Русская скульптура XVIII века.Бартоломео-Карло Растрелли

БИЛЕТ № 18

Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало, пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров.

КАРЛО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Некоторые из иностранных художников на долгие годы или на всю жизнь оставались в России и испытывали активное воздействие русской национальной культуры, ее прогрессивных запросов. Среди видных мастеров начала XVIII в., нашедших здесь свою вторую родину, особенно выделяется Карло Бартоломео Растрелли (1675 — 1744); он приехал в 1716 г. на три года по договору, по окончании срока которого остался в России навсегда.

Скульптурным портретам, относящимся к зарубежному периоду его творчества, были свойственны внешняя пышность и идеализация. В России он выполняет портреты, основанные на реалистическом восприятии действительности. Правдивая трактовка внутреннего мира человека сообщает произведениям необычайную силу эмоционального воздействия. Созданные скульптором образы отличаются суровостью, мужеством, внутренней сосредоточенностью.

 

К.Б.Растрелли. Бюст Петра I

 

В 1719 г. Растрелли снял с лица Петра I маску, по которой затем исполнил портретную скульптуру — голову Петра (гипс). Этим произведением мастер постоянно руководствовался, работая над портретами царя. В поясном изображении Петра (1723; отлит в чугуне в 1810) Растрелли создал запоминающийся образ преобразователя России, передал его целеустремленность, неукротимую энергию, властную силу и необычайную волю. Украшающие латы рельефы с изображением Полтавской баталии и аллегории (Петр I, высекающий статую «Обновленной России») углубляют характеристику образа.

 

 

К.Б.Растрелли. Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком»

 

Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза) — наиболее значительное произведение К. Б. Растрелли. Императрица изображена как бы участвующей в торжественной церемонии. Она остановилась, чтобы взять державу, которую подает ей арапчонок. Властный жест руки, держащей скипетр, высокомерная величавость и надменный взгляд, пышность драгоценного одеяния и грузность фигуры — все это с большой убедительностью раскрывает образ «престрашного взору» императрицы и вместе с тем характеризует великолепие дворцовой жизни в царствование Анны Иоанновны. Статуя воспринимается как обобщенный образ самодержавия той эпохи.

 

 

С большим мастерством, тонкой, почти ювелирной обработкой бронзы передал Растрелли драгоценные камни, кружева, шитье, мех и ткани. Чеканка деталей одежды заняла почти три года работы лучших мастеров, вызванных в помощь Растрелли из различных ведомств Петербурга и Москвы. Тщательная отделка деталей не нарушает цельности образа, а еще более обогащает его.

 

В монументе автор соединил парадность и жанровость, показав контрасты общественной жизни середины XVIII века. Несколько раньше Б.К. Растрелли создал величественный образ А.Д. Меньшикова (1716—1717). Это типичный парадный портрет эпохи барокко, в котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Петр I полон величия и героизма. Б.К. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (1741—1744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям.

 

Работы Б.К. Растрелли послужили началом развития как русского скульптурного портрета, так и монументальной русской скульптуры.

Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скуль­птуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса кото­рых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутрен­ний мир, характер, многогранность индивидуальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: