Использование дидактических упражнений в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, что определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию [6, с. 36].

Основная особенность дидактической игры определена её названием: это игры обучающие.

По словам С.Л. Новоселовой, в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все, таким образом он, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем [49, с. 40].

Д.В. Менджерицкая отмечает, что ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры, а Н.К. Крупская говорила об игре как «серьезной форме учения» [41, с. 255].

А.П.Усова подчеркивала, что дидактические игры формируют умственную деятельность, что, играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях – еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом»

Д.Б. Годовикова делает вывод о том, что игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка [15]

Е. Говорова в своих работах делает акцент на то, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние развитие на умственную деятельность ребенка. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений [14, c. 65]

По утверждениям В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, ребенок растет как существо развивающееся, и подчеркивают, что «внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Дошкольник начинает учиться, играя» [41, с. 122-123].

Как отметил В.И. Селиверстов, в игре зарождаются и выделяются другие виды деятельности – труд, учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в том числе в учебную [26, c. 252].

Следовательно, являясь ведущей деятельностью, игра наиболее эффективно влияет на формирование новообразований ребенка, его психических процессов, умственного, эмоционального развития.

А.К. Бондаренко определяет основную особенность дидактических игр их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила [6, c. 246]

А.Н. Леонтьев, отмечал, что дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают и способствуют развитию интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Л.А. Венгер отмечает, что дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов [11, c. 262].

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата [20, c. 273]

Основная особенность дидактической игры определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется черезигровую задачу, игровые действия, правила. Чтобы обеспечить упражнения детей в выполнении дидактической задачи, нужно постоянно обогащать игровой опыт детей, проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, пособиями, выполняя эти действия вместе с ребёнком, организовывать ситуации взаимообучения детей.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, т.е. основы обучения. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Ребёнка же в игре привлекает не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть [18, c. 249].

А.П. Усова различает два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером первого типа служит большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы [44, c. 244]

А.К. Бондаренко в своих работах соотносит игры с материалом: игры с дидактическими игрушками; настольно-печатные игры; словесные игры; псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя [32, c. 328]

По словам А.К. Бондаренко, многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе [4, c. 336]

По словам Р.И. Лалаевой, дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы [32, c. 287]

А.И. Сорокина условно выделяет несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы (диалоги). Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр, а также выделяет структурные элементы игры, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно [18, c. 345]

Среди дидактических игр выделяют следующие виды: предметные сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры и упражнения. Предметные игры разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, предметы различного назначения. Эти игры дают возможность расширить и уточнить знания детей, развить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.), совершенствовать речь, воспитывать произвольное поведение, внимание, память. Упражняясь в подборе, назывании предметов, сравнении, классификации, дети усваивают понятие «слово», его значение, смысл, подбирают слова-синонимы, слова-антонимы, анализируют звучание слова, выделяют порядок, количество и характер звуков в слове, обозначающим тот или иной предмет.

Сюжетно-дидактические, это игры в «Магазин», «Школу», «Библиотеку» и другие, они помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения, дают образцы речи и общения, в которых реализуются игровые правила и игровые действия, направленные на звуковой, слоговой анализ слова, и решить многие другие задачи подготовки к обучению грамоте. Продавец продаст игрушку, только тому, кто выделит (протянет) первый или какой-либо другой по счету звук; кто скажет, сколько слогов в названии выбранной игрушки; кто выберет игрушку, в названии которой определенное количество звуков, слогов; подберет, как можно больше слов, которыми можно рассказать об игрушке, описать её и так далее.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению, способствуют уточнению уже полученных представлений, систематизации знаний, развитию мыслительных процессов. Преобладают игры в основе которых лежит парность картинок подбираемых по сходству: лото, домино, разрезные картинки и т.д. «Звуковое лото», «Волшебные кубики», «Найди картинку», «Подбери звуковую схему», «Звуковые часы», «Звуковые шапочки». [22, c. 332]

Словесные игры – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность и широко используются, с детьми старшего дошкольного возраста: «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Закончи слово», «Слова – друзья», «Твердый-мягкий», «Назови последний звук слова», «Магазин», «Найди общий звук», «Назови последний звук слова», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Дидактическая игра имеет свою структуру и включает следующие компоненты: обучающая задача, игровые действия, правила. Обучающая задача определяется воспитателем, это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Наличие одной или нескольких дидактических задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Для детей обучающая задача формулируется как игровая и часто бывает заложена в названии игры: «Подбери словечко», «Скажи наоборот», «Угадай, какой звук живет в слове», «Найди место звука в слове», «Найди букву» «Угадай слово» [37, c. 179]

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры; это способ проявления активности ребёнка в игровых целях, однако таким образом, воспитатель активно упражняет всех детей, и каждого ребенка в выполнении игрового задания. Игровая ситуация мотивирует и стимулирует детей к выполнению правил и игровых действий: «Третий лишний», «Сплетем венок из предложений», «Путешествие в страну звуков». «Подними нужную карточку», «Волшебники».

В дидактической игре правила являются заданными, они обеспечивают реализацию игрового содержания, им подчиняются все участники игры. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Между всеми структурными компонентами дидактической игры существует тесная связь: обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить обучающую задачу.

В. Миленко напоминает, что правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи [33, c. 174].

В методических рекомендациях Ю.Ф. Гаркуши отмечено, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Важны игры с дидактическими игрушками, трафаретами, обводкой, штриховкой, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что способствует интеллектуальному развитию детей, подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе [21, с. 180].

Изучение опыта работы дошкольных организаций показало, что педагоги активно применяют интерактивные методы обучения грамоте, игровые компьютерные задания направленые на формирование фонематического слуха, развития навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивая словосочетания, предложения. Однако следует учесть, что после каждого использования компьютерного оборудования необходимо проводить гимнастику для глаз [5, с.9].

Чтобы процесс подготовки к обучению грамоте был более эффективным, важно использовать специальные логопедические игры и упражнения, включающие задания на развитие фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также анализа и синтеза предложения. При этом большинство современных программ по подготовке к обучению грамоте включают также упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, координации движений, мелкой моторики, необходимые для развития графомоторных навыков. Обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им, этому способствует игровая мотивация дидактической игры.

Игры по подготовке детей к обучению грамоте можно условно разделить на 3 блока: игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать; игры, направленные на обучение составлению из звуков и чтению слогов; игры, направленные на развитие техники осмысленного чтения. Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова [45, c.273]

Дидактическая игра «Живые слова» допускает очень много разных вариантов. Воспитателю нетрудно придумать их самому, в зависимости от задач, которые решаются на данном занятии

Воспитатель вызывает шестерых детей, каждый берет на себя роль одного из шести слов: серая, белая, кошка, мышка, сидит, бежит (можно, конечно, заранее подготовить и другой набор слов). Распределение ролей проводят или воспитатель, или вызванные дети-«слова», или все остальные дети. Педагог, сначала составляет «словарь», а дети, комбинируя слова, по-разному сочетая их, смогут составлять разные предложения, они запоминают легко до шести слов. Воспитатель проверяет, как запомнили свои роли дети-«слова» и хорошо ли знают «словарь» другие участники игры.

Можно предложить одному из детей составить предложение из «живых» слов; ребенок придумывает предложение (не произнося его вслух), выбирает «живые слова» и ставит их по порядку (слева направо). Воспитатель говорит «А теперь мы послушаем, какое предложение составил Саша. «Живые слова», говорите по порядку, одно за другим!» «Живые слова» по порядку называют себя, и дети слышат составленное предложение. Возможен вариант, когда воспитатель предлагает кому-нибудь из детей: «Посмотри на «живые слова» и скажи, какое предложение составил Саша». Ребенок «читает» предложение. Из приведенного выше «живого словаря» можно составить более 10 предложений. Для того чтобы привлечь к активному участию в игре больше детей, воспитатель постепенно заменяет играющих роль «живых слов» другими, (например, слово кошка станет изображать Оля вместо Тани и т. д.).

Игра «Живые слова» может быть успешно использована и для более наглядной демонстрации последовательности слов в предложении, чем просто его «озвучивание» и последовательное произнесение слов детьми-«словами» [10, c. 176]

Возможно заранее, подготовить 3-4 детей, которые будут выполнять роли «живых слов», обучая их произносить свои слова не только последовательно, но и вместе, хором. При этом важно сначала подбирать такое предложение, в котором слова имеют одинаковое ритмическое строение (состоят ив одинакового числа слогов и имеют ударение на одном и том же слоге), например: «Птицы громко пели». «Мы составили предложение. Сейчас «живые слова» произнесут каждый свое слово». «Живые слова» произносят свои слова хором – предложение не понимается. Воспитатель спрашивает, почему было непонятно, и в беседе разъясняет, что слова – произносятся в речи друг за другом. Затем «живые слова» воспроизводят предложение по порядку, слово за словом, и дети хорошо его слышат и понимают [10, c. 177]

При ознакомлении детей со словесным составом предложения в дидактических играх используются разные формы наглядности, однако в дальнейшем все больше внимания уделяется тому, чтобы дети научились членить предложение на слова и составлять его из слов уже без опоры на наглядность. В дидактических играх широко используется различный дидактический материал: картинки (с определенным количеством слогов, звуков, с заданными звуками в разных частях слова и т.д.); схемы звукового и слогового состава и состава предложения – две полоски и три полоски, «Кольца Луллия», Монтессори-материал по обучению грамоте. Дети выбирают картинки, названия которых состоят из двух и трех слогов, на соответствующие места, обводят и выбирают буквы и т.д. Г.А. Тумакова разработала дидактическую линейку для демонстрации динамики слова, звукового анализа, определения последовательности звуков, состава предложения, которая используется и как демонстрационный материал и как раздаточный для упражнения детей.

В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. После того как дети освоят, что слово состоит из слогов (частей слова), научатся послоговому произнесению слов, отделяя каждый слог и выделяя его, научатся определять количество слогов и их порядок в слове, познакомятся с ударением, воспитатель закрепляет каждое из этих умений в дидактических играх и упражнениях используя различные методические приемы:

- схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения);

- подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов, при этом, задание дается словесно или с помощью схемы;

- подбор слов с определенным слогом (ма, бу, па и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором второй слог ка» ); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог «а»);

- подбор слов, начинающихся с определенного слога; воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают и называют соответствующие слова (мамама, машина, малина, и т. п.);

- перестановка слогов в слове (ау – уа; мышкакамыш);

- варианты дидактической игры «Живые слова», где слова составляются из «слогов» с различными заданиями.

Очень важно перед тем, как давать образец, поставить перед детьми задачу такого произнесения, спросить, можно ли произнести слово по частям. Позже, когда дети научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует уже использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них. Следует активизировать внимание детей, на постановке задачи, давая установку, что нужно произнести слово, предложение не так, как оно обычно произносится, не сразу, а «по частям», «по слогам», или – «отделяя каждое слово в предложении».

В настоящее время поиски учёных идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание, чаще такие игры называют развивающими, а не дидактическими.

В подготовительной к школе группе важно создать мобильный, постоянно действующий центр по обучению грамоте. Главный персонаж центра Дед Буквоед. Это кукла, роль которой могут исполнить и взрослые, и дети. Игры в уголке постоянно меняются по мере изучения материала. Создание такого центра малозатратно, потому что все игры изготовлены руками воспитателей, с помощью родителей и детей. Для воспитателей это очень хорошее подспорье, помогающее закрепить материал, изученный на занятии, в совместной деятельности вне занятий и свободной самостоятельной деятельности. Педагоги отмечают повышенный интерес детей к игре в данном центре, и как следствие 90 % детей идут в школу уже читающими [20, c. 155]

Таким образом, проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод о том, что основная особенность дидактических игр определяется их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что в русле дидактической игры происходит разностороннее развитие ребенка, в том числе формируются личностные качества дошкольника, способствующие успешному школьному обучению и подготовке к обучению грамоте: усидчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность, внимательность, последовательность в выполнении действий, а также речевые навыки звуковой аналитико-синтетической деятельности в усвоении грамоты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: