Тема 1.7. Философия XX века
В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера(модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.
Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:
· Рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;
· Жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;
· От догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии
Основные черты в философии 20 века:
v Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские(на иррационализм и интуитивизм).
|
|
v Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком
v Антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.
Иррационализм Артура Шопенгауэра
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни.
|
|
Фридрих Ницше- выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ(жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми,, кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль- «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-«сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться
«Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых(христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек»- это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни
Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика.
Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма- существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая- формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д.
Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины, она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился.
Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Он формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями(общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной) - человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.(регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно).
|
|
Практическая работа.
1. Составить таблицу: «Научные открытия 20 века и их осмысление в философии»
Научные открытия 20 века | Осмысление в философии |
Общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна | |
Двойственная природа электрона, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Н.Бора | |
«Красное смещение» в спектрах далеких галактик, истолкованное как их «разбегание», теория «большого взрыва» о возникновении вселенной 15-20 млрд. лет назад | |
Эти открытия поставили вопрос: возможна ли объективная картина мира, существует ли мир, который наблюдают ученые в таком виде, в каком он представляется человеку? | |
Эти открытия опровергают научную картину мира, сложившуюся в 19 веке. |
2.Составить таблицу: «Формы герменевтики»
Герменевтика: | Основные формы | Исторические формы |
Теория и практика истолкования текстов | ||
Направление в современной философии | ||
Методология наук «О духе», основу которых составляет понимание |