ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов [35; 93]. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе. Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие иитонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения и слоговой структуры слов, лексико - грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи [76; 77; 90]. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроизношением. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ФФНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значенmo высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, Т.е. использовать их как фонологические средства языка" [38].
Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим исследованиям, в его состав наряду с другими компонентами-физическим, звуковысотным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух, каждый из составляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, определяет степень развития последнего [69]. Установлено, что даже в норме у детей 6-7 лет зачастую речевой слух оказывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наоборот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность [21; 67; 68; 69]. Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различныe речевые дефекты и посещающих специалъныe учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологических оборотов, что является причиной интонационно монотонной И лексически невыразительной речи [70; 19; 20 и др.]. Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР специально не исследовалась, фактические данныe об интонационных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста малочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
В связи с этим определена проблема исследования: каковы особенности интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и направления логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Предмет исследования -особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если:
-в процессе коррекционного обучения учитывать, что в структуру дефекта входит несформированность интонационной стороны речи;
- в системе логопедического воздействия использовать специальные приемы по формированию интонационной выразительности, основанные на развитии у детей фонематического восприятия, слухового внимания, звуковысотного слуха и слухоречевой памяти.
В соответствии с намеченной целью и вьдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи в структуре фонетико-фонематических нарушений.
2. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной выразительности у детей в системе логопедического воздействия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи.
3. Подобрать и систематизировать дидактический и игровой материал для работы над интонационной выразительностью речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания), эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей [34; 83; 91; 3]; современные научные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематической системы в норме и патологи, о симптоматике и структуре дефектов произносительной стороны речи [11; 12; 90; 33; 18]; теория речевой деятельности [34; 58; 91; 12; 13]; принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработке мало изученной проблемы, касающейся роли интонации в логопедической работе по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников в период подготовки к обучению грамоте.
Практическая значимость исследования:
- В соответствии с результатами и выводами обследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию интонационных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, обеспечившие эффективность обучения;
- подобран и систематизирован дидактический, игровой и наглядный материал для работы над интонационной выразительностью речи, предложены методические рекомендации по его использованию.
Этапы проведенuя исследованuя:
1 этап (сентябрь – октябрь 20 г.) - изучение и анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической литературы, постановка проблемы и определение задач исследования.
2 этап (ноябрь – декабрь 20 г.) - теоретическое обоснование методики экспериментального изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
3 этап (январь – март 20 г.) - проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование исходных положений и выводов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО- ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ