представляет любая информация о будущем – ситуациях, ресурсах, законодательных актах, продуктах и технологиях. Поэтому прогнозирование является важнейшей и сложнейшей частью анализа логистических систем.

Составление планов развития. Обычно составляется три вида планов в зависимости от прогнозов будущих условий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.

Формирование программы развития. В результате решения задач анализа логистических систем разрабатываются программы развития всего предприятия в целом и его отдельных подразделений.

ТЕМА: «4. Методы системного анализа»

Краткий курс лекции

Основные методы, используемые при анализе логистических систем.

1. Метод сценариев – является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.

Сценарий – преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого логистического объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Сценарий в развернутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных.

Группа экспертов по логистике составляет план сценария, где намечаются функциональные области логистики, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении логистической проблемы. Различные разделы сценария пишут обычно разные группы экспертов.

2. Метод Дельфи. В отличие от метода сценариев метод Дельфи предполагает предварительное ознакомление экспертов по логистике с ситуацией с помощью какой-либо модели.

Этапы метода Дельфи:

1) нескольким экспертам предлагается один и тот же вопрос;

2) каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;

3) ответы собираются и статистически усредняются;

4) экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки после предъявления средних значений;

5) эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение;

6) среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам для выработки окончательного решения.

ТЕМА: «5. Основные принципы логистики»

Краткий курс лекции

Принцип логистики – это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов по логистике.

Знание некоторых принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

Основные принципы логистики.

1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Принцип целостности – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

3. Принцип системности – предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы.

5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение инте-гративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями, обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливающаяся связь элементов системы.

6. Принцип формализации Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

ТЕМА: « 6. Логистический контроль и Контроллинг »

Краткий курс лекции

Контроллинг совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.

Логистический контроль это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Существуют следующие фазы контроля логистической системы:

1) определение плановых значений логистических показателей (на основе существующих договорных обязательств и прогнозов развития);

2) расчет фактических значений логистических показателей;

3) сравнение фактических и плановых значений логистических показателей: расчет абсолютного отклонения от плана, процента выполнения плана, сумма перерасхода или экономии относительно плана как по отдельным показателям, так и по группе показателей;

4) выявление причин отклонений фактических значений от плановых;

5) расчет темпов роста показателей относительно прошлых периодов и анализ причин снижения или увеличения значений.

Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности той или иной службы; оцениваются в частности:

1) ее отношения с внутренними потребителями (другими службами);

2) методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения;

3) отношения с поставщиками.

Положение по внутреннему контролю на предприятии содержит следующие пункты:

1) надежность ответственных лиц;

2) разграничение ответственности:

а) разграничение оперативной ответственности и ответственности за учет. Например, учет произведенной продукции должен вести менеджер по готовой продукции, а не оператор. Инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а сотрудник бухгалтерии предприятия;

б) разграничение ответственности за сохранность продукции и ее учет. Например, бухгалтер не должен принимать деньги, а кассир, в свою очередь, иметь доступа к книге счетов и отдельным документам;

в) разграничение полномочий на совершение сделок и ответственности за сохранность продукции;

г) разграничение обязанностей по учетным функциям;

3) полномочия руководителей;

4) соответствие документов установленным требованиям. Документы и отчеты имеют различное оформление – от первичных документов (счета-фактуры, приходные и расходные ордера) до бухгалтерских отчетов и регистров. Обеспечивается прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов. Осуществляется нумерация документов, составляются специальные реестры, обеспечивается хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги. Применяются специальные сигнальные полосы и отметки о вознаграждении покупателей;

5) стандартные процедуры;

6) охрана;

7) передача обязанностей;

8) независимые проверки.

Задача специалиста по логистике заключается в том, чтобы определить, как наиболее эффективно использовать систему контроля, чтобы обеспечить желательные улучшения.

ТЕМА: «7. Методы оценки логистической системы»

Краткий курс лекции

Требования, предъявляемые к измерителям логистической системы:

1) пригодность – измеритель действительно должен измерять то, для чего он предназначен;

2) правильность и точность – измеритель должен правильно и точно определять характеристики поведения объекта;

3) полнота – система измерения должна полностью определять поведение логистического объекта;

4) понятность – измерители должны быть просты и понятны и при этом заключать в себе необходимый смысл. Этот критерий во многом зависит от пользователя системы, так как некоторые пользователи более квалифицированны по сравнению с другими;

5) квантифицируемость – измеритель должен содержать количественное выражение, так как это облегчает понимание потребителем характера логистического обслуживания;

6) контролируемость – измерители должны характеризовать те факторы, взаимосвязи или любые явления, которые контролируются специалистом службы логистики. Менеджеры более высоко ценят систему, которая измеряет контролируемые ими параметры, нежели ту систему, которая измеряет не контролируемые ими показатели;

7) эффективность – измерители должны быть эффективными и способствовать выработке рекомендаций.

Методы оценки логистической системы:

1) методы определения доходности (например, методы капитализированной стоимости, анализ затрат и доходов, метод взвешивания целей);

2) методы оценки стабильности (например, анализ чувствительности, анализ рисков).

Критерии оценки результативности логистической системы:

1) действенность – это степень достижения логистической системой поставленных перед ней целей; степень завершения нужной для потребителя работы. Для оценки действенности необходимы по меньшей мере три критерия:

– качество: выполняем ли мы обслуживание потребителей в соответствии с заранее определенными требованиями;

– количество: выполняем ли мы все заказы потребителей;

– своевременность: производим ли мы обслуживание потребителей в требуемые сроки;

2) экономичность – это степень использования логистической системой нужных ресурсов; измеритель, характеризующий результативность логистической системы в отношении затрат. Ее можно выразить через отношение ресурсов, подлежащих потреблению, и ресурсов, фактически потребленных;

3) качество продукции;

4) качество трудовой жизни;

5) инновации;

6) прибыльность (издержки и цены);

7) производительность – это соотношение количества готовой продукции и затрат на выпуск соответствующей продукции, а также сопоставление объема обслуживания потребителей с величиной затраченных ресурсов.

Эффективное функционирование логистических систем основывается на том, что измерение и повышение производительности систем возможны применительно к нескольким ключевым элементам затрат ресурсов (живой труд, материалы, трудовые процессы, технологические процессы). Необходимо выделить важнейший «рычаг» для данного предприятия.

ТЕМА: «8. Принятие логистических решений»

Краткий курс лекции

Принятие решения - это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий.

Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия.

В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

1) оценка состояния внешней среды;

2) установка логистических целей;

3) поиск вариантов.

Оценка состояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также учитывает политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.

Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия ре­шений специалистом по логистике.

Логистическая цель характеризуется:

1) содержанием - величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты), изменением характеристики (например, увеличение оборота), отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль (капитал));

2) временным периодом - должен быть установлен период, за который должна быть осуществлена цель.

Поиск вариантов - выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы.

Процесс поиска:

1) систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

2) комбинирование отдельных идей в независимые варианты;

3) точная формулировка найденных вариантов;

4) анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;

5) ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);

6) проверка полноты допустимой области.

При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.

Набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение. Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) - это множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.

ТЕМА: «9. Классификация и анализ структуры логистических издержек»

Краткий курс лекции

В соответствии с нормами русского языка слова "издержки" и "затраты" являются синонимами. В экономической терминологии, однако, чаще всего используют слово "издержки": издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Что касается понятия "логистические издержки", то большинство авторов ставят знак равенства между терминами "логистические издержки" и "логистические затраты". Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logistical costs) - затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся издержек обращения как таковых. Издержки обращения (distribution costs) - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель - объем издержек обращения - представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель - уровень издержек обращения -рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов: на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

ТЕМА: «10. Производительность логистической системы»

Краткий курс лекции

Комплексный показатель - производительность (результативность) ЛС - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в ЛС, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в ЛС.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/ продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

 число обработанных заказов в единицу времени;

 грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;

 отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;

 отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;

 отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;

 логистические издержки в дистрибьюции на единицу объема продаж.

 

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в ЛС.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить:

 коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства;

 объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки);

 грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п.

 

Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений ЛС в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности).

Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

ТЕМА: «11. Продолжительность логистического цикла»

Краткий курс лекции

Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.

В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:

  • время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;
  • время на передачу заказа поставщику;
  • время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;
  • время на доставку продукции заказчику.
    Иногда полезно выделить более подробную структуру цикла исполнения заказа.

    Можно выделить функциональные логистические циклы, охватывающие определенные части логистического процесса, или функциональные области. Например, Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс с позиций интегрированной логистики выделяют наряду с полным логистическим циклом три функциональных логистических цикла: цикл снабжения, цикл обеспечения производства и цикл физического распределения. При этом они считают, что исследование параметров логистической интеграции на основании функциональных циклов позволяет определить динамику, взаимосвязи и решения, в совокупности образующие операционную систему логистики.

    Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». «Входом» функционального цикла является заказ, который определяет требования к продукту или сервису. ЛС, способная полностью выполнить заказ любого объема, как правило, нуждается для этого в «комбинированных» функциональных циклах, включающих на разных стадиях разные сделки и операции. «Выход» системы — ожидаемые результаты выполнения логистических операций. В той мере, в какой они удовлетворяют операционным потребностям, можно говорить об эффективности структуры функционального цикла. Эффективность же функционального цикла напрямую связана с затратами ресурсов. Эффективность и производительность функциональных циклов — ключевые показатели в логистическом менеджменте.

    Функциональные циклы формируют единую цепочку поставок и связывают между собой ее участников. Таким образом, функциональный цикл — основной объект проектирования и оперативного управления в ЛС, его структура является основой построения интегрированной логистики.

    Обычно в структуре полного логистического цикла выделяют следующие основные циклы (интегрированный логистический подход):
  • цикл передачи заказа;
  • цикл создания (поддержания) запасов;
  • цикл обработки заказов;
  • цикл организации закупок и размещения заказов;
  • цикл доставки (МР, ГП, сервиса);
  • операционный (производственный) цикл;
  • цикл сбора заказов и подготовки документации;
  • цикл анализа и подготовки отчетов.

ТЕМА: «12. Ключевые показатели эффективности логистической системы»










Краткий курс лекции

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

· общие логистические издержки;

· качество логистического сервиса;

· продолжительность логистических циклов;

· производительность;

· возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

· затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);

· ущербы от логистических рисков;

· затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

· управление запасами (20-40%);

· транспортные расходы (15-35%);

· расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

ТЕМА: «13. Показатели использования материальных ресурсов»

Краткий курс лекции

1) выход продукта – оценивает эффективность использования материальных ресурсов в производстве;

2) коэффициент использования – характеризует степень полезного использования материальных ресурсов;

3) коэффициент извлечения – характеризует степень извлечения полезного продукта из исходного сырья;

4) коэффициент раскроя – характеризует степень использования материалов (листовых, полосовых, 2 рулонных) в заготовительном производстве;

5) лимит – строго установленное количество материальных ресурсов. Такое количество ресурсов отпускается со складов производственным подразделениям предприятия для выполнения запланированной производственной программы;

6) удельный расход сырья и материалов – показатель фактического использования сырья и материалов, представляющий собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работы). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.

ТЕМА: «14. Группировка логистических показателей»

Краткий курс лекции

Прежде всего, логистические показатели группируют в зависимости от задач, которые могут быть решены с их помощью. Применение систем оценки результатов логистической деятельности призваны решить три основные задачи: мониторинг логистических операций, контроль над ними и оперативное управление. Для этого должны использоваться соответствующие логистические показатели. Мониторинговые показатели позволяют проследить за динамикой работы логистических систем. К типовым мониторинговым логистическим показателям можно отнести уровень сервиса и элементы структуры расходов. Контрольные показатели отражают текущие результаты деятельности и служат для корректировки логистического процесса в тех случаях, когда он отклоняется от установленных нормативов (например, отслеживание поврежденных грузов во время транспортировки). Показатели оперативного управления предназначены для мотивации персонала.

Показатели, которые связаны с оценкой вклада логистики в деятельность предприятия, можно разделить на следующие группы:

  1. показатели, характеризующие логистическую систему- количественные показатели логистических активов (складов, транспорта, оборудования, запасов);
  2. показатели, характеризующие работу логистической системы.

Логистические активы могут составлять львиную долю активов предприятия. Например, в дистрибьюторов они превышают 90% от общих активов. Показатели управления активами показывают, насколько быстро обращаются ликвидные активы (запасы) и насколько успешно окупаются инвестиции, вложенные в основные средства. Соответствующими показателями, которые характеризуют мощности логистических активов (основных средств), являются:

  • площадь, кв. м;
  • вместимость, куб. м или количество товара в тоннах;
  • пропускная способность, т/сутки;
  • количество, ед.

Ко второй категории можно отнести такие показатели, как:

  • эффективность логистической системы;
  • производительность логистической системы;
  • надежность логистической системы;
  • гибкость логистической системы.

Показатели эффективности логистической системы характеризуют способность приносить эффект, результативность процесса, проекта. Показатели производительности логистической системы характеризуют эффективность деятельности людей в логистических процессах. Производительность измеряется соотношением между окончательным результатом работы системы «на выходе» и объемом человеческих ресурсов «на входе». Показатели надежности логистической системы дают возможность сопоставить фактические результаты работы системы с задекларированными или установленными показателями. Показатели гибкости логистической системы отражают способность приспособления всех звеньев логистической системы до времени, величины, ассортименту и способу доставки к индивидуальным запросам потребителей.

Показатели продуктивности логистической системы могут быть представлены следующим перечнем:

1. количество разгрузок/погрузок на одного работника характеризует эффективность деятельности людей в логистических процессах;

2. количество укомплектованных заказов на одного работника характеризует количество логистических операций, выполненных одним работником в единицу времени (год, месяц, неделю и пр.);

3. количество заказов на одного торгового агента также характеризует относительную величину логистических операций.

Показатели эффективности логистической системы:

1. оборачиваемость логистических активов рассчитывается как отношение чистой выручки от продаж к средней стоимости логистических активов. Данный показатель является основной характеристикой эффективности использования логистических активов;

2. рентабельность инвестиций в логистическую инфраструктуру – это отношение суммы чистой прибыли к сумме инвестиций в логистические активы;

3. загруженность мощностей логистических объектов – это отношение фактической и нормативной загрузки мощностей, выраженное в процентах;

4. оборачиваемость запасов – это отношение реализованной продукции к средней сумме запасов за определенный период времени;

5. продолжительность одного оборота запасов – это отношение количества дней периода к количеству оборотов, совершаемых оборотными средствами;

6. доля логистических расходов в структуре общих расходов;

7. рентабельность каналов сбыта – это отношение суммы валовой прибыли к суммарным расходам на реализацию продукции.

Показатели, характеризующие надежность логистической системы:

1. надежность поставок – это отношение своевременно выполненных заказов к общему количеству заказов, выраженное в процентах;

2. готовность к осуществлению поставок (вероятность дефицита) – это отношение количества заказов, реализованных со склада, к общему количеству заказов, выраженное в процентах;

3. качество поставки – это отношение количества рекламаций к общему количеству заказов, выраженное в процентах.

Показатели, характеризующие гибкость логистической системы:

1. уровень гибкости выполненных заказов – это отношение количества выполненных специальных заказов к общему количеству специальных заказов, выраженное в процентах;

2. уровень гибкости оплаты – это отношение суммы, оплачиваемой после получения товара, к общей стоимости поставки, выраженное в процентах.

Кроме того, существует группировка логистических показателей с учетом ключевых факторов эффективности логистической системы предприятия.

Первым ключевым фактором эффективности является качество обслуживания, что обеспечивает совершенное исполнение заказа. С позиций процессного управления, для обеспечения безупречного выполнения заказа необходимым и достаточным является выполнение всех операций, входящих в процесс с уровнем ошибок не ниже определенного. Если все операции, из которых состоит бизнес-процесс, будут выполнены с минимальным уровнем ошибок, то и показатель качества выполненного заказа будет соответствовать стандарту. Этот подход соответствует положениям действующего стандарта, которым регулируются системы управления качеством. Следовательно, для определения уровня качества обслуживания в этой методике предлагается использовать измерение фактического уровня качества выполнения логистических операций, а для прогнозного уровня качества обслуживания – вероятность достижения заданного уровня точности выполнения логистических операций.

Вторым ключевым фактором эффективности является время, которое определяет продолжительность логистической цепи предприятия. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса по времени предлагается использовать показатель фонда рабочего времени на выполнение операций. Эта величина является суммой всех операций, выполняемых в бизнес-процессе всеми исполнителями и измеряется в человеко-часах.

Третьим ключевым фактором эффективности являются логистические издержки. Для оценки эффективности логистического бизнес-процесса предлагается сопоставлять фактический и бюджетный уровень логистических затрат.

Чтобы учесть взаимное влияние трех ключевых факторов эффективности, используют синтетический показатель общей эффективности логистического бизнес-процесса в виде произведения значений показателей эффективности по каждому из этих факторов. Следовательно, синтетический показатель эффективность логистических бизнес-процессов можно определить таким образом:

Ксинт=Кт*Кп*Кз,

где Ксинт – эффективность отдельного логистического бизнес-процесса;

Кт – коэффициент точности выполнения операций, что характеризует уровень ошибок относительно общего количества выполненных за определенный период операций процесса;

Кп – коэффициент часовой продолжительности логистического бизнес-процесса, который иллюстрирует фактическую продолжительность логистического бизнес-процесса относительно расчетной продолжительности;

Кз – коэффициент выполнения бюджета логистических затрат бизнес-процесса, который характеризует отношение уровня фактических логистических затрат до уровня расходов, заложенных в бюджете данного бизнес-процесса.

Значения коэффициентов Кт, Кп и Кз могут быть как ниже, равна или выше единицу. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз равны единице, это значит, что фактические, качественные и временные параметры процесса соответствуют стандарту. Если значения коэффициентов Кт, Кп и Кз больше единицы, то это свидетельствует о выполнении логистических операций бизнес-процесса с меньшим, чем допустимый уровнем ошибок, меньшей суммарной продолжительностью операций и более низкими издержками. В случае, когда значения коэффициентов ниже 1, существует превышение фактического уровня ошибок, времени и расходов над нормативными (стандартными) значениями бизнес-процесса.

С помощью представленного выше синтетического логистического показателя можно оценить эффективность логистической системы с позиции процессного подхода к управлению логистической деятельностью; использовать для расчета доступные для предприятия данные. Развитие предложенного подхода требует дальнейшего исследования вопросов оценки логистических затрат в разрезе бизнес-процесса, формирование бюджета расходов логистического бизнес-процесса и уточнения влияния различных составляющих логистических издержек на общую эффективность логистической деятельности торговых предприятий. С другой стороны, перспективным направлением является формирование прогностической модели эффективности логистической деятельности с позиций управления логистическими бизнес-процессами.

Повысить эффективность использования приведенных показателей в управлении логистическими процессами на предприятии можно, используя следующие рекомендации:

  • современным системам логистических показателей необходим баланс между финансовыми и операционными показателями, а также между данными прошлых периодов и будущими показателями;
  • эффективность функционирования логистической системы должна определяться определяется на основании комплексного взаимодействия пяти таких признаков, как объем, скорость, ассортимент, стоимость, неустойчивость и соответствующих этим признакам логистическим показателям. Довольно часто внимание сосредоточено на логистических показателях, описывающих один или два из перечисленных признаков, а прочие показатели игнорируется, тогда как эффективность функционирования логистической системы будет определяться гармоничным балансировкой всех показателей.

ТЕМА: «15. Технико-эксплуатационные показатели транспортировки»

Краткий курс лекции

Срок доставки грузов – время, в течение которого груз перемещается из места отправления в место назначения. Сроки доставки на различных видах транспорта регулируются уставами, кодексами и другими нормативными актами. Сроки доставки грузов определяются исходя из условий перевозки. В случае задержки груза для выполнения процедур таможенного оформления, ветеринарного досмотра сроки доставки удлиняются на все время задержки. За нарушение сроков доставки, происшедшее по вине перевозчика, последний уплачивает грузовладельцу штраф.

Производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах за единицу времени.

Общий пробег – разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при возвращении в гараж и при выезде на линию.

Коэффициент использования пробега – относительный показатель для оценки использования общего пробега, представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу.

Коэффициент порожнего пробега подвижного состава – характеризует величину порожнего пробега. Коэффициент зависит от следующих факторов:

1) особенности работы и использования транспортных средств;

2) специализация транспортных средств;

3) месторасположение пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.

Объем транспортной работы (грузооборот) в тонно-километрах – рассчитывается суммиро-. ванием выполненных тонна-километров по всем ездокам, полученных путем умножения веса перевезенно

по каждой ездке.

Трудоемкость перевозок – представляет собой количество затраченного труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за определенный период (как правило, за год); измеряется в человекочасах на 100 ткм.

Количество перевезенного груза в тоннах – определяется по товарно-транспортным накладным суммированием количества груза, доставленного в пункты назначения.

Рабочий парк подвижного состава – исправный и годный к эксплуатации парк автотранспортных средств (тягачей и прицепов), которыми можно осуществлять перевозки.

Коэффициент использования парка автотранспортных средств – показатель, характеризующий степень использования парка автотранспортных средств за календарный период. Определяется как отношение величины автомобиледней в работе к величине автомобиледней в хозяйстве.

Коэффициент использования парка транспортных средств по выпуску – исчисляется отношением количества транспортных средств, находящихся в движении (на линии, в рейсе), к числу транспортных средств в наличии.

Коэффициент технической готовности -

отношение количества автомобиледней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиледней.

Коэффициент выпуска – показатель, характеризующий выпуск подвижного состава на линию.

Коэффициент неравномерности перевозки – оценивает изменение объема перевозок в тоннах по

ТЕМА: «16. Методы контроля качества»

Краткий курс лекции

Методы (инструменты) контроля качества на предприятии – это простые в использовании средства, основанные на графическом изображении данных, позволяющие распознать, понять и решить проблему. Они обычно используются на производстве для обработки числовых данных, специально переработанных математически и статистически. Семь инструментов качества можно использовать в фазах: обнаружения дефектов и анализа дефектов. К ним относятся:

  • Сводная карта дефектов;
  • Гистограмма;
  • Карта регулирования качества;
  • Мозговой штурм;
  • Причинно-следственная диаграмма;
  • Диаграмма корреляций;
  • Диаграмма Парето.

Схема 1. Методы контроля качества на предприятии.

Описание методов контроля качества

Общий список дефектов - простой и недорогой метод учета и представления событий (дефектов) по видам и количеству. Ожидаемые дефекты или их виды перечисляются в таблице и каждое входящее событие погрешности протоколируется штрихом и т. д. Вставка дополнительной строкиимеет смысл для непредвиденных, новых дефектов.

Гистограмма графическое представление табличных данных о дефектах, который позволяет наглядно изобразить и легко выявить структуру и характер распределения полученных данных, которые трудно заметить при их табличном представлении. Из таблицы данные переносятся в колонковую диаграмму. По оси «х» вносятся интервалы измерений, по оси «у» - значения частоты дефектов. Гистограмма помогает в оценке происходящего процесса и позволяет высказывать предположения о ходе процесса в будущем.

Карты регулирования качества графическая интерпретация случайных событий в системе координат. В процессе производства работники сами могут контролировать качество производства, произвольно выбирая изделия на линии и записывая результаты проверки в карту регулирования качества. Данные, внесенные в карту, дают возможность определить, находятся ли отклонения в пределах допустимого, которые определены заранее. До тех пор, пока отклонения не выходят за грани дозволенного, процесс считается управляемым.

Диаграмма Парето - это столбиковая диаграмма для графического изображения причин проблем (дефектов) в ранговой последовательности их влияний. Оценка дефектов происходит по размеру влияния или по сумме вызванных затрат на исправление дефектов. По принципу Парето 20% видов дефектов отвечают за 80% проблем (принцип 80-20). Диаграммы Парето привлекаются в качестве помощидля установленияранжированной последовательности решаемых проблем.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикава) - это графический способ анализа и формирования причинно-следственных связей. Причинно-следственная диаграмма нужна, чтобы дать группе распознать, проанализировать все возможные причины, относящиеся к проблеме. При этом методе контроля качества возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие.

Корреляционная диаграмма – это графическое представление статистического отношения между двумя или несколькими изменяющимися факторами, для того чтобы установить взаимосвязь их величин. Диаграмма содержит точки, которые представляют, например, два признака "температура" и "ширина". Позитивная корреляция означает: чем выше температура, тем больше ширина. Негативная корреляция предполагает обратную взаимосвязь: чем выше температура, тем меньше ширина.

Мозговой штурм является ориентированным на группу метод поиска идей и совместного нахождения путей решения проблем. Важнейшие правила проведения мозгового штурма:

  • Никакой критики в фазе поиска идей;
  • Количество идей лучше, чем качество;
  • Является желательной необузданная фантазия;
  • Все идеи должны быть представлены и записаны.

В начале сеанса метода "мозгового штурма" проблема отчетливо записывается ведущим на доске. Все члены группы обязуются соблюдать правила. Ведущий договаривается с участниками о времени на первую фазу поиска идей. Она может продлеваться по требованию группы. Результаты поиска протоколируются ведущим и все идеи записываются им на одной доске. Только после этого члены группы переходят к оценке идей и выбору из них наилучших.

ТЕМА: «17. Оценка эффективности функционирования склада в логистической системе»

Краткий курс лекции

Для оценки результативности деятельности склада предприятия целесообразно использовать комплекс показателей, позволяющих осуществить оценку эффективности функционирования склада предприятия в целом.

В данном подразделе основной упор сделан на разработку системы показателей, характеризующих эффективность деятельности склада.

Вместе с тем при анализе количественных и качественных параметров функционирования склада необходимо иметь в виду, что граница, их разделяющая, довольно условна.

При сооружении склада необходимо оборудовать его подъездными путями, учесть погрузочно-разгрузочные фронты, обеспечить пожарную безопасность, определить массу различных материалов и места их хранения внутри склада, число стеллажей и исходить из допустимой нормы нагрузки на 1 м2 площади пола.

Вся площадь склада делится на:

· грузовую или полезную, непосредственно занимаемую под материальными ценностями;

· оперативную, которая предназначается для приемно-отпускных операций, сортировки, комплектования материальных ценностей, а также для проходов и проездов между штабелями и стеллажами, для размещения весовой и измерительной техники, служебных помещений, конструктивную, занимаемую под перегородки, колонны, лестницы, подъемники, тамбуры и т.п. Соотношение между полезной площадью склада (Sпол) и общей площадью (S общ) называется коэффициентом использования площади склада, который определяется по формуле

 

Кисп=Sпол / Sобщ (1.1)

 

Величина этого коэффициента зависит от способа хранения материальных ценностей. Например, при хранении в штабелях он равен 0,7 – 0,75, а при хранении на стеллажах – 0,3 – 0,4.

Расчет полезной площади склада может производиться:

а) по способу нагрузок;

б) по способу объемных измерителей.

По способу нагрузок полезная площадь (Sпол, м2) определяется по формуле

 

Sпол = Zmax / qд, (1.2)

 

где: Zmax – максимальный складской запас материала, хранимого в штабелях и емкостях (т, кг);

qд – допустимая нагрузка на 1 м2 площади пола склада (т / м2, кг / м2).

По способу объемных измерителей полезная площадь рассчитывается по формуле

 

Sпол = Sст * nст, (1.3)

 

где: Sст – площадь, занимаемая одним стеллажом (м2);

nст – число стеллажей, необходимых для хранения данного максимального запаса материала

 

nст = Zmax / V0 * Kзп * qy, (1.4)

 

где: qy – плотность хранимого материала (т / м3, кг / см3, г / см3);

Кзп – коэффициент заполнения объема стеллажа;

V0 – объем стеллажей в м3, определяемый по формуле

 

V0 = a * B * h, (1.5)

 

где: а – длина стеллажа (м);

В-ширина стеллажа (м);

h – высота стеллажа (м).

Принятое число стеллажей устанавливается после проверки соответствия допустимой нагрузки. Расчет осуществляется по формуле

 

nст = Zmax / Sст * qy (1.6)

 

Общая площадь склада рассчитывается по формуле

 

S = Sпол / Кисп (1.7)

 

Размер площади под приемочно-отправочные площадки определяется по формуле

 

Sпр. о. = З * Sтр * Спр. т. с., (1.8)

 

где: З – коэффициент, показывающий, что высота укладки материалов на площадках должна быть в 3 раза меньше высоты укладки на транспортных средствах;

Sтр – площадь, занимаемая единицей транспортного средства (м2);

Спр. т. с. – количество транспортных средств, находящихся одновременно под погрузкой-разгрузкой.

Служебные помещения складов рассчитываются исходя из нормы 2,5 – 6 м2 на одного работника.

Ширина проходов между стеллажами и штабелями устанавливается 0,8 – 0,9 м, а для проезда тележек 1,1 – 1,2 м. Через каждые 20 – 30 м должны быть сквозные проезды [1, с. 287].

Применение перечисленных технико-экономических показателей позволяет судить о рациональности использования складского хозяйства и дает возможность выявлять резервы повышения качества и эффективности работы складов.

Вопросы самоконтроля

1. Для чего необходим анализ Логистических систем?

2. Опишите порядок исследования Логистических систем?

3. Перечислите этапы анализа логистической системы?

4. Перечислитеметоды системного анализа

5. В чём заключаются основные принципы логистики?

6. Дайте определения логистическому контролю и Контроллингу

7. Назовите требования, предъявляемые к измерителям логистической системы

8. В чем заключается принятие логистического решения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: