Интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Мои взаимоотношения с клиентом», включает оценку признаков рисунка (А), содержания ответов на вопросы (Б) и интегрированный анализ параметров изображения и текста (В).
А. Интерпретация признаков рисунка учитывает:
1) формальную структуру изображения (позы, высота фигур, расположение фигур специалиста и клиента относительно друг друга);
2) содержание изображения (специфику межличностных взаимоотношений специалиста и клиента).
На основе оценки рисунков определяют:
1) позиции специалиста во взаимоотношениях с клиентом;
2) характер контакта во взаимоотношениях, при этом наличие контакта уже само по себе считается позитивным.
Параметры позиций специалиста во взаимоотношениях с клиентом:
1. Доминирующая.
2. Зависимая.
3. Партнерская (равноправная с обеих сторон).
Параметры характера контакта во взаимоотношениях:
1) конструктивный контакт (контакт);
2) деструктивный контакт (сложность контакта, отсутствие контакта, конфликт).
В Таблице 1 (Приложение 4) представлены выделяемые признаки рисунка и дана их интерпретация. В Таблице 2 (Приложение 4) приведена систематизация данных признаков рисунка по параметрам позиций и характера контакта во взаимоотношениях с клиентом.
Б. Интерпретация содержания ответов на вопросы выявляет:
1) идентификационную характеристику специалиста;
2) эмоциональную оценку специалистом себя и клиента.
Идентификационная характеристика специалиста определяется по вопросам:
1. Кем вы являетесь для этого клиента?
2. Кем клиент, как вы думаете, является для вас?
Параметры идентификационной характеристики специалиста:
1) роль профессионала (ПРОФ) – профессионально обобщенный акцент в восприятии себя или клиента (без выделения в нем уникальности, индивидуальности):
2) роль личности (ЛИЧ) – личностный акцент в восприятии себя или клиента (важность как собственной индивидуальности, так и индивидуальности клиента);
3) смешение ролей (ПРОФ+ЛИЧ) – одинаковое по сумме наличие как личностного, так и профессионального акцентов.
Эмоциональную оценку специалистом себя и клиента во взаимоотношениях (доминанту эмоционального фона) определяют по вопросам:
1. Какие чувства в данной ситуации у вас присутствуют?
2. Какие чувства, как вы думаете, в данной ситуации присутствуют у клиента?
Параметры эмоциональной оценки:
1) позитивный эмоциональный фон «+» – положительная эмоциональная оценка себя (С) или клиента (К);
2) негативный эмоциональный фон «-» – отрицательная эмоциональная оценка себя (С) или клиента (К);
3) нейтральный эмоциональный фон «О» – эмоционально-нейтральная или закрытая оценка себя (С) или клиента (К). Критерий выделяют в тех случаях, когда специалист избегает ответов ни вопросы о чувствах;
4) смешанный (амбивалентный) эмоциональный фон «+-»; «0+»; «0-»; «+0»; «-0» – противоречивость чувств, личностная неустойчивость в оценке себя (С) или клиента (К), а также включение механизма психологической защиты «расщепление ЭГО» для гармонизации противоречивого внутреннего опыта.
Следует отметить, что в ряде случаев идентификационная характеристика может присутствовать в ответах на вопросы 3 и 4 (например, «заботливая, как мать»), а эмоциональная оценка – в ответах на вопросы 1 и 2 (например, «истеричная дура»). Все эти определения следует учитывать при общей оценке параметров.
В. Определение доминирующего интерпретационного параметра при интерпретации рисунка и при ответах на вопросы к рисунку осуществляется путем соотношения долей (сумм признаков), входящих в каждый параметр. Расчет производится по формуле:
Р = а1 + а2 + а3...+аn,
где Р – параметр; а1 + а2 + а3...+аn – признаки параметра.
Определяющим является параметр с большей долей.
По завершении оценки признаков рисунка и содержания ответов на вопросы проводится интегрированный анализ взаимоотношений; специалиста с клиентом путем обобщения результатов интерпретации параметров изображения и параметров текста. Здесь особое внимание следует уделять степени согласованности оценок специалистом себя и клиента, данных при ответах на вопросы методик и отраженных на рисунке как проявление бессознательных проекций автора (обычно это выражение контртрансферных реакций). Чем больше диапазон расхождения между текстом и рисунком, те важнее данному специалисту осознать и проанализировать те бессознательные грани своего общения с клиентом, которые, автоматически проявившись на рисунке, отличают эти взаимоотношения.
Раздел II
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ