1. Сегодня мы начинаем урок со знакомства с притчей о счастье. Ведь каждый из нас хочет быть счастливым, правда?
Притча о счастье
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не могло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.
К яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: «Тебе-то, Счастье, чего хочется?», «Выбраться отсюда», - ответило Счастье.
Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье побежало за ним.
2. Давайте попробуем ответить на несколько вопросов:
- Что такое счастье? (Это особое состояние души)
- Когда человек бывает счастлив? (Когда знает, что может быть кому-то полезен.) Согласны ли вы с моими ответами?
- Как вы думаете, какие вопросы постоянно задает себе человек?
– Почему они называются «вечными»?
|
|
Объявление темы урока
- Поможет нам разобраться в этих вопросах повесть – сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Запишите тему урока : «Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке».
«Маленький принц» - известнейшее творение Антуана де Сент – Экзюпери. Увидело свет в 1943году. Оно вышло с рисунками самого писателя. Авторский роман – притча о необычайной встрече летчика в Сахаре с Маленьким принцем, который прилетел с другой планеты.
4. Сегодня мне хочется поговорить с вами еще об Антуане де Сент – Экзюпери. Об этом выдающемся человеке и писателе.
А. де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в городе Лионе в семье обедневших аристократов. Отец его был страховым инспектором, мать — талантливой художницей, человеком высокой культуры. Именно мать раскрывала перед детьми волшебный мир жизни, учила воспринимать красоту души. Она сумела создать такую атмосферу, которая помогла развить умственные и творческие способности детей. Детские годы оставили в душе писателя такой глубокий след, что он даже в зрелом возрасте всегда говорил: «Я родом из детства»
Мальчик был мечтателем, рисовал, играл на скрипке, хотя увлекался и техникой. А еще он бредил небом. В 13 лет Антуан впервые осуществил полет на самолете, и у него появилась мечта стать летчиком. Ради нее Антуан бросил даже любимую архитектуру. Он стал пилотом.
20 — 30-е годы XX века были годами «молодости» авиации. На еще несовершенных машинах пилот Сент-Экс (так называли его друзья) овладел техникой ночных полетов, учился управлять самолетом, прокладывал первые воздушные трассы. Не один раз он разбивался, но всегда боролся за жизнь и побеждал. Часто рискуя, летел на помощь друзьям. Сент-Экзюпери всегда чувствовал ответственность за людей и перед людьми. И чем чаще видел смерть, тем больше любил жизнь. Чем дольше был в небе, тем больше манила его земля. Ему хотелось видеть ее мирной и счастливой. Появлялись мысли, которыми нельзя было не поделиться с людьми. Так пилот Сент-Экс стал писателем Сент-Экзюпери. Он начал с повестей «Южный почтовый» (1929) и «Ночной полет» (1931) — о жизни и труде летчиков. Во время гражданской войны в Испании писатель с тревогой пишет о будущей судьбе Европы, которой грозит фашизм. Заботой и любовью к людям проникнута повесть «Планета людей» (1939).
Когда началась Вторая мировая война, летчику Сент-Экзюпери врачи запретили летать: сказались старые раны. И он возвращается и воюет вплоть до того дня, когда Францию захватили фашисты. Затем писатель вынужден был эмигрировать в СЕЛА. Скорбью о судьбе Франции, гневом к врагу, который топчет землю Европы, верой в светлое будущее планеты, на которой должен победить разум, наполненные страницы повести «Военный летчик».
Во имя мирной жизни на всей планете Сент-Экзюпери вновь добивается права летать. Искалеченный, раненый, он даже не мог без помощи товарищей надеть комбинезон и сесть в кабину — но еще мог вести машину и летать в разведку. Однако 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... Пилот Сент-Экс навсегда остался в небе, а писатель Сент-Экзюпери пришел к людям, чтобы помочь им понять самих себя.
|
|
Прочитайте повесть – сказку «Маленький принц».
Творческая работа
Предлагаю вам подумать и записать в тетради: «Каким должен быть настоящий человек?».
Ч - …
Е –…
Л – …
О – …
В – …
Е – …
К – …
Образец
Ч - честным, чутким
Е – естественным
Л – любезным
О – отзывчивым
В – верным, вежливым
Е – естественный
К – корректным
Дайте ответ на вопрос: «Имея такие качества характера, сможет ли человек стать счастливым?» (устно)