Развитие сенсомоторики у детей по методу М. Монтессори

Из серии вводных статей «Что же это такое — метод Монтессори», опубликованных на стене нашей группы, мы уже знаем, что дошкольный возраст — важнейший начальный период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Этот период жизни детей значим как для имеющих отклонения в умственном развитии, так и для тех из них, кто не выявляет каких-либо отклонений в своем развитии.

Современные требования общества к развитию личности детей диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень их развития, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной социализации в обществе и интеграции их в него.

У всех детей на ранних этапах их развития, а также у детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка.

Поэтому, одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми дошкольного возраста, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит.

 

Систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве позволяет дать резкий толчок развитию ребенка. От простых форм и несложных сочетаний ребенок переходит к более структурированным.

Большое количество ученых занимались изучением проблемы развития сенсомоторики у детей, в том числе Э.Сеген, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др. По мнению ученых, дефектное развитие ощущения и восприятия у детей оказываются основополагающими (при отсутствии генетической и иной биологической предрасположенности) причинами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов. Также исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антоновой — Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к изучению развития сенсомоторики.

Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Она начинала с наблюдения за детьми и свою теорию построила на идее детского впитывающего сознания. Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – является своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и профессионально поддержать его, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы.

В нашем детском саду «АМАНАТ» для развития детей используется метод Марии Монтессори. Каждый ребенок самостоятельно (под наблюдением работников детского сада) занимается по её методу ежедневно в игровых комнатах, среда которых оборудована соответствующим образом.

Цель занятий – развитие и коррекция сенсомоторных навыков, применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка дошкольного возраста.

 

С помощью специально подготовленной среды, насыщенной соответствующим дидактическим материалом, в нашем саду организовано развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук

 

развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа

В ходе этих занятий ребенок достигает следующих целей и решает следующие задачи:

1. систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;

2. развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;

3. формирование общей моторной координации ребёнка;

4. обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;

5. развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;

6. воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения.

7. формирование интересов к работе с различными материалами.

Исходя из опыта работы, мы заметили, что хорошее занятие, преподанное в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Занятие дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком в его окружении.

 

формирование общей моторной координации ребёнка

Развивающие мероприятия для детей дошкольного возраста по методу Монтессори носит наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: воспитатель постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач.

 

развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа

В данной программе выделен пропедевтический период. В начале занятий обязательно воспитателем вводятся основные правила работы в группе, которые должны соблюдать все дети (вместе с воспитателем):

1. Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть пойдём». Ребёнок не может уйти, бросив материал, или взять следующий. Нужно напомнить, ему убрать за собой или помочь ему в этом.

2. Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твёрдо знаем: мы друзей не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от него других детей. В случае желания ребёнка заняться материалом, который в данный момент не свободен, ему предлагается выбор действий: попросить у ребёнка разрешения заняться совместно или подождать, когда материал освободится. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное – уважать друг друга.

3. Не мешать другому человеку в его занятии. «Не мешаем, не шумим, тишина нужна самим». Все в группе общаются вполголоса, воспитатель старается находиться на уровне детей: присаживаться на корточки, садиться на коврик или на стул.

 

Обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.

Существуют основные принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Особенности детей дошкольного возраста, в частности быстрая утомляемость, отвлекаемость, затруднения при необходимости прилагать умственные усилия, требуют внесение в занятия игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: