Способы работы над полиритмикой

Описанные выше подготовительные ступени полиритмического развития облегчают овладение «вертикальной» ритмической координацией или полиритмикой в полном смысле этого слова, когда ученик должен самостоятельно соединить в одновременном звучании различные ритмические фигурации. Как и в других видах координации, согласование различных ритмических фигураций складывается прежде всего в представлении исполнителя, как мысленно-звуковая картина. Однако для практической её реализации пианисту нужен гибкий технический аппарат с хорошо развитой координацией движений.

Согласованному исполнению коротких ритмических фигураций способствует слаженная пульсация обеих рук и устремлённость мелодических фраз к опорным точкам.

Для более свободного владения искусством полиритмики наряду с разучиванием соответствующих пьес бывает полезно вводить в работу вспомогательные упражнения, а также можно использовать, особенно в начальном обучении, знакомые песенки, добавляя к ним несложное полиритмическое сопровождение.

Работа над полиритмическими заданиями помимо достижения чисто ритмических результатов вносит в технику пианиста чёткую дисциплину и организованность, способствует активизации слухового контроля, являющегося одним из важнейших условий всех пианистических достижений.

 

Проблемы развития фортепианной техники учеников-пианистов, формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы пианистических движений всегда были в центре внимания музыкальной педагогики. Вопрос недостаточного развития технического мастерства, напряженных, скованных движений, мышечной зажатости рук учеников-пианистов остается и сегодня одной из серьезных проблем фортепианного исполнительства.

Основными причинами возникновения проблем недостаточного развития техники пианистов-учащихся ДМШ можно считать то, что:

- овладение техническим мастерством в школе не всегда рассматривается как единый связный процесс с последовательно нарастающей сложностью;

- далеко не все педагоги ДМШ осознают психофизические закономерности функционирования двигательно-технического аппарата;

- не всегда преподаватели имеют возможность ознакомиться с последними достижениями современной теории и методики, которые раскрывают целесообразные пути и способы развития технических навыков и продуманного преодоления технических трудностей.

Таким образом, основные цели упражнений известных педагогов-методистов является формирование у учащегося осознанно-управляемых целенаправленно-целесообразных полностью контролируемых двигательных действий.

Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем могут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Целенаправленное осознание, концентрация внимания на определенных «точечных» зонах в конкретных мышечных группах, помогает ученикам-пианистам воспитывать навыки управляемости двигательным процессом и контролем целесообразных напряжений.

Комплексы специальных упражнений учитывают основные взаимосвязи мышечных групп организма и координируют действия этих групп в процессе обучения. Регулярные занятия упражнениями помогают учащемуся более осознанно организовать двигательный процесс, поддерживать его на должном уровне, активно управлять им, осуществлять координацию всей системы двигательного процесса.

Остаётся добавить, что успешному развитию навыков координации способствует игра в четыре руки, на двух инструментах, а также в различных ансамблях (дуэт, трио, и т.д.), то есть там, где требуется согласовать своё звучание с партиями других инструментов.

Список литературы

1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры Лиса по лесу ходила. – М.: Карапуз, 2005. – 19 с.

2. Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам техники. – С-П.: Композитор, 2009.

3. Забурдяева Е.,Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Вып.4. – С-П.: ООО Невская нота, 2010.

4. Мазель В. Музыкант и его руки. – С-П.: Композитор, 2003. – 180 с.

5. Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков. 1997. – 120 с.

6. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. – М.: Советский композитор, 1987. – 119 с.

7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика-ХХI, 2013. – 82 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: