Допуски и посадки конических соединений

Изучить лекцию и написать краткий конспект

Тема 4.1.1 Допуски углов и посадки конусов, резьбовых соединений

Допуски и посадки конических соединений

Широкое распространение конических соединений вызвано рядом их ценных свойств: самоцентрируемость, возможность легкого регулирования зазора и натяга с помощью изменения осевого расположения деталей, способность конической пары к быстрой разборке и сборке, герметичность и т.д.

Коническое соединение - соединение наружного и внутреннего конусов, имеющих одинаковые номинальные углы конусов, которые характеризуются большим диаметром D, малым диаметром d, длиной L конического соединения и базорасстоянием соединения zp (расстояние между принятыми базами конусов).

Базорасстояние соединения zp определяет относительное осевое расположение конических деталей.

Для конусов различают следующие виды допусков:

· TD - допуск диаметра конуса в любом сечении; он равен разности предельных диаметров конуса в одном и том же поперечном сечении (рис.1);

· TDs - допуск диаметра конуса в заданном сечении;

· AT - допуск угла конуса;

· TFR - допуск круглости конуса (допуск формы конуса);

· TFL - допуск прямолинейности образующей (допуск формы).

Допуски конусов нормируют двумя способами.

Первый способ заключается в совместном нормировании всех видов допусков, т.е. допуском TD диаметра конуса в любом сечении. Допуск TD определяет поле допуска конуса, ограниченное двумя предельными конусами, между которыми должны находиться все точки реальной поверхности конуса. Он ограничивает не только отклонения диаметра, но и отклонения угла и формы конуса, если эти отклонения не ограничены меньшими допусками (рис. 70).

Второй способпредставляетсобой раздельное нормирование каждого вида допуска: допуска TDs диаметра конуса в заданном сечении, допуска AT угла конуса, допуска TFR круглости и допуска TFL прямолинейности образующей конуса.

Допуски AT угла конуса и допуски формы конуса TFR и TFL назначают в том случае, если отклонения угла конуса ограничены более узкими пределами, чем это возможно при более полном использовании допуска TD.

Рис. 1. Поле допуска диаметра конуса в любом сечении

 

Допуски TD и TDs должны соответствовать ГОСТ 25346 и ГОСТ 25347 (по квалитетам с 01 по 18). Допуски AT должны соответствовать ГОСТ 8908, а допуск круглости TFR и прямолинейности образующей TFL - ГОСТ24643. При выбранном квалитете допуски TD и TFR назначают по номинальному диаметру большого основания конуса, а допуски TDs и TFL - соответственно по номинальному диаметру в заданном сечении и длине конуса L.

Полем допуска конуса называется область в пространстве, внутри которой должны находиться все точки реальной поверхности конуса (рис. 1).

ГОСТ 25307 устанавливает следующие основные отклонения: для наружных конусов – d, e, f, g,h, js, k, m, n, p, r, s, t, u, x, z; для внутренних конусов - H, Js, N. Перечисленные основные отклонения образуют поля допусков в сочетании с допусками 4 –12 квалитетов. Основные отклонения h, js, H, Js образуют поля допусков в сочетании с допусками всех квалитетов, установленных ГОСТ 25346.

Рекомендуется в посадках сочетать поля допусков одного квалитета. Допускается в обоснованных случаях повышать точность наружного конуса, но не более чем на два квалитета.

Различают следующие виды конических соединений:

· неподвижные (с натягом) предназначены для исключения взаимного перемещения деталей или для передачи крутящего момента. Натяг обеспечивается затяжкой или запрессовкой наружного конуса во внутренний. Такие посадки используются в соединениях конусов валов станков и электрических машин, в соединениях валопроводов судов, в соединениях фланцевых муфт с полыми и сплошными валами, конических штифтов с головками, уплотнительные пробки;

· плотные соединения (переходные) с возможностью скольжения применяются для обеспечения газо, -водо, -и маслонепроницаемости по сопрягаемым поверхностям, т.е. для герметизации соединения путем притирки поверхностей. Плотные соединения применяют в пробковых кранах трубопроводной арматуры, в двигателях для посадки клапан в седло и т.д;

· подвижные соединения (с зазором) применяются для обеспечения относительного вращения или зазора между этими парами. Они обладают достоинствами точного центрирования и компенсации износа рабочих поверхностей перемещением деталей вдоль оси. Такие посадки используются в точных приборах, конических подшипниках станков, дозирующих, регулирующих устройствах и т.п.

Коническое соединение характеризуется конической посадкой и базорасстоянием соединения.

Конические посадки подразделяются на четыре типа в зависимости от способа фиксации взаимного осевого положения наружного и внутреннего конусов:

первый тип - посадки с фиксацией путем совмещения конструктивных элементов сопрягаемых конусов (рис. 2, а); при этом могут быть получены посадки любого характера;

второй тип - посадки с фиксацией по заданному осевому расстоянию zpf между базовыми плоскостями сопрягаемых конусов (рис. 2, б); при этом могут быть получены посадки любого характера;

третий тип - посадки с фиксацией по заданному осевому смещению Ea сопрягаемых конусов от их начального положения, за которое принимается положение в момент фактического соприкосновения данной пары конусов (рис. 2, в). Осевые отклонения конусов отсчитывают от основной плоскости. Они положительны, если направлены от вершины конуса, и отрицательны, если направлены к вершине конуса. При смещении в осевом направлении внутреннего конуса влево получают посадки с зазором, а при смещении вправо – посадки с натягом.

четвертый тип - посадки с фиксацией по заданному усилию запрессовки Fs, прилагаемому в начальном положении конусов (рис. 2, г). При этом способе могут быть получены только посадки с натягом. Чем больше усилие запрессовки Fs, тем больше натяг в соединении.

а)                                             б)

в)                                                                                           г)

Рис. 2. Посадки конусов с фиксацией: а - путем совмещения конструктивных элементов конусов; б – по заданному осевому расстоянию zpfмежду базовыми плоскостями сопрягаемых конусов; в – по заданному осевому смещению Ea сопрягаемых конусов от их начального положения; г – по заданному усилию запрессовки FS

В посадках двух первых типов (выполненных путем совмещения конструкторских элементов или по заданному осевому расстоянию между базовыми плоскостями сопрягаемых конусов) допуски конусов предпочтительно нормировать первым способом (совместным).

В посадках третьего и четвертого типа (выполненных по заданному осевому смещению сопрягаемых конусов или по заданному усилию запрессовки), допуски конусов предпочтительно нормировать вторым способом (раздельным). Этим же способом предпочтительно нормировать допуски несопрягаемых конусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: