После того, как был проведён формирующий эксперимент, мы провели контрольный эксперимент, целью которого явилось уточнение результатов проведённой работы (правильность или ошибочность гипотезы).
На данном этапе работы испытуемым предлагались 4 задания по развитию устной связной речи:
- составление рассказа по серии сюжетных картинок,
- составление рассказа по картине,
- описание предмета,
- пересказ текста (задания те же, что и в констатирующем эксперименте). Результаты повторного исследования приведены в приложении 1, таблицы 11 – 19, диаграмма 2.
По итогам контрольного эксперимента у экспериментальной группы во всех заданиях были выявлены улучшения результатов с 505 до 764 баллов.
У контрольной группы дошкольников отмечено незначительное увеличение количества балов за все задания с 494 до 588 баллов. Данные сравнительного анализа приведены в приложении1, диаграмма 3.
Таким образом, отмечается положительная динамика как в экспериментальной, так в контрольной группе, но рост общего количество баллов (за выполнение всех заданий) в экспериментальной группе составляет – 259 баллов, а в контрольной – 94 балла. И данный сравнительный анализ результатов коррекционной работы в двух группах свидетельствует об эффективности предложенной нами системы коррекционной работы по формированию устной связной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня с использованием игровых приёмов, который целенаправленно проводился с экспериментальной группой.
|
|
Заключение
Проведённые нами исследования позволили определить уровень сформированности устной связной речи детей с ОНР III уровня, и влияние игровых приёмов на её развитие.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического, последовательного, развёрнутого изложения.
В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребёнок овладевает ею последовательно, постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Происходит оно именно в дошкольном возрасте. Сначала детей устраивает вопросно-ответная форма речи, переход к самостоятельному связному высказыванию постепенен. И не всем даётся легко.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была разработана и применена система коррекционных приемов и занятий, направленных по формированию связной речи у детей с ОНР III уровня с использованием игровых приемов.
Для более достоверного подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован формирующий (обучающий) эксперимент с детьми экспериментальной группы, а потом был проведен - контрольный эксперимент в обеих группах, результаты которого показали, что у экспериментальной группы были отмечены значительные улучшения результатов по всем заданиям с 505 до 764 баллов, тем самым рост составил – 259 баллов. У контрольной группы – тоже была отмечена положительная динамика, но незначительная как в экспериментальной группы с 494 до 588 баллов. Рост составил – 94 балла.
|
|
Таким образом, полученные результаты в ходе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной нами системы коррекционной работы по формированию устной связной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня, которая заключалась в проведение систематической и целенаправленной работе по формированию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с опорой на ведущий вид деятельности – игровой (через применение игровых приемов в развитии устной связной речи), который положительно влияет на развитие речевой деятельности ребенка в целом, и в дальнейшем способствует их успешности в подготовке к школьному обучению. Это подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы, о том, что эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ОНР III уровня будет повышена, если развитие устной связной речи будет проводиться с использованием специальных дидактических игр и развивающих упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. и др. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 256с.
2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. -240с.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, 1997. – 97с.
5. Воспитание детей в средней группе детского сада /Сост. Г. М. Лямина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1982. - 256с.
6. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях /Под ред. А. Ф. Говорковой, Н. И. Кузиной. - М.: Просвещение, 1981. - 208с.
7. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985.-191 с.
8. Герпова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 472с.
10. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием //
Дефектология. - 1983. - №5
11. Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1983.- №3
12.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты //Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Изд-во «Совершенство», 2001. - 368с.
13. Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. - М.:Просвещение, 1985. - 207с.
14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 48с.
15. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М.: Просвещение, 1991, 256с.
16. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб.: СОЮЗ, 1999.-160с.
17.Логопедия. /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. - 680с.
18. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1999. - 320с
19. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).— М.: Просвещение, 1951.
20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1986.
21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. 2-е изд. испр - М.: 1988. – 159с.
|
|
22. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение,1992.-160с.
23. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаечива. - М.: Просвещение, 1984. -240с.
24.Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей /Н. Е. Богуславская, В. И. Капченос, А. Ю. Купалова и др. Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240с.
25. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. М., Просвещение,2001.- 49с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
27. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972.- 47с.
28. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи /Ред.
составитель С. А. Миронова. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.
29.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Изд. центр. «Академия», 2000. - 200с.
30. Очерки патологии речи и голоса /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М, 1963. 98с.
31. Правдина О.В. Логопедия.- М.: Просвещение, 1996.-302с.
32. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 1997.-348с.
33. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: «Школьная пресса», 2003.
34. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.- 448с.
35. Поваляева М.А. и др. Педагогические основы логопедической помощи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. -425с.
36. Поваляева М.А., Чебанян Г.Г. Сказкотерапия в процессе интеграции личности ребенка/ Ребенок с большой буквы: Сборник статей // Под ред. М.А. Поваляевой, Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.-432с.
37.Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова. - М.:Просвещение, 1988. - 222с.
38.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. -3 изд.,испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
39. Речь, речь, речь. /Под ред. Т. А. Ладыжинской. - М.: Педагогика, 1983. -144с.
40.Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи. - М.:Просвещение, 1968.- 89с.
41. Расстройство речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М,1969. -98с.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2002. -506с.
|
|
43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 344с.
44. Соловьёва О. И. Методика развития речи и обучение родному языку в
детском саду, 3-е изд. – М.: Просвещение, 1966.- 176с.
45. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни: Автореф.дис. канд.пед.наук. М.,1998.-199с.
46.Специальная педагогика /Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400с.
47. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: «Владос», 2008.-256с.
48.Тихеева Е. Н. Развитие речи детей, 4-е изд. - М, 1972.-157с.
49.Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб: Детство - ПРЕСС, 1999. – 48с.
50.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.:«Изд-во ГНОМ и Д», 2001. - 48с.
51.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
52.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, «Акцент», 1997. -143с.
53.Трубникова Н. М. Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 - «Логопедия»: Метод, рекомендации для студентов факультета коррекционной педагогики /Урал. Гос. пед. университет. - Екатеринбург, 2000. - 27с. 44с.
54. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 206с.
55.Филичева Т.Б., Туманова В.В. Совершенствование связной речи. – М., Просвещение,1994.- 80с.
56. Филичева Т.Б., Туманова В.В.Дети о ОНР. Воспитание и обучение. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 80с.
57.Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.
58.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 30с.
59.Филичева Т. Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.-223с.
60.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с ОНР. М., 1991.- 44с.
61. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1. М., 1993.-103с.
62. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей в специальном детском саду// дефектология. – 1998. - №5
63. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984.- 159с.
64. Флёрова Т.М. «В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий». Ростов/Д.: «Феникс», 2008.-256с.
65..Флёрова Ж. М. Логопедия. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320с
66. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников.- М.: Учпедгиз, 1958. – 126с.
67.Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.-384с.
68.Хрестоматия по логопедии в 2т. Т1. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстовой. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. - 560с.
69.Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. СПб.: Изд- во «Лань», 2001. - 64с.
70. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. М.: Просвещение, 2009. – 112с.
71. Эльконин Д. Б. Психология игры - М.: Педагогика, 1978. - 304с.
72. Ястребова А.В. коррекция недостатков речи у дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 1997.
73.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. -120с.
74.Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе. Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению детей в школе. М.: РАО, 1994.
Приложение 1
Таблица 1 «Экспериментальная группа» (далее – ЭГ)
№ | Имя, фамилия ребёнка | Дата рождения | Речевое заключение |
1. | Алёна Н. | 24.05.2003г. | ОНР III уровня |
2. | Поля Ч. | 06.08.2003г. | ОНР III уровня |
3. | Маша М. | 09.06.2003г. | ОНР III уровня |
4. | Наташа Б. | 12.09.2003г. | ОНР III уровня |
5. | Артём С. | 21.04. 2003г. | ОНР III уровня |
6. | Максим Л. | 15.03.2003г. | ОНР III уровня |
7. | Владик С. | 28.02.2003г. | ОНР III уровня |
8. | Оля П. | 16.03.2003г. | ОНР III уровня |
9. | Илья Т. | 11.07.2003г. | ОНР III уровня |
10. | Никита Б. | 02.04.2003г. | ОНР III уровня |
Таблица 2 «Контрольная группа» (далее – КГ)
№ | Имя, фамилия ребёнка | Дата рождения | Речевое заключение |
1. | Гена Б. | 20.04.2003г. | ОНР III уровня |
2. | Вера П. | 16.08.2003г. | ОНР III уровня |
3. | Вика Б. | 26.06.2003г. | ОНР III уровня |
4. | Серёжа В. | 12.02.2003г. | ОНР III уровня |
5. | Артур И. | 11.03. 2003г. | ОНР III уровня |
6. | Слава Ж. | 07.03.2003г. | ОНР III уровня |
7. | Илья И. | 23.04.2003г. | ОНР III уровня |
8. | Ника А. | 29.04.2003г. | ОНР III уровня |
9. | Саша Т. | 17.07.2003г. | ОНР III уровня |
10. | Саша Б. | 27.01.2003г. | ОНР III уровня |
Таблица 3 «Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ»