Тема: «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит»
Цель: познакомить со значением оберега в жизни человека; изготовление берестяного (очелья) оберега.
Задачи:
- формирование представлений о плетение из бересты и оберегом в жизни человека;
- развитие творческой активности и самостоятельности в работе;
- воспитание трудолюбия и привитие интереса к ремёслам родного края.
Оборудование:
- инструменты – ножницы, коточик, скрепки
- материалы – береста.
- технологическая карта
- обереги разных видов плетения
Ход урока:
Организационный момент – подготовка к уроку.
- Здравствуйте.
Вводная часть урока.
- Сегодня у нас будет необычный урок.
- На уроке вы познакомитесь с плетение оберега.
У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.
Очелье – лобная повязка для поддерживания волос, носится как женщинами, так и мужчинами.
Очелье имеет два названия, первое очелок (поясок на чело) и второе берегиня (название говорит само за себя).
Обруч — головной убор, применяемый для укладки длинных волос так, чтобы не мешали. При этом способствует уменьшению головной боли и служит украшением. Может послужить неплохим, хоть и незамысловатым подарком.
На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье, и береста обладает уникальными свойствами.
Оберег - очелье для головы снимает головную боль, нормализует давление.
-А сейчас послушайте задание. Вам необходимо выполнить берестяное очелье. Работать будем, используя технологическую карту, которая лежит у вас на столе.
-Подумайте, какие инструменты понадобятся вам для работы?
(Ответы учащихся- ножницы, коточик, скрепки).
- Вспомним технику безопасности при работе с ножницами
1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей.
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
- Не забывайте пользоваться правилами во время работы.
- Если нет вопросов, можно приступать к выполнению задания.
3. Практическая работа (действия по технологической карте)
Учитель осуществляет помощь в работе.
Во время практической работы проводится физ. минутка.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
4. Подведение итогов.
-Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с плетением необычного оберега, а сейчас проверим, что вы узнали на уроке разгадав кроссворд.
Дети разгадывают кроссворд.
Кроссворд |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| Б |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| С |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
1.Ободок для головы. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2.Старинное название оберега. |
|
| ||||||||||||||||||||||
3.Кора дерева, из которой плетут. |
| |||||||||||||||||||||||
4.Канцелярский предмет для скрепления лент. | ||||||||||||||||||||||||
5. | …. не коромысло, плеч не оттянет. | |||||||||||||||||||||||
6.Инструмент | для плетения. |
|
| |||||||||||||||||||||
| 7.Из чего плетут изделия. | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
- Мальчики, для кого вы бы хотели сделать ваши обереги? (Ответы детей).
Вывод урока
- Ребята, вы сегодня отлично поработали на уроке, ведь работа была проделана большая и серьёзная.
Закончить наш урок мне хочется пословицей: С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
Большое спасибо!