Почему М. Вебера называют анти-Марксом?

Чем социальные действия отличаются от индивидуальных?

Социальное действие - осознанное, рациональное действие, сориентированное на поведение других людей, воздействует на них и испытывает обратное влияние.

Индивидуальные действия проявляются в ходе активного взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, - это любые акты производительного, познавательного и приспособительного характера.

Общество неоднородно, и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Общество представляет собой тесное сплетение, сгусток разнообразных социальных связей и взаимодействий, а его исходной первоосновой выступает социальное действие. Как показал еще М. Вебер - не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на других и в свою очередь испытывает воздействие поведения других людей. Когда люди влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и взаимодействие, лежащее в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей носят индивидуальный, личностный характер.

Элементы социального действия: 1) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями; 2) конкретная среда, в которой осуществляется действие («ситуация»); 3) ориентация объекта действия на конкретные условия среды, на «ситуацию», позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели; 4) ориентация субъекта действия на действия других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды.

Социальным действием М. Вебер называл «действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности, во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и, во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действия поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещевые объекты.

Любое социальное действие должно включать в себя: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

Перечень элементов, составляющих отдельное социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Социальное действия в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности (мотивация).

 

В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем понимания общества выступает способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений.

Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

Маркс был сторонником прогресса. Для него критерием поступательного развития общества является уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда и средств производства приводит к революциям, смене одних общественно-экономических формаций другим и. В марксистских вариантах философии истории весьма популярна так называемая пятичленка, согласно которой общество проходит в своем развитии первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

Марксисты видят смысл истории в максимальном общественном развитии, вследствие которого все более свободным становится каждый член общества. Марксистская концепция философии истории встретилась с большими трудностями, истоки которых критики марксизма видят в потере человека. Недопустимо сводить человека к несубъективным факторам производства. Ведь последние в конечном счете просто не имеют самостоятельного значения: средства производства — это символы самих людей. Смысл истории содержится поэтому не в средствах производства, а в том, что они символизируют. А символизируют средства производства духовную жизнь общества.

 

Почему М. Вебера называют анти-Марксом?

У М. Вебера двойственное отношение к К. Марксу. С одной стороны, он признает в Марксе выдающегося ученого, положившего начало изучению капитализма и увидевшего в капитализме могучий фактор прогрессивного развития по сравнению с феодальным типом экономики. Но, с другой стороны, М. Вебер считает утопическими выводы, сделанные К. Марксом из анализа капитализма; он не приемлет тот путь революционного преобразования капитализма, который был предложен К. Марксом.

И в связи с этим М. Вебера часто называют «Анти-Марксом», «Марксом капитализма», хотя его критика относилась не к самому Марксу, а к институционализированному (тогдашней социал-демократической партией Германии) марксизму, тому «марксизму», о котором сам К. Маркс писал – «в таком случае, я – не марксист». И М. Вебер в своей интерпретации общества, по выражению Р. Арона, был слишком марксистом – он в тех же выражениях, что и Маркс говорил о типичной организации современного производства, которого «нигде кроме Запада не было и не могло быть», однако считая, что противопоставление «капитализм-социализм» лишено смысла.

Маркс и Вебер с позиций рассматриваемой проблемы взаимоотношения «экономическое – неэкономическое» отличаются, во-первых, в оценке относительного значения экономических и неэкономических факторов. И, во-вторых, в отношении перспектив развития рыночной экономики.

Но у них есть и моменты сходства: анализ генезиса капитализма и рождения его духа как борьбы с прежними идеалами и социальными отношениями; общее убеждение в противоположности «традиции» и «современности»; описание социальных изменений (в том числе генезиса и функционирования капитализма) в категориях рождения новой социальной системы; убеждение в том, что новые социальные общности и идеологии возникают более или менее параллельно процессу упадка прежней системы социально-экономических отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: