Описание. Информационный поиск полезного сигнала среди множества других раздражителей, выступающих в качестве релевантных помех, позволяет оценивать пропускную способность зрительного анализатора. В этом плане таблица В. И. Медведева, А. А. Генкина, М. П. Шека с кольцами Ландольта (1963) является идеальной информационной нагрузкой, поскольку все кольца однородны по характеру восприятия, и, следовательно, несут одинаковую информацию – 0,543 бита. В то же время введение в задание по обнаружению полезного сигнала дополнительных дифференцировочных сигналов, при совпадении которых информационный блок является отрицательным раздражителем, не подлежащим идентификации, позволяет одновременно оценивать и подвижность нервных процессов.
Инструкция. Выберите направление разрыва кольца, затем нажмите кнопку ПУСК, потом НАЧАЛО ТЕСТА. Отмечайте указанные кольца с помощью мыши или клавиш СТРЕЛКИ и ПРОБЕЛ. Перед испытанием проводится тренировка, заключающаяся в просмотре двух или более строк для отработки навыка работы с клавиатурой.
Результаты и оценка. После проведения тестирования на экран выводятся следующие показатели:
– пропускная способность зрительного анализатора ПСЗА;
– число правильных реакций;
– число ошибок;
– производительность;
– успешность реагирования;
– устойчивость внимания;
– точность реакций и время теста.
Коэффициент точности характеризует степень неустойчивости внимания, способность к оперированию пространственными представлениями. Чем он ниже, тем концентрация внимания хуже.
Коэффициент успешности и показатель устойчивости концентрации внимания, особенно при введении в задание элементов дифференцировки, характеризует сообразительность, внимание и способность сохранять на протяжении длительного времени определенную направленность ассоциаций (при выполнении теста с определением знаков с различным информационным значением). При высоком коэффициенте успешности эти свойства более развиты и наоборот.
Абсолютные значения пропускной способности зрительного анализатора и ее динамика оцениваются по абсолютному значению показателя ПСЗА. Чем больше его значение, тем более высокими возможностями обладает зрительный анализатор и наоборот.
Чем больше абсолютное значение показателя ПСЗА и чем выше скорость его прироста в процессе обучения, тем выше эффективность обучения.