ü Прочитайте задание.
ü Продумайте свой ответ на задание.
ü Аргументируйте свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) или опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
ü Продумайте композицию творческой работы.
ü Напишите творческое задание в объёме не менее 150 слов.
ü Пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Письменный экзамен проводится следующим образом:
Первое прочтение текста и его восприятие на слух.
Небольшая пауза (пять минут), сосредоточение на услышанном, наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов.
Второе прочтение текста учителем или преподавателем.
Написание черновика (план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде).
Редактирование чернового варианта (когда отмечаются трудные случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего часа перед сдачей работы).
Выполнение работы набело (когда работа аккуратно переписывается с соблюдением красной строки, правильным членением текста и т.д.). Обратите внимание на записи, сделанные учителем или преподавателем на доске: если в тексте есть имена собственные, даты, трудные иноязычные слова, архаизмы, преподаватели запишут их на доске.
Самопроверка текста в течение последнего часа (около 60 минут).
Рекомендуемый алгоритм работы учащегося вовремя написания изложения с творческим заданием:
ü во время чтения учителем или преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде);
ü во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы;
ü написать текст на черновике (основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормысочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы; помните, что при написании подробного изложения необходимо пересказать текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, иногда близко к тексту, учитывая его стилистические особенности, иногда требуется изменить лицо рассказчика, озаглавить получившуюся работу;
ü проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
Помните, что за изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческимзаданием), которая является средним показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы.