БИЛЕТ № 18
Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало, пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров.
КАРЛО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ
Некоторые из иностранных художников на долгие годы или на всю жизнь оставались в России и испытывали активное воздействие русской национальной культуры, ее прогрессивных запросов. Среди видных мастеров начала XVIII в., нашедших здесь свою вторую родину, особенно выделяется Карло Бартоломео Растрелли (1675 — 1744); он приехал в 1716 г. на три года по договору, по окончании срока которого остался в России навсегда.
Скульптурным портретам, относящимся к зарубежному периоду его творчества, были свойственны внешняя пышность и идеализация. В России он выполняет портреты, основанные на реалистическом восприятии действительности. Правдивая трактовка внутреннего мира человека сообщает произведениям необычайную силу эмоционального воздействия. Созданные скульптором образы отличаются суровостью, мужеством, внутренней сосредоточенностью.
|
|
К.Б.Растрелли. Бюст Петра I
В 1719 г. Растрелли снял с лица Петра I маску, по которой затем исполнил портретную скульптуру — голову Петра (гипс). Этим произведением мастер постоянно руководствовался, работая над портретами царя. В поясном изображении Петра (1723; отлит в чугуне в 1810) Растрелли создал запоминающийся образ преобразователя России, передал его целеустремленность, неукротимую энергию, властную силу и необычайную волю. Украшающие латы рельефы с изображением Полтавской баталии и аллегории (Петр I, высекающий статую «Обновленной России») углубляют характеристику образа.
К.Б.Растрелли. Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком»
Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза) — наиболее значительное произведение К. Б. Растрелли. Императрица изображена как бы участвующей в торжественной церемонии. Она остановилась, чтобы взять державу, которую подает ей арапчонок. Властный жест руки, держащей скипетр, высокомерная величавость и надменный взгляд, пышность драгоценного одеяния и грузность фигуры — все это с большой убедительностью раскрывает образ «престрашного взору» императрицы и вместе с тем характеризует великолепие дворцовой жизни в царствование Анны Иоанновны. Статуя воспринимается как обобщенный образ самодержавия той эпохи.
|
|
С большим мастерством, тонкой, почти ювелирной обработкой бронзы передал Растрелли драгоценные камни, кружева, шитье, мех и ткани. Чеканка деталей одежды заняла почти три года работы лучших мастеров, вызванных в помощь Растрелли из различных ведомств Петербурга и Москвы. Тщательная отделка деталей не нарушает цельности образа, а еще более обогащает его.
В монументе автор соединил парадность и жанровость, показав контрасты общественной жизни середины XVIII века. Несколько раньше Б.К. Растрелли создал величественный образ А.Д. Меньшикова (1716—1717). Это типичный парадный портрет эпохи барокко, в котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Петр I полон величия и героизма. Б.К. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (1741—1744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям.
Работы Б.К. Растрелли послужили началом развития как русского скульптурного портрета, так и монументальной русской скульптуры.
Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скульптуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса которых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутренний мир, характер, многогранность индивидуальности.