Характерные черты хабанеры

 

Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Однако главные черты, характеризующие музыку хабанеры, заключены не в этой ритмоформуле, являющейся общей для многих латиноамериканских танцев и песен, а в мелодике. Мелодическая линия, «эмоционально открытая, нежная, сладостная и элегантная одновременно», обычно содержит синкопы и триоли.

 

 

 

В музыкальном плане хабанера — 2-частная композиция из двух 8-тактовых периодов, каждый из которых повторяется дважды.

Генетически этот танец восходит к европейскому контрдансу, завезенному на Кубу в конце XVIII века. На протяжении первых десятилетий XIX века он трансформировался в кубинский контрданс с характерными местными чертами в музыке и хореографии. Эволюция европейского контрданса в хабанеру отразилась в его названии: сначала contradanza сократилась до danza; затем danza, которая особенно культивировалась в Гаване, получила название danza habanera (гаванский танец); позднее первое слово отпало. При этом название «хабанера» прочно укоренилось в Испании, а затем и в остальной Европе.

В середине XIX века проникает в европейскую академическую музыку. Особенно часто встречается в творчестве французских и испанских композиторов. Широко известны хабанера Кармен из одноимённой оперы Жоржа Бизе.

 

Начинается произведение с вступления с роковой темы Кармен в fis-moll, которая прозвучит несколько раз. Основной раздел хабанеры начинается с цифры 4 в тональности d-moll.

     Это вариации на 2 темы.

Первая тема:

 

 

1 проведение темы – 29 т., d-moll, тема звучит у кларнета 1, аккордеона 1, скрипки 1.

2 проведение темы – 37 т., d-moll, тема звучит у кларнета 1, аккордеона 1, скрипки 1.

3 проведение темы – 45 т., D-dur, тема звучит у кларнета 2, аккордеона 1, вибрафона.

4 проведение темы (появляется новая тема) – 53 т., D-dur, тема звучит у аккордеона 1, скрипки 1.

 

5 проведение темы – 62 т., D-dur, тема звучит у кларнета 1, аккордеона 1, скрипки 1.

6 проведение темы – 69 т., D-dur, тема звучит у кларнета 1, аккордеона 1, вибрафона, гитары.

7 проведение темы – 78 т., D-dur, тема звучит у кларнета 1, аккордеона 1, скрипки 1.

Пятая картина «Выход Кармен и Хабанера». Метр переменный, сложный в «Выходе Кармен» 6/8, и в 17 такте 9/8 с возвращением в 6/8, и простой 2/4 в Хабанере.

 Темп Allegro moderato (умеренно, скоро), во 2-ой цифре (15 такт) темп меняется Quasi Andante (как бы спокойно, почти не спеша), в 3-ей цифре (20 такт) poco ritenuto (немного замедляя), через два такта возвращаемся a tempo (в прежнем темпе); в3 цифре (24 такт) poco allargando (немного замедляя, расширяя); в 4 цифре (26 такт) Sostenuto (сдержанно).

Основная тональность 5 картины «Выход Кармен и Хабанера» - fis-moll, которая прозвучит несколько раз. Основной раздел Хабанеры начинается с цифры 4 в тональности d-moll. 

Основной композиционный принцип пьесы – гомофонно-гармонический, в первом не полном такте на 5 и 6 доле монодийная фактура, 2 такт – аккордовая фактура в 5 и 6 долях монодийная, в третьем такте также как и во втором; 4 такт монодийная и так чередуется 8 такта, 9 и 10 такты монодийная, 11 такт на 1 долю аккордовая и так до 2-ой цифры. В 3 цифре 20 и 21 такты аккордовая фактура; 22-23 такты гомофонно-гармоническая фактура, 24-25 такты опять монодийная фактура. С 4 цифры фактура гомофонно-гармоническая с элементами аккордовой фигурацией. В 6 цифре 48 такт прибавляется подголосочная фактура, а начиная с 7 цифры (53 такт) и до кона гомофонно-гармоническая фактура.

Общая нюансировка большей частью представляет собой ряд равномерных по силе звука динамических пластов. В 1 части картины «Выход Кармен и Хабанера», звучит ff начиная от начала картины и до 2 цифры. 2 вторая цифра (14 такт), звучит на f небольшое крещендо и в 15 такте переходим на диминуэндо и следующий такт фразы заканчивается на p. 5-тая доля 16 такта f, 4-ая доля 17 такта ff, 18 такт диминуэндо. 19 такт исполняется на p. 3-я цифра от 22 такта до 4-ой цифры pp. 4-ая цифра первая доля исполняется на sforzando вся остальная тема до 5-ой цифры (41-такта) звучит на p. 41 такт 2-ая доля ff и со 42 такта p. 7-ая цифра pp, 65 и 66 такты ff, 2-я доля 66 такта p, 67 такт крещендо и 68 mf и 69 такт p. 10-ая цифра 3 аккорда на ff, три такта опять p, 81такт ff, следующие три такта p и два последних тактов на ff.

Основная кульминация картины лежит во II части и занимает 61, 65, 77, 81. 85 такты; второстепенные в -I части (11,12). Агогические отклонения, широко используемые в музыке Щедрина, имеют место и в этой пьесе. В характере развития пьесы преобладают принципы повторения.

Эта партитура рассчитана на состав студенческого оркестра заочной формы обучения. В распределении тематического материала основная нагрузка падает на скрипичную группу, I баяны, кларнеты I и II, на втором месте аккордеоны II и III, саксафон-альт. валторна гитары, трубы, басы и контрабасы, а также группа ударных инструментов. Преобладающим штрихом является staccato, legato, а также штрихи portato, tenuto, marcato.

Дирижерский анализ. Схема дирижирования простая и сложная (2/4, 3/8, 9/8). Характер жеста отрывистый, кисть очень подвижная и гибкая, на ней лежит основная двигательная нагрузка. Преобладающим приемом дирижирования является точка – касание. Точка – отрыв используется в местах, где фраза начинается с неполной доли. Также часто используется прием взятия звука сверху, где нужно выделить ритмические единицы. В картине встречаются ферматы: снимаемая в 13 такте, фермата на паузе в 25 такте, и не снимаемая в 68 такте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: