ТОЛЬЯТТИНСКИЙ
rос,дА,СТ88НМ111..
УНИВЕРСИТЕТ
Н.П. Котельников
Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет
Инженерно-строительный институт Кафедра «Дизайн»
Н.П. Котельников
АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА
Учебно-методическое пособие
|
УДК 72.021.2
ББК 30.2
К731
Рецензенты:
кандидат культурологии, заведующий кафедрой дизайна Тольяттинской академии управления Е.В. Ищенко;
член Союза архитекторов России,
доцент Тольяттинского государственного университета Е.В. Сперк.
К731 Котельников, Н.П. Архитектурная графика: учеб.-метод. посо- бие / Н.П. Котельников. – Тольятти: ТГУ, 2011. – 92 с.: обл.
Главной целью настоящего пособия является усвоение теоретичес- ких знаний по основам архитектурной графики, практическое приме- нение средств и приемов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим в процессе архитектурного проектирования. Пособие знакомит студентов со средствами изображения и видами архитектурной графики, с ее ролью в реальном и учебном проектиро- вании, взаимосвязью графики с видами творческой деятельности ар- хитектора, а также помогает формированию графических знаний и на- выков, необходимых для организации и осуществления деятельности дизайнера среды. На основе приобретенной изобразительной грамоты готовит будущих проектировщиков средовых объектов к правильному использованию приемов и средств архитектурной графики в дизайн- проектировании.
|
|
Предназначено для студентов специальности 070601 «Дизайн» оч- ной формы обучения.
УДК 72.021.2
ББК 30.2
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольят- тинского государственного университета.
|
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие позволит студенту, с одной стороны, овладеть зна- ниями по архитектурной графике, а с другой стороны – приобрести на- выки ее использования в профессиональной деятельности.
Архитектурная графика является языковым кодом изложения творческих идей и потому определяет, подсказывает и корректирует направление профессиональных исканий проектировщика. Архитек- турная графика оказывает активное влияние на проектное творчество. Она формирует наши мировоззренческие и профессиональные пред- ставления и этим воздействует на авторскую позицию каждой личнос- ти. Освоение ее влияет на качество и содержание памяти, воображения и фантазии.
Архитектурная графика – это целый мир богатейших образов и понятий, без которого не может быть творческих переживаний, столь необходимых каждому проектировщику. Овладение основами архи- тектурной графики делает ее мощным изобразительным средством в любом виде проектной деятельности. На практике это позволяет осознанно подходить к выбору графических приемов в проектирова- нии, пристально наблюдать и анализировать собственное творчество, ощущать тесную взаимосвязь профессиональной деятельности и окру- жающей действительности.
|
|
В своей деятельности проектировщику необходимо профессио- нально владеть архитектурной графикой, что позволит ему реализовать свои творческие замыслы. Все многообразие графических приемов ле- жит в основе принципов, на которых строится механика и технология изображения как ручной, так и компьютерной графики. Всеми осозна- ется важность исследования инструментария архитектурной графики не только как действенного средства повышения качества современно- го проектирования, но и качества обучения в высшей школе. Графика является одним из самых эффективных способов формирования и раз- вития творческих навыков у студентов в процессе их обучения.
Архитектурная графика в учебной работе преследует и воспита- тельные задачи. Благодаря освоению средств и видов графики студент познает композиционные закономерности архитектурных и средовых объектов, их стилевые особенности, художественные и технические
способы и приемы изображения, различные графические материалы. Графика является одним из важных критериев развития и оценки твор- ческих способностей студента, поэтому в учебной практике проекти- рования необходимо развивать культуру архитектурной графики, при- вивать вкус к разнообразным композиционно-графическим приемам изображения и материалам.
Обучение архитектурной графике практически складывается из подготовки студента по смежным дисциплинам, таким как начерта- тельная геометрия, рисунок и живопись. Совершенствование же осу- ществляется в процессе учебного проектирования. Именно там отра- батываются различные графические приемы в соответствии с объектом и стадиями проектирования, с идеей и содержанием архитектурного здания или сооружения.
Кроме архитектурного и дизайнерского существуют другие виды проектирования: конструктивное (рабочие чертежи конструкций), специальные разделы проектирования (к примеру, чертежи производс- твенного и инженерного оборудования, схемы электро-, тепло- и водо- снабжения). Во всех видах проектирования применяются свои графи- ческие приемы, которые тесно соприкасаются и частично сливаются с архитектурной и дизайн-графикой.
Практические упражнения, предложенные в данном пособии, дают возможность студентам сформировать навыки в использовании средств и приемов архитектурной графики в дизайн-деятельности, а затем применить в профессиональной сфере основные принципы фиксации проектных идей, касающихся как архитектурной среды в це- лом, так и отдельных средовых объектов.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Вид занятий | № семестра, число учебных часов в семестрах | |||||||||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого | |||||||||
РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | РУП | РПД | |
Лекции | ||||||||||||||||
Лабора- торные занятия | ||||||||||||||||
Практи- ческие занятия | 54 | 54 | ||||||||||||||
КСР | ||||||||||||||||
Аудитор- ные занятия | ||||||||||||||||
Самостоя- тельная работа | 6 | 6 | ||||||||||||||
Итого | 60 | 60 |
|
|