Эволюция маркетинговой деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства вписывается в эволюцию развития концепции менеджмента, которая прошла через определенный стадии: производственная концепция, продуктовая концепция, концепция продаж, концепция маркетинга и концепция социально-этического маркетинга.
Концепция совершенствования производства исходит из того, что туристы будут благожелательны к турпродуктам, которые широко распространены и доступны по ценам, а следовательно, менеджмент должен сосредоточить все свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы сбыта. Производственная концепция опирается на то, что для того, чтобы сделать понравившийся туристам турпродукт доступным для широкого круга клиентов, необходимо повышать эффективность производства и сбытовой системы. Использование концепции совершенствования производства подходит в 2-х ситуациях. Первая — когда спрос на турпродукт превышает предложение. В этом случае менеджменту следует сосредоточиться на поиске способов увеличить производство. Вторая — когда себестоимость турпродукта (гостиничных услуг) слишком высока и ее необходимо снизить, а для этого требуется повышение производительности
Концепция совершенствования гостиничных услуг исходит из того, что туристы будут проявлять интерес к турпродуктам, предлагающим наивысшее качество обслуживания, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а следовательно, гостиничное предприятие должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании гостиничных услуг.
Например, менеджмент туристского (гостиничного) предприятия может потерять туристов, которые могут переключиться на другие виды отдыха, а соответственно перейти к другому предприятию, если полагает, что туристам нужен турпродукт сам по себе, а не получение позитивных эмоций, восстановление работоспособности и т.д.
Концепция продажи или интенсификации коммерческих усилий исходит из того, что туристы не будут покупать тур продукты (гостиничные услуги) туристского (гостиничного) предприятия в достаточных количествах, если не будут предприняты достаточные усилия в сфере сбытовой деятельности и стимулирования продаж.
Руководствуясь данной концепцией, разработаны различные приемы выявления потенциальных туристов и так называемые методы «жесткой продажи» им тур продукта (гостиничных услуг), когда на туриста активно воздействуют, фактически вынуждая сделать покупку.
Концепция маркетинга предприятия индустрии туризма и гостеприимства исходит из того, что залогом достижения цели гостиничного предприятия является определение нужд и потребностей туристского рынка и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга предприятия индустрии гостеприимства является не турпродукт, а клиенты гостиничного предприятия с их нуждами и потребностями.
Концепция социально-этического маркетинга предприятия индустрии гостеприимства исходит из того, что целью туристского (гостиничного) предприятия является установление нужд, потребностей и интересов туристского рынка и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем состоит сущность и особенности маркетинга гостиничных услуг?
2.Дайте характеристику основных концепций маркетинга.
3.Определите место гостиничной индустрии в структуре услуг.
4.Каково современное состояние рынка гостиничных услуг в Волгоградской области?
Тема 2 Реализация маркетинговых возможностей и разработка маркетинговых стратегий в индустрии гостеприимства
Цель лекции: изучить основные факторы маркетинговой среды гостиничного предприятия, этапы маркетинговых исследований гостиничного сервиса, основные понятия рынка критериев сегментации рынка гостиничных услуг.
Изучаемые вопросы темы:
2.1.Маркетинговая среда гостиничного предприятия
2.2.Маркетинговые информационные исследования их роль в формировании информационной базы предприятий гостиничного сервиса. Характеристика основных этапов процесса проведения маркетинговых исследований
2.3.Потребительский рынок и покупательское поведение. Сегментация рынка, критерия и признаки сегментации
Используемые информационные ресурсы:
Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец, И.И. Драгилева Маркетинг гостиничного предприятия [Текст]: учебное пособие /Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец - М: «Дашков и Ко, 2020-208с.
Дополнительная литература:
Шпырня, О. В. Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства: учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Туризм» и «Гостиничное дело» / О. В. Шпырня. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 119 c. — ISBN 978-5-93926-323-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78034.html