ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ
Цель настоящего исследования состояла в выявлении характера нарушений фонематических процессов и интонационной стороны речи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием.
В соответствии с намеченной целью перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести комплексное логопедическое обследование детей.
2. Выявить и сравнить особенности фонематического восприятия, звукопроизношения, языкового анализа и синтеза и интонационной стороны речи у детей с нормальным речевым развитием и с ФФНР.
В соответствии с задачами исследования было проведено экспериментальное изучение детей старшего дошкольного возраста той и другой группы.
Дети с нормальной речью (25 чел.) посещали ДОУ № 23 г. Красноярска и обучались по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (контрольная группа). Экспериментальную группу составили 60 человек, в которую вошли 30 детей с акустико-фонематической дислалией и столько же со стертой дизартрией. Все дети, по заключению специалистов, имели сохранный слух и интеллектуальное развитие в пределах нормы.
|
|
Для исследования особенностей фонематического восприятия и интонационной стороны речи применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания), педагогический эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.
Индивидуальное изучение дошкольников экспериментальной и контрольной групп проводилось по следующим направлениям:
1. Выявление особенностей произносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии и акустико-фонематической дислалией.
2. Изучение особенностей состояния артикуляционной и мимической мускулатуры.
3. Исследование процессов фонематического восприятия и языкового анализа.
4. Исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз, соответствующих трем основным видам интонации русского языка (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
5. Исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения.
С целью выявления особенностей соматического и нервно-психического состояния детей экспериментальной группы был проведен анализ анамнестических сведений.
По данным медицинских карт, подавляющее большинство детей (52 чел.), посещавших детский сад и вошедших в экспериментальную группу, имели 2-ю группу здоровья, которая характеризуется сниженным уровнем физического развития, наличием незначительных морфологических или функциональных отклонений в состоянии здоровья, реактивностью детского организма, свидетельствующей о частой заболеваемости, возбудимости, утомляемости.
|
|
Остальные (8 человек) были отнесены к 3~й группе здоровья, что характеризовало их как больных детей, имеющих хронические заболевания или врожденные пороки развития в состоянии компенсации.
У тридцати одного ребенка в анамнезе отмечались вредности социального характера, обусловленныe неблагоприятными условиями воспитания (распавшиеся семьи, алкоголизм членов семьи, дефицит внимания к ребенку, вследствие большой занятости родителей, отсутствие нормальных условий проживания).
На основании анамнестических сведений и данных логопедического обследования, бесед с родителями и воспитателями, наблюдений за детьми экспериментальной группы на прогулках, в процессе игровой, а также учебной деятельности, были сделаны выводы о некоторых психологических особенностях этих детей на момент обследования. При относительно хорошем внимании, критическом отношении к речи, у большинства детей с дислалией отмечалась быстрая утомляемость, истощаемость и отвлекаемость. У детей с легкой формой дизартрии в эмоционально - волевой сфере отмечались неустойчивость внимания, в отдельных случаях - повышенная раздражительность, плаксивость, легкая возбудимость, или, напротив, вялость, заторможенность, малая подвижность. У всех детей с легкой формой дизартрии в процессе обследования и на занятиях наблюдалась быстрая утомляемость, истощаемость и легкая отвлекаемость.