Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
Битва на реке Калке | __________(А) | Даниил Галицкий |
__________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
__________(Г) | Первый шаг к ликвидации независимости Новгородской республики | Иван III |
Жакерия | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Уот Тайлер
2) Александр Невский
3) заключение перемирия в ходе Столетней войны
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Гильом Каль
8) Ледовое побоище
9) битва на реке Шелони
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
С-1. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
С-2. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС
ВАРИАНТ 3.
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Убийство Игоря древлянами
2) Основание Новгорода
3) Образование империи Карла Великого
Задание 2. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в.
1) А. Д. Меншиков, 2) Г. А. Потемкин, 3) П. И. Шувалов. 4) П. А. Румянцев, 5) Н. Н.Новосильцев 6) Е. Ф. Канкрин.
Задание 3. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
А) вира Б) полюдье В) удел Г) вече | 1) доля члена княжеского рода 2) штраф за совершенное преступление 3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви 4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани 5) народное собрание 6) точный размер дани |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 4. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана IV, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Астрахани
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) появление книгопечатания в Москве
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
Задание 5. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) П. Н. Ткачёв
2) Н. М. Муравьёв
3) М. А. Бакунин
4) В. И. Ульянов
5) П. Л. Лавров
6) П. И. Пестель
Задание 6. Установите соответствие между военными конфликтами и событиями, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ | СОБЫТИЯ | |
А) Семилетняя война Б) Русско-турецкая война 1768–1774 гг. В) участие России во второй антифранцузской коалиции Г) Крымская война | 1) сражение при Гросс-Егерсдорфе 2) Чесменское сражение 3) битва при Нови 4) Синопский бой 5) взятие Азова |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 7. Установите соответствие между именами учёных и сферой их деятельности.
УЧЁНЫЕ | СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
A) А. С. Попов Б) П. Л. Чебышёв B) В. Я. Струве Г) П. Н. Яблочков | 1) астрономия 2) физика 3) химия 4) математика 5) радиотехника |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 8. Установите соответствие между именами князей Древней Руси и прозваниями, закрепившимися за ними в истории.
ИМЕНА | ПРОЗВАНИЯ | |
A) Владимир Б) Святополк B) Ярослав Г) Олег | 1) Окаянный 2) Мудрый 3) Красное Солнышко 4) Вещий 5) Тишайший |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 9. Рассмотрите скульптуру и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый монумент целиком посвящён юбилею крещения Руси. 2) Создание монумента относится к XVIII в. 3) Монумент находится в Великом Новгороде. 4) Автором монумента был скульптор Э. Фальконе. 5) Монумент содержит элементы христианской символики. |
Ответ____
Задание 10. Напишите пропущенное словосочетание.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.