Задача 11.2. Анализ конкурентоспособности компании

По приведённым параметрам хозяйственной деятельности компаний, предоставляющих услуги широкополосного доступа в Интернет, определите уровни конкурентоспособности К1, К2, К3 относительно лидера рынка, занимающего наибольшую его долю.

 

Параметры хозяйственной деятельности

Значимость параметра

Оценка параметров

Волга-телеком Корбина СТС Стрим ТВ
1. Рыночная доля компании 7 42,86% 10% 10% 22,86%
2. Рост объемов услуг 5 3% 5% 2% 6%
3. Рентабельность 10 15% 12% 10% 15%
4. Качество услуг 10 95% 97% 90% 95%

 

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Конкурентоспособность организации на рынке определяется с помощью интегрального показателя, в котором суммируются основные параметры её деятельности, с учётом их значимости. Оценка выраженности этих показателей производится относительно лидера отрасли или лидера конкретного рынка по формуле (11.2),

 

I = Σ Oi × ai,                                                 (11.2)

где Oi – оценка i-го показателя работы компании,

  αi – значимость данного показателя, определённая методом экспертных оценок либо через опрос потребителей.

 

Например, эксперты оценили параметры хозяйственной деятельности двух компаний, указав их значимость по 10-балльной шкале:

Параметры хозяйственной деятельности

Значимость параметра (αi)

Оценка параметров

Компания-лидер Компания N
1. Рыночная доля компании 6 25% 12%
2. Рост объемов реализации 5 3% 4%
3. Доходность 8 12% 12%
4. Уровень качества 10 95% 92%
5. Рентабельность 10 15% 15%

Подставив в формулу (11.2) приведённые в таблице параметры деятельности, определим интегральный показатель конкурентоспособности компании-лидера: IL = 1361 и показатель компании N: IN = 1258. Исходя из этого, рассчитаем уровень конкурентоспособности (К) компании N относительно лидера рынка по формуле (11.3), он будет равен 92,4 %.

 

K = IN / IL ∙ 100 %                        (3)

Задача 11.3. Выбор оптимального варианта хранения товара

Фирма должна выбрать пункт хранения товаров. Возможны три варианта, требующие следующих капитальных вложений: вариант А – 1 млн. руб., вариант Б – 1,5 млн., В – 1,6 млн. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и транспортной доставкой материалов со складов в адрес потребителей, равны соответственно 350 тыс. руб., 200 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Выберите вариант с минимальными приведенными затратами.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

Пункт хранения А требует единовременных капитальных вложений в размере 1400 тыс. руб., а пункт Б – 800 тыс. руб. Вместе с тем, годовые расходы на транспортировку товаров потребителям из пункта А равняются 500 тыс. руб., а из пункта Б – 700 тыс. руб. Годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ, в обоих вариантах составляют 300 тыс. руб. При каком варианте хранения затраты будут минимальными?

 

Чтобы выбрать один из двух вариантов, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т.е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат вычисляем по формуле (11.4)

Зn = Э + Т + К × Ен,                                        (11.4)

где Зn – приведенные затраты по варианту;

Э – годовые эксплуатационные расходы;

Т – годовые транспортные расходы;

К – полные капитальные вложения в строительство пунктов хранения;

Ен – нормативный коэффициент эффективности, обратно пропорционален нормативному сроку окупаемости. Как правило, Ен = 0,12.

Для реализации выбираем тот вариант, который имеет минимальное значение приведенных затрат.

Подставим в формулу (4) данные для пункта хранения А:

З1 = 500 + 300 + 1400 × 0,12 = 968 (руб./год).

Приведённые затраты для пункта хранения Б:

З2 = 700 + 300 + 800 × 0,12 = 1096 (руб. /год).

Для внедрения выбираем пункт хранения А, так как З1 меньше З2.

Вариант 12

Задача 12.1 Рыночная доля организации

На региональном рынке офисной мебели конкурируют 6 компаний. В таблице приведены показатели по объёму производства и объёму ежемесячной выручки конкурирующих компаний.

Рассчитать долю рынка каждой компании в абсолютном объёме и в стоимостном объеме выпускаемой продукции. По формуле (1) рассчитать, какая компания имеет наиболее высокую среднюю цену продукции (S).

Предприяти-конкуренты Объем производства, шт. Доля рынка в натуральном выражении, % Выручка,  млн.руб. Доля рынка в стоимостном выражении, %
«Орион» 596,5   48,5  
«Багратион» 358,0   39,3  
«Петровская» 327,3   30,6  
«Шатура» 223,0   30,1  
«Добрый стиль» 212,5   23,8  
«Знаменская» 155,8   17,7  
Итого        

Рыночная доля компании в натуральном выражении – это объём реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной ёмкостью рынка. Усреднённая цена единицы продукции производителя (S) рассчитывается по формуле (12.1):

 

          S = D/V,                        (12.1)

 

где D – выручка,

V – объём выпущенной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: