Уроки исторической памяти в художественных произведениях о войне

 

Сегодня слова К.Симонова, написанные им в качестве предисловия к фотоальбому легендарного военного фотокорреспондента Евгения Халдея «От Мурманска до Берлина», запечатлевшего Великую Отечественную Войну с первого до последнего дня, звучат с новой силой. О незаживающих ранах, оставленных страшной трагедией, современные дети должны не просто знать, не просто отстраненно «владеть информацией». Важно, чтобы в наше стабильное и относительно благополучное время подрастающее поколение не утратило способности сопереживать, живо и душевно откликаться на людское страдание и боль. «Безмерная душевная тяжесть», пронесенная уже сквозь мирное время победителями в той войне, должна быть живым чувством и для последующих поколений. А для этого не менее современных, научно выверенных, энциклопедий подходят художественные произведения.

    Сложнейшая для разговора проблематика книг о войне объединяет многообразные темы в один большой эмоциональный и содержательно непростой блок. Разрушенный войной мирный уклад, разлука с семьей, потеря родных и близких, смерть, жестокость, холокост…. Любовь к родной земле, сострадание, стойкость духа, вера, надежда…. Эмоциональные и смысловые контрасты наполняют этот сложный разговор о прошедшей войне и ее незабвенном для русского человека наследии.

     Самыми захватывающими книгами о войне для детей всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр. Война не оставила им времени на детство, они обязаны были взрослеть. Современные дети принимают близко к сердцу эти истории, примеряют роли своих сверстников на себя. Сложнейшая палитра чувств дает возможность душевного развития, духовного становления. При этом книги могут быть очень разными, есть такие над которыми необходимо думать, и где нет однозначных ответов. И стоит надеяться, что и они найдут живой отклик в душах наших детей и станут прочной основой для формирования убеждений и ценностей сегодняшних подростков.

Сегодня юному читателю важно прочесть о судьбах ровесников, повзрослевших в годы войны. Автобиографическую повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» (1966) [1] можно рекомендовать для чтения самым маленьким. В глубоком тылу эвакуированные дети ждут окончания войны, ждут, когда за ними приедут родители. Они выступают перед ранеными, они рисуют, даже наряжают сосенку под Новый год, и все время ждут…

Повесть «Вот как это было» (1979) Ю.Германа [2], написанная от лица семилетнего ленинградца Мишки, увидевшего и показавшего нам, как меняется уютный мир мальчишки, когда приходит война. Война, разделившая жизнь надвое и отнявшая близких через судьбу девочки Аниськи показана в книге Л.Воронковой «Девочка из города» [3], изданной впервые в 1943 году. Вновь изданная повесть Елены Верейской «Три девочки» (1948) [4] о трех подругах, в блокаду старающихся выжить и спасти тех, кто им дорог. «Три девочки» рассказывают о блокаде, не раня детскую психику, но полностью вовлекая читателя в гущу событий. Ещё одно свидетельство очевидца о блокаде – «Мальчики в сорок первом» (1973) В. Дубровина [5], которому довелось пережить блокаду подростком и ощущить что жизнь в осаждённом Ленинграде может стать не меньшим подвигом.

В повести Л.Кассиля «Великое противостояние» [6], написанной в 1941-1947 годах, проводится аналогия между двумя отечественными войнами, выпавшими на долю России.

Виталий Сёмин был первым, кто в произведении для детей затронул тему «остарбайтерства». Сам он мальчишкой «был угнан в Германию и на себе испытал ужасы рабской жизни остарбайтеров в Третьем Рейхе». В повести «Ласточка-звёздочка» (1963) [7] подростки, несмотря на начавшуюся войну, живут своей размеренной жизнью до тех пор, пока в город не входит враг…

Автобиографическая повесть Н.А.Внукова «Наша восемнадцатая осень» (впервые изданная в 1970 году) [8] поведает современным старшеклассникам о тех, кто угодил в водоворот войны буквально со школьной скамьи. Вчерашние однокашники становятся однополчанами, принимают первый бой и пишут первые письма с фронта. Мы слышим в повести и официальную сводку, и живой голос солдата, в котором и страх, и тревога, и одиночество.

Повесть В.Богомолова «Иван» (1959) [9] о двенадцатилетнем разведчике принадлежит к числу самых известных и самых трагических. Он готов подвергаться страшнейшему риску, проникая в расположение вражеских войск, чтобы принести сведения своим. По её мотивам снят фильм Андрея Тарковского «Иваново детство».

Среди них и книга В. Воскобойникова «Оружие для победы» (ДЕТГИЗ, 2014), где собраны вместе, дополнены и переработаны, а также публикуются впервые его замечательные рассказы и циклы о войне.

Короткая и драматичная история эвакуированных из Ленинграда мамы и дочери, потерявших в блокаду всех самых близких, рассказана в «Кукле» А.Черкашина [10]. Как и тридцать лет назад рассказ находит горячий отклик у самых маленьких читателей. В рассказе нет «ужасов войны» в привычном понимании, однако есть боль от человеческого предательства, а еще есть надежда и прощение.

Переизданы и повести А.И.Шарова [11], написанные в 1943-57 гг. Они воссоздают много граней происходящего на фронте и в тылу. Перед нами раскрывается калейдоскоп человеческих судеб, перемешанных и сложенных войной заново.

Одним из самых последовательных продолжателей национальной патриотической традиции является Альберт Лиханов (р. 1935) [12]. «Беспамятность – враг духовности», – считает писатель. При этом он довольно резко отзывается о нашей действительности: «Мы живём в чёрное для человека время. … Это время угасания нации, которая, как и государственная власть, начала войну с собственными детьми». Рухнула прежняя система ценностей: «То, что было постыдно, стало геройством. …добро уходит в тень, сострадание оказывается неуместным, любовь – покупной. <…> власть вещей в России конца века и тысячелетия стала одной из самых обманных и лживых идей… <…> нравственный идеал, который я противопоставляю власти вещей и богатства, теряет целесообразность в обществе, не объединённом государственной идеей». [12]

Большая часть книг А.Лиханова – это нравственное пронзительное повествование о силе духа, о героях подростках в ситуации сложного нравственного выбора. Самое страшное – это духовная глухота. Ей противостоит память.

Война – одна из важнейших тем, осмысляемых в романах и повестях Лиханова. Автору, заставшему ее ужасы ребенком, важно показать, что порожденные ею горе, страх, безотцовщина, одиночество воспитали поколение рано опаленных, но честных, мужественных, стойких ребят, подлинных наследников своих собственных отцов. Дети у Лиханова никогда не клянут войну за то. Они понимают, что воевать было надо. И даже в наивных детских помыслах того времени нет пожелания отцам – спрятаться в тылу, получить бронь, наконец, сдаться врагу, только бы выжить. Тогда же сама мысль о подобном была позором. А сегодня мы все чаще слышим другое.

Роман «Мой генерал» (1987), адресованный детям младшего возраста, открывается посвящением всем генералам, офицерам, солдатам минувшей войны, которым их потомки навечно обязаны. Это книга о трех поколениях одной семьи (мальчик, его родители, его дед – бывший генерал), о преемственности поколений, о святости семейных традиций, и о том, что у каждого поколения свое время и свое дело. Сегодня эта тема по-новому актуальна.

Цикл повестей Альберта Лиханова, составивший дилогию «Русские мальчики» (2004) и «Мужская школа» (2000), – это венок военному и послевоенному детству. Все многообразие книг Лиханова объединяет общая духовно-нравственная основа, которую писатель стремиться заложить в душу каждого из своих читателей.

К военной теме обращаются и современные писатели, каждый из которых ищет и находит новый подход к своему читателю.  Повесть А.Жвалевского и Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза» (2011) рассказывает о неизменности чуда в жизни ребенка. Особое место здесь уделено страшным годам войны, когда чудо все же продолжало поддерживать детей. Современные белорусские писатели таким увидели главный урок, который очень важен детям.

Прямо противоположной по тональности является повесть молодого писателя Эдуарда Веркина «Облачный полк» (2012). Юного партизана, к которому приковано внимание рассказчика и наше собственное, мы знаем как Саныча, лишь дважды автор его называет Ленькой. Пред нами – ожившая и совсем новая история о Леониде Голикове. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, – это приятель Леньки, Митяйка. Именно его глазами мы видим общий ракурс оценки трагической истории войны. Своему правнуку, спустя десятилетия, он рассказывает о войне не как о плацдарме для свершения подвигов, а как о трагедии, «болезненном» состоянии мира, в котором рос и формировался молодой человек. Война – это смерть, ужас, ненависть, злоба, месть, кровь, мучение, горе. В воссоздании уродливой сути фашизма Э.Веркин откровенен и непримирим. Это его главный нравственный урок, который мы выносим, читая роман «Облачный полк». Второй урок – урок нравственной чистоты и святости героического подвига русского солдата. И здесь у Э. Веркина нет сомнений, колебаний, попыток переоценки и новых подходов. Потому автор считает необходимым переработать рассказ о пионере-герое для современных подростков. События далеких лет осмысляются читателем как живая история, боль которой буквально пронизывает каждого русского человека и сегодня.

Пожалуй, одна из самых трудных тем в разговоре с детьми и подростками является тема холокоста. Найти верный тон для разговора и при этом донести трагическую сущность этого явления непросто. Но это важнейший жизненный урок в наше циничное время.

Классической книгой стал «Дневник Анны Франк», написанный еврейской девочкой-подростком на нидерландском языке и погибшей в концлагере Берген-Бельзен от сыпного тифа. По справедливому свидетельству И.Эренбурга, помещенному в предисловие к первому русскому изданию 1960 года, «за шесть миллионов говорит один голос – не мудреца, не поэта – обыкновенной девочки… <…> Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт». [13]. Для русских людей свидетельством нечеловеческой жестокости фашизма навсегда останется дневник девочки заключенного в блокадное кольцо Ленинграда – Тани Савичевой. Живые свидетельства сверстников оказывают глубокое воздействие на юных читателей, этот нравственный урок не может быть забыт в последующие годы. Переиздание книги Н. Ходзы «Дорога жизни» (2018, «Детское время») позволяет детям снова и снова переживать вместе с блокадным городом те трагические дни.

Однако и художественные книги, основанные на реальных событиях, но созданные спустя десятилетия, не мнее исторических документов способны оставить глубокий нравственный след.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна (2006) – повесть, адресованная читателям среднего школьного возраста. Она говорит и геноциде с детьми на их языке. Ее главный герой – мальчик Бруно. Являясь сыном начальника концентрационного лагеря, они чист душой. Он не способен принять жестокий миропорядок, который навязывают ему взрослые и даже старшая сестра. Его гибель в газовой камере лагеря вместе с его единственным настоящим другом Шемулем стала страшным уроком для отца, перевернувшим мировоззрение. В книге нет исторически точных формулировок, фактов и подробностей, но есть единственно верный, светлый и гуманный, взгляд ребенка-ангела на мир, историю, человечество. 

    В каждом регионе России есть и свои местные авторы, оставившие нам в наследство произведения о страшных годах войны. Боевые действия на территории Ленинградской области, оккупация, долгожданная победа стали темами для сотен прозаических и поэтических произведений многих авторов. Для подрастающего поколения, наряду с историей России, важно знать историю своей малой родины. Они ходят по той же земле, что и их предки, рождаются, взрослеют среди тех же рощ, полей, лесов, о которых созданы вдохновенные художественные строки. И трагедия родного уголка земли не может не найти горячий отклик в сердце. 

Учащиеся Ленинградской области хорошо знакомы с произведениями поэтов Волховского и Ленинградского фронтов, среди которых – Анатолий Чивилихин, Павел Шубин, Всеволод Багрицкий, Муса Джалиль, Юрий Инге. Ленинградский поэт и переводчик Михаил Дудин, который на протяжении всей своей жизни ратовал за сохранение духовного наследия области, с начала Великой Отечественной войны работал в газете «Красный Гангут», выпускал листовки и брошюры, затем был переведен на Ленинградский фронт. На Ленинградском и Волховском фронтах воевали писатели Фёдор Абрамов, Сергей Орлов, Глеб Пагирев, Леонид Хаустов, Анатолий Чепуров. Командир самоходного орудия Виктор Курочкин сражался на Курской дуге, водитель тяжелого танка Анатолий Аквилев, прорывался к Одеру, Радий Погодин и Петр Выходцев были разведчиками. Эти имена вошли и в «большую литературу», они знакомы по общим школьным курсам литературы.

Чтобы народная память была жива, чтобы не прервалась связь поколений необходимо уделять внимание нравственным урокам, которые даются в произведениях местных региональных авторов.

Беда, горе, страдания, причиненные немецким нашествием, не обошли стороной ни один район Ленинградской области. «Такое не забывается», - говорит волосовский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, Эдуард Матвеевич Болконский (1925-1977). После войны, окончив заочное отделение Ленинградского учительского института, Эдуард Матвеевич стал учителем в Волосовской средней школе, работе в которой посвятил всю свою трудовую жизнь. Это призвание наложило отпечаток и его литературную деятельность. Читая его произведения, нельзя не почувствовать, как меняется понимание многих вещей, как приобретают новую значимость нравственные вопросы и дилеммы. Поэт много писал о минувшей страшной войне, судьбах солдат. Особое место занимает поэма «Пепел не остывает» [14]. Это большой нравственный урок нам всем, живущим сегодня и завет будущему. Поэма посвящена трагедии деревни Большое Заречье, где в октябре 1943 года произошла страшная расправа фашистов с непокорившимся местным населением – десятки местных жителей, включая детей и стариков, был сожжены заживо.

Поэма открывается прологом, где воссоздан образ реки Оредеж, ее истока, где «рождает речка слово, здесь рождается поток, здесь – начало, здесь исток…». За пейзажными образами мы видим и истоки жизни, бытия человеческого, тесно связанного с родной землей. О ней с большой любовью поэт говорит строках, объединяющих рефреном   весь текст поэмы: «Сторона моя, сторонка,/ с песней жаворонка звонкой,/ с дивной трелью соловья – / Волосовская земля». От этого обобщенного вневременного образа родной земли поэт переходит к сегодняшнему времени, воссоздавая сцену празднования очередного Дня Великой Победы, священного дня для всех русских людей. Картины мирной жизни резко сменяются частью, озаглавленной «В огне», – кульминацией трагедии разразившейся в холодном октябре 1943. Отвратительны образы фашистов, движущихся «грязно-серой тучей», на их шинелях – «кровь солдатских вдов/ На руках его звериных/кровь детей, еще невинных, кровь преклонных стариков». Ужасная сцена гибели мирных людей в огне воссоздана в звуках, ощущениях, словесных образах: «Запах пороха, зловонный,/ плач, проклятия и стоны,/ причитанья матерей,/ хрип младенцев, треск жердей,/ треск горящего стропила,/ дым удушливый и жар - / воедино все слилось,/ слилось все в один кошмар». Все, что осталось как память о нечеловеческих страданиях жителей деревни: «Черный дым и серый пепел,
серый пепел и зола./ как жестоко, как нелепо…/Жили люди – нет села». С той минуты и до сегодняшнего дня все, кто был и есть тех местах видят и чувствуют одно: «Перед нами – злое пламя./ Злое Пламя держит Память,/ держит память до сих пор/ все сжигающий костер». В эти строках – непреходящий смысл поэмы Э.Балконского. Живая боль и страдания, которые нельзя забыть, – то, что связывает «вчера» и «сегодня», дает нам чувство единства с нашими предками. Это, по определению автора, и есть «Память людская». В одноименной части поэмы возникают и иные исторические ассоциации, связи: «на полях твоих, зеленых,/ след войны, следы тевтонов,/ та скажи, за что несет,/ тяжкий крест несет народ?». Выразительны образы-судьбы, созданные Болконским в поэме: солдат-защитник, мать, вдова, брат, друг-товарищ, невеста. Галерея живых страдающих, но несломленных русских людей – залог живой людской памяти. Завершая поэму, поэт дает еще один урок, тему которого он определил емко «Мир – живому». Э.М.Балконский рассуждает о сегодняшнем мире, о поднимающих голову национализме и фашизме, о цинизме и потребительстве, разрушающих современное общество. Есть лишь одно лекарство от этих болезней – память людская. Об этом поэма – завет сегодняшним русским людям.

В Волосовском районе поэму Э.М.Балконского прекрасно знают все школьники, а к мемориалу, возведенному на месте трагедии в Большом Заречье, несут и несут цветы, и не только в День Победы.

Проблемы духовно-нравственного воспитания сегодня многоаспектно решаются в системе образования [15]. В нашей стране воспитание патриотизма, любви к родине всегда тесно было связано с нравственными уроками Великой Отечественной войны. Книги о Великой Отечественной войне, фашизме, холокосте преподают сегодняшним детям и подросткам уроки, забыть которые они уже не смогут. Страшные будни войны, боль и страдание, разлука и одиночество, терпение и выдержка, отвага и бесстрашие, самоотверженная любовь к близким и преданность отечеству – те духовные основы, на которых зиждется мир. Каждый писатель или поэт выбирает свой язык для того, чтобы воссоздать его. А задача читателя – извлечь урок и сохранить его в своем сердце навсегда, чтобы не наступило «забвенье».

 

Литература  

1. Токмакова, И. П. Сосны шумят. М; СПб: Речь, 2015.

2. Герман, Ю. П. Вот как это было. СПб; Москва: Речь, 2015.

3. Воронкова, Л. Ф. Девочка из города; Гуси-лебеди: повести. М; СПб: Речь, 2015.

4. Верейская, Е. Три девочки: история одной квартиры: М; СПб: Речь, 2015.

5. Дубровин, В. Мальчишки в сорок первом. М; СПб: Речь, 2015.

6. Кассиль, Л. А. Великое противостояние. М; СПб: Речь, 2015.

7. Сёмин, В. Ласточка-звёздочка: [автобиогр. повесть]. М.: Самокат, 2014.

8. Внуков, Н. А. Наша восемнадцатая осень: [повесть]. М; СПб: Речь, 2015

9. Богомолов, В. О. Иван: [повесть]. М; СПб: Речь, 2015

10. Черкашин, Г. А. Кукла. Рисунки Г.А.В. Траугот. СПБ, М.: Речь, 2014.

11. Шаров, А. И. Батальон Бориса Ивановича: повести. Москва: Махаон; Азбука-Аттикус, 2015

12. Лиханов А. Россия без будущего? // Лиханов А. Письма в защиту детства. С. 346. Лиханов А. Кричал и буду кричать! Интервью И. Нагаеву У/ Детская литература. 2000. № 5 - 6. С. 82

13. Дневник Анны Франк. Перевод Р.Райт-Ковалевой. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fictionbook.ru/author/frank_anna/dnevnik_anniy_frank/read_online.html

14. Болконский Э.М. Пепел не остывает. Поэма. СПб: Гамма, 2014.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт. Электронный ресурс. Режим доступа: www.edu.ru.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: