Простая трёхчастная форма- называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения;
вторая часть- построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы
третья часть является репризой: А + В + А, где средняя часть развивающая и периодом не является. Масштабы средней части могут быть весьма различны:
а/ средняя часть равная крайним частям (8+ 8+ 8),
б/ средняя часть короче, чем крайние части (8+ 6+ 8),
в/ средняя часть длиннее (8+ 10+ 8).
Третья часть –реприза- может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена (варьирована), расширена. Особо следует выделить динамическую репризу- изложение первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной фактуре или в более гармоническом освещении. Нередко при этом достигается самая значительная кульминация всего произведения («День ли царит» Чайковского).
Самостоятельность первой часть и связанность развивающей средней части с репризой подчёркивается тем, что первая часть повторяется особо, а вторая и третья –вместе:
|
|
А В А. вслед за репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где средняя часть- развивающая
(«Для берегов отчизны дальней» Бородина), реже встречаются с контрастной частью («Ария Снегурочки» Римского-Корсакова).
Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдах
(«Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина).
Простая трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.
Задание: определение форм, графическое построение форм.