По приведённым параметрам хозяйственной деятельности компаний, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет, определите уровни конкурентоспособности К1, К2, К3 относительно лидера рынка, занимающего наибольшую его долю.
Параметры хозяйственной деятельности | Значимость параметра | Оценка параметров | |||
Волга-телеком | Корбина | СТС | Стрим ТВ | ||
1. Рыночная доля компании | 7 | 42,86% | 10% | 10% | 22,86% |
2. Рост объемов услуг | 5 | 3% | 5% | 2% | 6% |
3. Рентабельность | 10 | 15% | 12% | 10% | 15% |
4. Качество услуг | 10 | 95% | 97% | 90% | 95% |
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Конкурентоспособность организации на рынке определяется с помощью интегрального показателя, в котором суммируются основные параметры её деятельности, с учётом их значимости. Оценка выраженности этих показателей производится относительно лидера отрасли или лидера конкретного рынка по формуле (11.2),
I = Σ Oi × ai, (11.2)
где Oi – оценка i-го показателя работы компании,
αi – значимость данного показателя, определённая методом экспертных оценок либо через опрос потребителей.
Например, эксперты оценили параметры хозяйственной деятельности двух компаний, указав их значимость по 10-балльной шкале:
Параметры хозяйственной деятельности | Значимость параметра (αi) | Оценка параметров | |
Компания-лидер | Компания N | ||
1. Рыночная доля компании | 6 | 25% | 12% |
2. Рост объемов реализации | 5 | 3% | 4% |
3. Доходность | 8 | 12% | 12% |
4. Уровень качества | 10 | 95% | 92% |
5. Рентабельность | 10 | 15% | 15% |
Подставив в формулу (11.2) приведённые в таблице параметры деятельности, определим интегральный показатель конкурентоспособности компании-лидера: IL = 1361 и показатель компании N: IN = 1258. Исходя из этого, рассчитаем уровень конкурентоспособности (К) компании N относительно лидера рынка по формуле (11.3), он будет равен 92,4 %.
K = IN / IL ∙ 100 % (3)
Задача 11.3. Выбор оптимального варианта хранения товара
Фирма должна выбрать пункт хранения товаров. Возможны три варианта, требующие следующих капитальных вложений: вариант А – 1 млн. руб., вариант Б – 1,5 млн., В – 1,6 млн. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и транспортной доставкой материалов со складов в адрес потребителей, равны соответственно 350 тыс. руб., 200 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Выберите вариант с минимальными приведенными затратами.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:
Пункт хранения А требует единовременных капитальных вложений в размере 1400 тыс. руб., а пункт Б – 800 тыс. руб. Вместе с тем, годовые расходы на транспортировку товаров потребителям из пункта А равняются 500 тыс. руб., а из пункта Б – 700 тыс. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ, в обоих вариантах составляют 300 тыс. руб. При каком варианте хранения затраты будут минимальными?
Чтобы выбрать один из двух вариантов, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.
Величину приведенных затрат вычисляем по формуле (11.4)
Зn = Э + Т + К × Ен, (11.4)
где Зn – приведенные затраты по варианту;
Э – годовые эксплуатационные расходы;
Т – годовые транспортные расходы;
К – полные капитальные вложения в строительство пунктов хранения;
Ен – нормативный коэффициент эффективности, обратно пропорционален нормативному сроку окупаемости. Как правило, Ен = 0,12.
Для реализации выбираем тот вариант, который имеет минимальное значение приведенных затрат.
Подставим в формулу (4) данные для пункта хранения А:
З1 = 500 + 300 + 1400 × 0,12 = 968 (руб./год).
Приведённые затраты для пункта хранения Б:
З2 = 700 + 300 + 800 × 0,12 = 1096 (руб. /год).
Для внедрения выбираем пункт хранения А, так как З1 меньше З2.
Вариант 12
Задача 12.1 Рыночная доля организации
На региональном рынке офисной мебели конкурируют 6 компаний. В таблице приведены показатели по объёму производства и объёму ежемесячной выручки конкурирующих компаний.
Рассчитать долю рынка каждой компании в абсолютном объёме и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. По формуле (1) рассчитать, какая компания имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).
Предприяти-конкуренты | Объем производства, шт. | Доля рынка в натуральном выражении, % | Выручка, млн.руб. | Доля рынка в стоимостном выражении, % |
«Орион» | 596,5 | 48,5 | ||
«Багратион» | 358,0 | 39,3 | ||
«Петровская» | 327,3 | 30,6 | ||
«Шатура» | 223,0 | 30,1 | ||
«Добрый стиль» | 212,5 | 23,8 | ||
«Знаменская» | 155,8 | 17,7 | ||
Итого |
Рыночная доля компании в натуральном выражении – это объём реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной ёмкостью рынка. Усреднённая цена единицы продукции производителя (S) рассчитывается по формуле (12.1):
S = D/V, (12.1)
где D – выручка,
V – объём выпущенной продукции.