Сущность педагогической деятельности представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.
Основные виды педагогической деятельности - преподавание и воспитательная работа.
|
|
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Преподавание и воспитательная работа имеют место в деятельности педагога любой специальности.
Структура педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность распадается на:
· конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
· конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся)
· конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.
|
|
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Его характеризуют: а)высокая гражданская ответственность и социальная активность; б)любовь к детям; в)подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; г)высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; д)потребность в постоянном самообразовании; д)физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Профессиональные качества - педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.
Принципы профессионального обучения.