ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Захарчук У.Г.
Смоленск, 2020 г.
Аннотация игрового пособия
Игровое пособие «Веселый Карандаш» предназначено для коррекционной работы по автоматизации звуков и формирования лексико-грамматических средств речи при этом максимально активизируя речь ребенка. Одной из задач игрового пособия является развитие и удержание интереса к процессу автоматизации звуков и, как следствие, повышение результативности коррекционной работы.
Игровой материал представляет собой наборы карточек с картинками и карточки-схемы. Работая с картинным материалом пособия, дети запоминают предлагаемые слова, словосочетания с изучаемыми звуками, строят из них разнообразные предложения, отрабатывают грамматические категории. Все этапы автоматизации и дифференциации звуков проходят интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. Схемы привлекают простотой применения, и может использоваться как целиком, по отдельности, так и в виде различных конструкций на индивидуальных, подгрупповых занятиях.
|
|
Все задания объединены веселым персонажем – Веселым Карандашом.
Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей и родителей, желающих помочь детям овладеть правильной речью.
Цель пособия: автоматизация звуков на основе речевого материала с формированием грамматических категорий.
Задачи, которые решает пособие:
1.Коррекционно-образовательные задачи
(формирование лексико-грамматических средств речи (словоизменения), активизация и обогащение словарного запаса слов).
2. Коррекционно-развивающие задачи (автоматизация корректируемых звуков (в словах, словосочетаниях, предложениях), развитие фонематического процессов, развитие связной речи, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, творческое воображение).
3. Коррекционно-воспитательные (формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, контроль за собственной речью)
Дидактические материалы:
1. Демонстрационные:
- картинка с изображением Веселого Карандаша
- набор речевого материала с изображением картинок на корректируемые звуки (на основе картинных материалов: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.; Комаровой Л.А.; Михайловской Г.Е., Сахаровой Н.И.)
2. Раздаточные:
- наборы картинок с изображением корректируемого звука (по 8 картинок на каждый звук) (Приложение №2);
- карточки для обозначения единственного-множественного числа (Приложение №3);
|
|
- карточки для обозначения количества предметов (Приложение №4);
- карточки для обозначения Винительного падежа (Приложение №5);
- карточки для обозначения Родительного падежа (Приложение №6);
- карточки для обозначения Дательного падежа (Приложение №7);
- карточки для обозначения Творительного падежа (Приложение №8);
- карточки для обозначения Предложного падежа (Приложение №9).
Методические указания (алгоритм использования)
Последовательность работы по пособию «Веселый карандаш»
Педагог проводит работу по подготовке к постановке звука, постановку звука и автоматизацию в отдельных звуках и слогах.
Затем начинает упражнение по автоматизации звука, последовательно предлагая детям задания с учетом коррекционного этапа.
1) Ознакомление детей с картинным материалом.
Педагог предлагает рассматривать и назвать слова, контролируя правильное произнесение звуков.
Инструкция: «Мы с нашим Веселым Карандашом отправляемся в страну. Где живет звук…(корректируемый звук). Посмотри на картинки и назови, кто(что) же живет в этой стране.»
2) Образование множественного числа имен существительных.
Педагог раздает карточки с изображением одного и большего количества кружков.
Инструкция: «Веселый Карандаш» приготовил для вас карточки. Рассмотрите их: с одной стороны один кружок, а с другой – много. Это обозначает, что жителей страны со звуком… много. (например, лапы, лодки, и т. д.)
3) Составление словосочетаний (конструкция имя существительное + имя прилагательное)
Педагог раздает предметные картинки каждому ребенку и предлагает составить словосочетания, используя две картинки (одну картинку из раздаточного материала – имя прилагательное, а другую из изученного материала – имя существительное)
Инструкция: «Сегодня у каждого из вас будет своя волшебная страна. Посмотрите на картинку. У вас все жители будут особенные (Например, картинка, изображающая слово «белый»: белая лапа, белая лодка…и т.д.).
4) Составление словосочетаний (конструкция: имя существительное + числительное)
Педагог раздает карточки с изображением кружков от 1 до 5.
Инструкция: «Веселый Карандаш приготовил для вас новые карточки. Рассмотрите их: сколько кружков на ваших карточках? Столько жителей будет у вас. (например, три лапы, пять лодок и т.д.)
5) Изменение по падежам (конструкции с изменением по падежам)
На примере Винительного падежа
Педагог раздает карточки с изображением схемы Винительного падежа (ухо и глаз).
Инструкция: «Карандаш придумал веселую игру «Нелепицы и небылицы». Посмотрите на ваши карточки. Эта карточка означает: «я вижу…» и «я слышу…». Вы теперь всех жителей будете видеть или слышать! (Например, я вижу лапу, я слышу лодку, и т.д.)
Многофункциональность игрового пособия.
Данное игровое пособие можно использовать как в предлагаемом порядке прохождения игр, так и как часть занятия (Приложение №9), режимных моментов, игр в свободное время. Конструкции можно использовать самые разнообразные в зависимости от этапа коррекционной деятельности или речевого развития детей, не требующих коррекционного воздействия.
Примеры конструкций:
сущ. в ед. числе + прилаг.+ прилаг. (например, «белая, поломанная лодка»)
сущ. во мн. числе+ прилаг.+ прилаг. (например, «белые поломанные лодки»)
числит.+ прилаг.+ сущ. (например, «пять белых поломанных лодок»)
пад. форма+ сущ. + прилаг. (например, «Я любуюсь белой лодкой»)
пад. форма+ числит. + сущ. (например, «Я думаю о пяти лодках»)
Так же можно использовать в конструкциях слова их разных звуковых составляющих для дифференциации звуков.