Развитие словаря в онтогенезе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Проблемой нашего исследования овладение лексикой дошкольников  .

Объектом исследования является общее недоразвитие речи, а предметом – особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – эффективность логопедической работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста   будет существенно повышена, если опираться на: ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста (игровую) и поэтапность формирования обогащения словаря.

Цель данного исследования – изучить особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР,  подобрать  методики направленные на формирование развития словаря у данной категории детей.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот преиод у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

В качестве основных, выделяются следующие компоненты значения слова:

1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);

2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день).


 


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ

Го ГОДА ЖИЗНИ

Развитие словаря в онтогенезе

В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово…развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа ко все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» (Л.С.Выготский).

Исследования показывают, что ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный концептуальный компонент значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением слова.

По мнению А.Р.Лурии первоначально при формировании предметной соотнесённости слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе [18. С. 21].

Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На первых стадиях знакомства ребёнка со словом ребёнок ещё не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. Так как первоначально ребёнок воспринимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. На раннем этапе развития речи на предметную отнесённость слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. Например, словом мишка ребёнок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку («растяжение» значения слова).

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении с взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

0 степень – собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

1 степень – к концу 2-ого года жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств – имён нарицательных.

2 степень – в возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда…), передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, краснота).

3 степень – к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

4 степень – к подростковому возрасту, дети усваивают и осмысливают такие слова, как предметность, признак, состояние и т.д.

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным Е.А.Аркина (возраст – количество слов): 1 год - 9 слов; 1 год 6 мес. - 39 слов; 2 года - 300 слов; 3 года 6 мес. - 1110 слов; 4 года 1926 слов.

По данным А. Штерна: 1,5 года - 100 слов; 2 года - 200 - 400 слов; 3 года 1000 – 1100 слов; 4 года - 1600 слов; 5 лет - 2200 слов;

По данным А.Н. Гвоздёва словарь четырёхлетнего ребёнка состоит (часть речи - количество % в словаре): существительные - 50,2 %; глаголы - 27,4 %; прилагательные - 11,8 %; наречия - 5,8 %; числительные - 1,9 %; союзы - 1,2 %; предлоги - 0,9 %; междометия и частицы 0,9 %.

По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля.

 Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков [25.C.108]. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Суть «генерализации» состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий – лисячий, слонячий, белячий). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребёнок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определённые морфемы и соотносит их с определённым значением. Так, выделив морфему –ниц, из слова мыльница, сахарница, конфетница, ребёнок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением ребёнок образует слова типа сольница.

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии» (копать – лопать, лопатка – копатка, вазелин - мазелин). Это свидетельствует о функционировании в сознании ребёнка системы межсловесных связей, о начале установления словообразовательной парадигмы.

    Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия, признаки окружающей действительности.

    Различают словарь активный и пассивный.

    Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

    Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

    В дошкольном возрасте ребенок должен обладать таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

    Развитие словаря понимается как длительный процесс овладевания словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

    Можно выделить количественную и качественную стороны этого процесса. Прежде всего бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. Так, в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3, 5 тысяч.

    Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

    Содержанием каждого слова является понятие. Мысль, слово показывают общее.

    В психологии содержание слова также определяется как обобщение или понятие. Л.С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности [23.C.67].

    Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно действенного и наглядно – образного мышления ребенок овладевает, прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

    Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла.

    Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова [1.C.56]. Так как понятийное мышление у ребенка – дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово «часы» обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

    По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления, начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово «мама» он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

    Это же явление на другом содержании прослеживается оболе старших детей. Так овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, помидор, капусту, и т.д. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова [8.C.96]. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного возраста изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

    Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

    Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строиться программа и методика словарной работы в детском саду.

Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познания им окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Задачей является анализ содержания словарной работы с детьми дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметами окружающего мира и явлениями общественной жизни. В разных возрастных группах это содержание знаний имеет свою специфику.

    На шестом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становиться введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло – красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый; тяжелее, легче, холоднее, теплее, теплый, горячий; прочный, непрочный, прочнее; размокает, не размокает, размокает медленно и т.д.).

    Например: «Найди точное слово».

    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

    - Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное – что это?»

Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

    - - Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный … (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон … (кислый). Весной погода теплая, а зимой … (холодная).

    - - Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

    - - Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона … (летает), рыба … (плавает), кузнечик … (прыгает). Кто из животных какой голос подает? Петух … (кукарекает), корова … (мычит), тигр … (рычит).

    - - Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

    Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,

    А ты ответишь …(низко). Ответишь ты … (храбрец).

    Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу –

    А ты ответишь … (близко). Ну отвечай … (конец).

    - Теперь можешь придумать слова противоположные по значению.

    Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать – мчаться, пришел – приплелся), или значение прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный, старый – дряхлый, робкий – трусливый).

    Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, весу, цвету, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый), или заканчивают предложение, начатое предлогом (Один теряет – другой … (находит)).

    А также содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с жизнью и трудом людей.

    На шестом году жизни словарь пополняется более широким кругом профессий, работающих на строительстве (крановщик, каменщик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т.д. Здесь же в словарь широко вводится названия разных видов техники (электромясорубка, пылесос, стиральная машина, экскаватор, трактор). Кроме того, школьники показывают отношение людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь (старательно, слажено, дружно, умело).

    Помимо ознакомления с трудом как основным общественным явлением, «Программа воспитания в детском саду» предусматривает пополнение словаря в процессе ознакомления и с другими общественными явлениями (служба в армии, участие в общественных организациях).

    В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, телепрограмм и т.д.) [13.C.132]. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

    Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.

    Эта система складывается из трех разновидностей: занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсии, демонстрации предметов и т.д.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знания детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, особенностями, свойствами), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщения, формирования понятий.

    Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. Единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

2. Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятий.

3. Наличие наглядности как основы организации речевой и познавательной активности.

4. Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Рассмотрим как решаются задачи словарной работы на занятиях посвященных ознакомлению с предметным миром. Данное содержание реализуется через все три разновидности занятий. Работа по формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия – демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры – занятия типа «Оденем куклу», «Напоим мишку чаем» и т.д.

    Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить эту задачу можно, если правильно организовать восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию – это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятия слово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данного предмета. С этой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где предмет? Уловив активный поиск ребенком предмета, воспитатель показывает его вновь. Тем самым слово связывается с самим предметом. Его образ становиться узнаваемым. Затем педагог стремиться вызвать активное подражание – повторение ребенком слова при появлении или исчезновении предмета.

Связная речь

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [14.C.18].

Умение связно, последовательно, четко и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение, обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Таким образом, под связной речью понимают развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку: 1. словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно); 2. формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); 3. воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно суметь сформулировать и задать вопрос, в соответствие с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивировано отстаивать свое мнение.

Монологическая речь, как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости, взаимосвязи отдельны звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: