Да не угаснет никогда братская любовь! 2 Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя. 3 Помните об узниках, как если бы сами вы были вместе с ними в заточении; и о тех не забывайте, с кем обращаются жестоко, как если бы вам самим причиняли боль.
4 Да будут чтимы у вас узы брака, и непорочно пусть будет брачное ложе ваше — блудников же и прелюбодеев будет судить Сам Бог. 5 Не будьте падки на деньги, довольствуйтесь тем, что имеете. Бог ведь заверил:
«Никогда не забуду тебя и в беде тебя не оставлю».
6 Мы смело говорим поэтому:
«Господь мне помощник,
[ и ] нечего мне бояться.
Что сделает мне человек?»
7 Наставников ваших не забывайте, которые возвещали вам слово Божие; помня, как жили и как умирали они, подражайте вере их. 8 Ведь Иисус Христос, Которого проповедовали они, вчера и сегодня и вовеки всё тот же.
9 Да не совратят вас всевозможные учения, чуждые духу Христа. Свои сердца лучше укреплять благодатью, а не какими — то предписаниями о пище, которые сами по себе никому из следовавших им не приносили пользы. 10 Скажу больше, наш жертвенник таков, что те, кто всё еще служит в земном Святилище, вообще не вправе есть от него.
11 Вы знаете, что первосвященник вносит в Святилище только кровь животных, принесенных в жертву за грех, а тела их сжигаются за станом. 12 Потому и Иисус, дабы освятить народ Своей собственною кровью, за стенами города пострадал. 13 Так выйдем же и мы «за стан» к Нему, неся на себе позор, который когда — то Он за нас нес. 14 Ибо нет у нас здесь, на земле, града, чтобы жить в нем всегда — мыслями о грядущем живем мы.
15 А потому, как жертву свою, будем через Иисуса всегда возносить Богу хвалу — дань уст, исповедующих имя Его. 16 И не забывайте никогда творить добро, помогайте во всем друг другу — такие именно жертвы угодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и слушайтесь их, ибо они пекутся о вас, как пастыри, коим предстоит дать отчет о своем служении. Старайтесь всё делать так, чтобы их забота о вас была радостью для них, а не бременем, ибо последнее не принесет вам пользы.
18 И о нас молитесь. Мы верим, что совесть наша чиста, и хотим и впредь во всем оставаться достойными. 19 Особенно же прошу вас о том молиться, чтобы вернулся я к вам как можно скорее.
20 А Бог мира, воскресивший из мертвых — благодаря крови вечного завета — Господа нашего Иисуса, Пастыря великого Его овец, 21 да сделает вас во исполнение воли Своей сильными на всё доброе, и да совершит в нас всё угодное Ему чрез Иисуса Христа, Которому слава во веки веков! Аминь.
22 Прошу вас, братья, примите без досады мои увещевания. Я и так постарался быть как можно более кратким.
23 Сообщаю вам, что брат наш Тимофей на свободе. Если он придет скоро, то я вместе с ним увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всю церковь. Передают вам привет собратья из Италии.
25 Божия благодать да пребудет со всеми вами!
Прочие послания
Иакова
Введение
Вопрос о том, кто является автором этого послания, всё еще остается открытым. Вероятно, это один из трех, наиболее известных по Новому Завету христиан первого века, носивших имя Иаков. Когда ранние христианские церкви пришли к согласию о включении этого послания в канон Нового Завета, они, в большинстве своем, признавали автором послания того Иакова, которого в то время было принято называть «братом Господа».
Вводная часть послания дает основание считать, что оно было написано широко известным и признанным руководителем Церкви. Иаков, «брат Господа», был одним из таковых. Если автором был именно он, то послание появилось на свет в период между 45 и 49 гг. по Р.Х. Место же, где оно писалось, к сожалению, неизвестно.
Послание Иакова было предназначено для тех верующих, которые, как это видно из текста, столкнулись с большими трудностями при попытках воплотить принципы своей веры в жизнь. Иаков подробно рассматривает некоторые вопросы, связанные с проявлением естественных человеческих слабостей в поведении членов ранних христианских общин. Некоторые из них кичились своим богатством и были высокомерны по отношению к бедным. Другие делали много зла клеветой и сплетнями, были заносчивы и полны предубеждений. Иаков говорит о том, что вера, не подтвержденная делами, не ведет к спасению. Он задает вопрос: «Что пользы в том, братья мои, когда говорит кто — то, что верует, а делом этого никак не подтверждает? Спасет ли его такая вера?» Здесь автор говорит о христианах, которым недостает желания искренне следовать по пути, открытому для них Иисусом Христом. Иаков внушает своим читателям, что тот, кто действительно верит в Бога, непременно и делает то, что¯ Богу угодно.
Глава 1
Я, Иаков, Бога и Господа Иисуса Христа раб, приветствую живущих в рассеянии двенадцать колен Израиля!
Вера и испытания
2 Братья мои, если выпадают на вашу долю какие — то испытания, пусть это будет вам в радость, так об этом думайте 3 и знайте, что в испытаниях веры вашей обретаете вы стойкость. 4 А стойкость должна получить свое полное развитие в вас, чтобы стать вам людьми зрелыми, характера цельного, без всякого недостатка. 5 Если же кому — то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему (Бог всем ее дает просто и без упреков). 6 Только просит пусть с верой, без малейших сомнений — сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. 7 Такой человек пусть и не думает хоть что — то получить от Господа — 8 человек колеблющийся всегда будет проявлять свое непостоянство.
9 Те из братьев, кто в бедности пребывает, пусть радуются этому: им открывается подлинная высота; 10 богатый же да поймет, что его — то как раз положение и есть низкое: увянет он скоро, как цветок полевой. 11 Стоит показаться палящему солнцу — трава иссыхает, цвет ее опадает, гибнет краса ее; так и богатый пропадет в суете дел своих.
12 Блажен, кто стойко переносит испытания! Выдержав их, он обретет венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении пусть никто не говорит: «Бог послал мне искушение». Невозможно искусить злом Бога, но и Сам Он никого им не искушает. 14 Искушается всякий, когда собственная его похоть прельщает и обольщает его. 15 Зачав, похоть рождает грех, а грех, войдя в силу, приводит к смерти.
16 Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. 17 Всё, что есть доброго на земле, и всякий дар во всей его полноте даруются свыше, нисходят от Отца светов, Который вне изменений, Которому неведомо непостоянство. 18 Пожелал — и родил Он нас словом истины, чтобы стали мы начатком нового Его творения.
Истинное благочестие
19 Помните, братья мои возлюбленные: всякий скорее других слушать должен, нежели сам говорить, и, уж во всяком случае, не быть запальчивым, 20 в ярости ведь человек не может прийти к праведности Божией. 21 А потому отрешитесь от всякой скверны, от последних остатков зла и с кротостью примите слово Божие, которое уже посеяно в сердцах ваших и может спасти ваши души.
22 Но вам надлежит не только внимать этому слову, но и делать то, к чему оно зовет вас, иначе сами себя обманете. 23 Всякий, слово слушающий, но не исполняющий, похож на человека, который разглядывает свое собственное лицо в зеркале, 24 но после этого уходит и сразу забывает, как же он всё — таки выглядит. 25 Но кто внимательно смотрит в совершенный закон, в закон, дающий нам свободу, и не забывает об услышанном, но живет и действует по закону этому, блажен тот будет во всем, что делает.
26 А кто языка своего обуздать не может, тот, хоть и думает, что служит Богу, на самом деле обманывает себя — ничего не стоит его благочестие. 27 Заботиться о сиротах и вдовах, в нужде пребывающих, ограждать себя от скверн мира сего — вот что значит быть действительно благочестивым, чистым и непорочным пред Богом, Отцом нашим.
Глава 2