Композиция архитектурного чертежа

Композиционный замысел архитектурного чертежа наиболее убе- дительно представлен в проектной экспозиции. Содержание проект- ной экспозиции связано с количеством графических материалов, чер- тежей, необходимых для раскрытия проектной темы.

Число, содержание и характер графики чертежей зависит не только от объема проектной работы, но и от уровня подготовленности людей, которым адресован данный проект, от целей и полноты сообщения, которыми задается автор архитектурного проекта. Все эти параметры влияют на авторский замысел – комплекс представлений, суммирую- щий все, что связано с раскрытием функциональных, образных и тек- тонических особенностей проектного решения.

Архитектура как предмет и результат практической деятельности человека складывается из двух основных составляющих – функцио- нальной и эстетической организации архитектурной среды. Следо- вательно, в проектной экспозиции архитектурного объекта должна быть отражена следующая информация. Во-первых, функциональные особенности объекта, отражающие специфический строй социаль- но-культурных процессов, происходящих внутри или вокруг объекта,


и особенности его конструктивного устройства. Во-вторых, эстетичес- кие особенности архитектурной формы, которые заключаются в поня- тиях о ее красоте, изяществе или массивности тектонической структу- ры, стиле формообразования и т. д.

Компоновка проектной экспозиции на планшетах начинается с эс- киза взаимного расположения чертежей. Как правило, поиски компо- новочных вариантов экспозиции начинаются с вычерчивания модуль- ной сетки, изображающей типовые форматы архитектурных чертежей или подрамников в условиях учебного проектирования. Относительно этой сетки намечается определенное место и величина каждого чертежа сообразно с его смысловой нагрузкой. Главные элементы изображения являются композиционными центрами экспозиции, привлекающими внимание зрителей и выражающими основную идею авторского замыс- ла. На периферии размещается графическая и текстовая информация, разъясняющая и дополняющая основную проектную  информацию.

В процессе эскизирования делается несколько компоновочных вариантов, которые в результате сравнения постоянно дополняются и корректируются. После авторской правки наконец выбирается окон- чательный вариант, который соответствует представлению автора о качестве композиции экспонируемых чертежей. С этого момента на- чинается работа над чертежами, составляющими единую проектную экспозицию. Определяется окончательное число чертежей, компози- ция их взаимного расположения.

В эскизах проектной экспозиции выясняются и такие существенные вопросы, как характер графического исполнения каждого чертежа и, что особенно важно, характер графики тех чертежей, которые автор счита- ет главными. Выбор графического решения не терпит подчинения не- изменным стандартам, жесткого регламентирования изобразительных средств. В каждом конкретном случае именно характер экспозицион- ной идеи диктует автору применение особой палитры изобразительных средств, отражающих объемный или пространственный, динамичный или статичный строй композиционного решения объекта.

Выбор графической техники чертежей проектной экспозиции за- висит от характера архитектуры. Здания с простыми и четкими геомет- ризованными формами, строгими очертаниями силуэта, большими по- верхностями стен и остекления, четким рисунком оконных и дверных


проемов наиболее эффектно изображаются в линейной графике в со- четании с заливкой. Центральные по своему назначению чертежи мо- гут быть выполнены с применением штриховки в сочетании с рисунком стаффажа и антуража. Общая композиция такой экспозиции задумыва- ется в эскизе и затем в строгом согласовании с изначальной идеей испол- няется с тщательной графической проработкой каждого чертежа.

Сооружения, сложные по своим пластическим характеристикам, с ярко выраженными членениями формы, выразительным силуэтом, целесообразно моделировать в тональной графике или в цвете. Техни- ка тушевой отмывки, покраски гуашью или акварелью, моделирование сложной формы в технике аэрографа или компьютерной графике дают возможность выявления пластических качеств объемной формы. Любой зритель должен ясно и однозначно понять, где расположены центральные по своему назначению графические изображения (например, главный фасад или главный вид), после чего легко уловить, как считываются по- казатели чертежей, развивающих полученную информацию (например, планов этажей или генплана), а затем перейти к осмотру вспомогательных схем, рисунков, объемных моделей (например, технологических, функци- ональных схем или схем зонирования помещений и территорий).

Исполнение проектной экспозиции в обучении несколько отли- чается от работы над ней в условиях реального проектирования. Усло- вия обучения в большей степени способствуют поиску новых, более эффективных и выразительных приемов графического изображения. В обучении графика исполнения проектных заданий может носить эк- спериментальный характер, а проектное эскизирование способно при- вести автора к совершенно неожиданным решениям и приемам графи- ческого моделирования.

Работа над современной графической экспозицией немыслима без понимания специфической роли объемного графического моделирова- ния в процессе проектирования. Только знание особенностей отображе- ния проектной информации в форме объемной модели может подска- зать архитектору или учащемуся архитектурной школы оптимальные графические и композиционные приемы отображения проектных идей. Вывод. Композиция архитектурного объекта всегда включает в себя гармоничное построение зрительно организованной целостной фор- мы, которое осуществляется через архитектурную графику посредс-


твом языка ее символов и знаков. От авторской интерпретации приемов и способов архитектурной графики, от умения вложить в этот язык свое личное понимание изображаемой темы зависит активность восприятия проектной экспозиции зрителем. Восприятие эстетических особеннос- тей объекта, отраженного в проектной экспозиции, зависит от выра- зительности и полноты применяемых автором графических приемов, а также от состава проектной экспозиции.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: