Объединенные Арабские Эмираты

Судебная система гражданских судов в ОАЭ претерпела большое влияние Франции, Римской империи, Египта и исламского закона. До объединения ОАЭ каждый из семи эмиратов следовал законам и правилам, учреждающим и организующим судебные системы. Например, эмират Абу-Даби ввел закон в 1968 г., учреждающий и регулирующий суды, и Закон N 3 1970 г., предусматривающий судебную процедуру. Эмират Дубая ввел закон, учреждающий его суды, в 1970 г., вслед за эмиратом Фуджейра - Закон 1969 г. Эмираты Аджман, Шарджа, Рас-эль-Хайма и Умм-эль-Кайвайн учредили свои суды законами, принятыми в 1971 г. Некоторые местные законы продолжают действовать и по сей день.

В настоящее время согласно Конституции 1971 г. в Объединенных Арабских Эмиратах действуют два уровня судов: федеральный и местный (локальный). В федерации учреждены два федеральных суда первой инстанции, которые заседают в неизменной федеральной столице или столице одного из эмиратов с целью отправления правосудия в пределах своей компетенции по следующим вопросам: 1) гражданские, торговые и административные споры между государством и лицами, если Объединенные Арабские Эмираты являются истцом или ответчиком; 2) рассмотрение уголовных дел, совершенных в пределах неизменной федеральной столицы, кроме отнесенных к компетенции Федерального Верховного суда; 3) возникшие в федеральной столице иски личного статуса, гражданские, торговые и другие между индивидуумами (ст. 102). Таким образом, учреждены гражданские суды, уголовные суды и суды шариата.

Согласно ст. 30 ГПК ОАЭ 1992 г. <1> гражданские суды первой инстанции разделены на две категории в зависимости от исковой суммы - суды частичной и суды общей юрисдикции.

--------------------------------

<1> Гражданский процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г., утвержденный Федеральным законом N 11 от 1992 г.

 

В судах частичной юрисдикции правосудие осуществляется одним судьей, уполномоченным к разрешению споров по суммам, не превышающим 100 000 дирхам, а также встречным искам, независимо от их суммы, и спорам по семейному праву.

В судах общей юрисдикции дела рассматриваются тремя судьями, уполномоченными к разрешению споров по искам на сумму, превышающую 100 000 дирхам ОАЭ, а также по искам, где исковая сумма точно не определена, и по спорам о недвижимости либо праве владения, независимо от стоимости. В большинстве судов с целью наибольшей специализации по категории дел введено административное деление гражданского суда на департаменты по рассмотрению коммерческих дел, трудовых споров, семейных споров.

Согласно ГПК ОАЭ 1992 г. для рассмотрения спора должно быть соблюдено одно из следующих условий:

- ответчик проживает в ОАЭ;

- имущество и наследство, являющееся предметом спора, находится в ОАЭ;

- если исполнение обязательств осуществлялось или должно было осуществляться в ОАЭ, либо нарушение произошло на территории Федерации, либо банкротство объявлено судом страны;

- по иску проживающей в ОАЭ жены к мужу, который проживал в ОАЭ;

- по иску об алиментах, заявленных женой, несовершеннолетним либо инвалидом, проживающими в ОАЭ;

- по иску о гражданском состоянии, где истцом является гражданин ОАЭ либо иностранец, проживающий в ОАЭ, а местонахождение ответчика неизвестно либо национальное право применимо к данному делу;

- один из ответчиков проживает в ОАЭ.

Решения гражданских судов могут быть обжалованы в гражданский апелляционный суд по фактическим и юридическим основаниям в течение тридцати дней с даты постановления суда. Во второй инстанции разрешается предоставление новых доказательств и заслушивание свидетелей. По вопросам права в течение тридцати дней с даты уведомления сторон о постановлении суда может быть подана кассация, акты которой являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.

В соответствии со ст. 103 Конституции ОАЭ все вопросы, связанные с федеральными судами первой инстанции и их организацией, созданием судебных департаментов (палат) местной юрисдикции, необходимой для применения процедуры, принятием судьями присяги, условиями службы для судей, и случаи подачи апелляции на их постановления регулируются специальным законом, т.е. ГПК ОАЭ 1992 г. В предусмотренных законом случаях жалобы на постановления таких судов рассматриваются одним из департаментов (палат) Федерального Верховного суда.

Что касается местных судебных органов, в их юрисдикцию входят все юридические споры, которые не отнесены согласно Конституции ОАЭ 1971 г. к федеральной, т.е. действует остаточный принцип (ст. 104 Конституции). Однако любые вопросы их ведения могут быть переданы федеральным судам первой инстанции по заявлению эмирата, что должно быть предусмотрено соответствующим федеральным законом. Кроме того, подача жалобы на решения местных судебных органов по уголовным, гражданским, торговым и другим делам возможна только в предусмотренных федеральным законом случаях с оговоркой о том, что постановление федеральных судов по таким жалобам является окончательным (ст. 105 Конституции).

Как уже указывалось, судебная система ОАЭ делится на два уровня: федеральная система и местная (локальная) система. В то время как большинство (но не все) эмиратов передали вопросы гражданской юрисдикции с местного на федеральный уровень, система шариатских судов все также функционирует в каждом эмирате. Слияние этих двух видов судов происходит на сугубо добровольной основе. В 1978 г. в федеральную судебную систему вошли суды эмиратов Абу-Даби, Шарджа, Аджман и Эль-Фуджейра, в 1991 г. - суды эмиратов Умм-эль-Кайвайн. Таким образом, к местным судам теперь относятся только суды эмиратов Дубая и Рас-эль-Хайма.

Местные судебные системы, как правило, состоят из двух видов судов: суды шариата и правительственные суды (суды правящих). Шариатские суды действуют исходя из презумпции общей юрисдикции в манере, сходной с ранее действовавшей системой в Саудовской Аравии. Суды правителей эмиратов-членов, образованные в случае необходимости разрешить спор, стали основой для всей системы. Такие суды формировались на разных уровнях, были укомплектованы профессиональными судьями и действовали на основании кодифицированного закона. Например, Закон эмирата Абу-Даби N 3 1970 г.

К специализированным судам в ОАЭ отнесен Федеральный Верховный (Кассационный) суд, созданный в соответствии со ст. ст. 95, 96 Конституции и состоящий из Президента и не более пяти судей, которые назначаются декретом, изданным Президентом страны по согласованию с Высшим Советом. Президент и судьи Верховного суда не могут быть освобождены от должности. Их полномочия могут прекратиться только по следующим основаниям: смерть; сложение полномочий (увольнение по собственному желанию/уход в отставку); окончание срока действия контракта для индивидуальных лиц; достижение пенсионного возраста; полная неспособность выполнять свои обязанности по причине здоровья; дисциплинарное освобождение от должности по основаниям и процедуре, оговоренным в законе; перевод на другую должность с их согласия (ст. 97 Конституции). После принятия полномочий Президент и судьи Федерального Верховного суда должны сразу принести присягу перед Федеральным Президентом и полномочным представителем федерального министра юстиции в том, что они будут выносить решения справедливо, без страха и давления и будут чтить Конституцию и законы эмиратов (ст. 98 Конституции).

Компетенция суда регламентирована также Конституцией 1971 г. (ст. 99), а именно: 1) споры по любым вопросам между эмиратами-членами или между одним эмиратом или несколькими и правительством эмиратов; 2) в любых случаях, когда такие споры отнесены суду по заявлению любой из заинтересованных сторон; 3) проверка законов ОАЭ на конституционность (т.е. соответствие Конституции), если они оспариваются одним или более эмиратом по причине несоответствия Конституции страны; 4) проверка конституционности законов, изданных одним из эмиратов, а также актов отдельных органов власти эмиратов по основанию несоответствия Конституции или законов страны; 5) проверка конституционности законов, нормативных актов и норм в целом, если такое заявление исходит от любого государственного суда во время рассмотрения дела, по которому подлежит применению тот или иной нормативный акт. Такой суд обязан принять правило Федерального Верховного суда при рассмотрении такого дела; толкование положений Конституции, когда такое запрашивается любым органом страны или правительством любого эмирата. Любое такое толкование является обязательным. Кроме того, к его компетенции отнесены также и следующие вопросы: 1) тестирование министров и высших должностных лиц ОАЭ в отношении декрета, содержащего их функции, в том числе и служебные обязанности по запросам Высшего Совета и в соответствии со специальным законом; 2) уголовные дела, затрагивающие интересы страны, такие как преступления в сфере внешней или внутренней безопасности, подделка официальных документов или знаков (печатей) любого органа власти страны и подделка валюты; 3) споры по вопросам юрисдикции между судебными органами федерального уровня и судебными органами эмирата; 4) споры по вопросам юрисдикции между судебным органом власти в одном эмирате и судебным органом власти в другом и классификация принципов, относящихся к этому вопросу в федеральном законе; 5) любая другая юрисдикция, оговоренная в Конституции или которая может быть отнесена к его компетенции федеральным законом.

В соответствии со ст. 100 Конституции 1971 г. Федеральный Верховный суд заседает в столице Объединения (в исключительных случаях - в столице одного из эмиратов). Судебные решения Федерального Верховного суда являются окончательными и обязательными для всех (за исключением смертных приговоров, которые подлежат утверждению главой государства). Если по вопросу конституционности закона, нормативного акта или правила регулирования суд решил, что федеральное законодательство не соответствует Конституции ОАЭ или что рассматриваемое местное законодательство или правила регулирования содержат положения, не соответствующие федеральной Конституции или федеральному закону, то специально уполномоченный орган власти в стране или эмирате обязан устранить несоответствия Конституции (ст. 101 Конституции 1971 г.). Согласно ст. 188/2 ГПК ОАЭ 1992 г. заявление о кассационном пересмотре состоявшегося решения суда должно быть направлено в Верховный суд. Заинтересованное лицо может обжаловать решение апелляционного суда в указанный суд в случае, если исковая сумма превышает 200 000 дирхам либо иск является нематериальным.

Согласно Закону эмирата Дубая 1992 г. N 3 судебная система Эмирата Дубая включает три уровня судов разных инстанций (суды первой инстанции, апелляционные суды, кассационный суд), а в эмирате Рас-эль-Хайма - только два. Судебные органы первой инстанции делятся на гражданские, уголовные и шариатские. К компетенции гражданских судов относят гражданские и коммерческие иски, а также административные дела. Действуют два вида гражданских судов: частичной юрисдикции (в составе единственного судьи, уполномоченного разрешать споры по суммам до 100 000 дирхам), и полной юрисдикции (в составе трех судей, при этом исковая сумма не ограничена или не определена). В структуре гражданских судов Дубая выделены департаменты по рассмотрению коммерческих, трудовых и семейных споров.

Учитывая, что эмират Дубая является крупным центром торговли не только государства ОАЭ, но и всего мира, целесообразно остановиться на его судебной системе.

Суды первой инстанции Дубая включают в себя: трудовой суд, суд по спорам с недвижимым имуществом, суд по гражданским делам, уголовный суд, торговый суд, суд по делам личного статуса <1>.

--------------------------------

<1> Mohamed Ali Abou Sakr. The Courts System in the UAE, Liberty magazine, Issue 03, March 2005.

 

В апелляционный суд (гражданский суд апелляции) Дубая вправе обратиться стороны по фактическим или юридическим основаниям в течение тридцати дней с даты изготовления судебного постановления. При апелляционном рассмотрении возможно представление дополнительных доказательств и вызов свидетелей. Стороны также вправе обратиться с жалобой по процессуальным основаниям сразу в Кассационный суд (Верховный суд в Дубае, действующий на основании Закона 1988 г. N 1), который, как правило, заседает в составе пяти судей, его полномочия идентичны Федеральному Верховному суду ОАЭ, однако они распространены только на территорию эмирата. Кассация должна быть подана в течение тридцати дней с даты извещения сторон о постановлении апелляционного суда. Все постановления Кассационного суда являются окончательными и не подлежат дальнейшему обжалованию.

Суды шариата в ОАЭ на федеральном и местном уровне действуют наряду с гражданскими судами. К их исключительной компетенции относятся вопросы личного статуса мусульман (семейные дела, включая развод, наследование, опекунство и др.). Мусульманские суды вправе разрешать споры только между мусульманами. Важно также отметить, что в случае отсутствия какого-либо регулирования в государственных законах применению подлежат принципы мусульманского права <1>.

--------------------------------

<1> The UAE Court System (Электронный ресурс). Режим доступа: https://dubai.usconsulate.gov/emergency_uae_court.html (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Бахрейн.

После принятия новой Конституции страны Закон о судебной власти 2003 г. <1> сменил Закон Бахрейна о судоустройстве 1971 г., однако судебная система в Бахрейне осталась дуалистической, включающей гражданскую и "шариатскую" судебные системы.

--------------------------------

<1> Закон Бахрейна о судебной власти 2003 г. (Law of judicial authority of Bahrain 2003) (на английском языке). Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/Law_of_Judicial_Authority_of_Bahrain (дата обращения: 09.02.2017).

 

Система судов шариата включает следующие суды:

- Высший апелляционный суд;

- суды первой инстанции;

- суды малого производства.

Каждый из судов шариата имеет две палаты в зависимости от направления толкования мусульманского права: суннитское и шиитское. К компетенции шариатских судов отнесены все вопросы личного статуса мусульман, за исключением споров о наследстве, решаемых гражданскими судами (но с учетом права шариата), а также нотариальные функции. По остаточному принципу остальные дела отнесены в ведение гражданских дел. Решения судов шариата обжалуются в Высший апелляционный суд, который также делится на суннитскую и шиитскую палаты <1>.

--------------------------------

<1> Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2003. С. 70 - 73.

 

В систему гражданских судов вошли следующие суды:

- Кассационный суд;

- гражданские высшие апелляционные суды;

- суды первой инстанции;

- суды малого производства <1>.

--------------------------------

<1> См. также: LEGAL STRUCTURE - BAHRAIN. Режим доступа: http://pallavigoel.blogspot.ru/2013/08/legal-structure-bahrain.html (дата обращения: 10.02.2017).

 

Созданный в 1989 г. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией, а также имеет исключительную юрисдикцию по искам, поданным одновременно в гражданские и шариатские суды либо шариатские суды разного толкования. Кроме того, он разрешает споры о подведомственности и подсудности между указанными судами, а также рассматривает гражданские и торговые дела, касающиеся личного статуса и с участием немусульман.

В соответствии со ст. 1 Гражданского и торгового процессуального акта Бахрейна 1971 г. (далее - ГТПК 1971 г.) <1> суды первой инстанции рассматривают все споры, включая гражданские, коммерческие, личного статуса немусульман, трудовые, налоговые, наследственные и другие, а также проверку постановлений судов малого производства (ст. ст. 1, 7, 11). Апелляционные суды созданы в большинстве городов, в их ведении находится проверка вынесенных судами первой инстанции постановлений. Они заседают в составе трех судей.

--------------------------------

<1> Гражданский и торговый процессуальный акт Бахрейна 1971 г.

 

Согласно ст. 8 ГТПК 1971 г. суды малого производства компетентны рассматривать следующие дела:

- гражданские и торговые дела, цена иска по которым не превышает 400 бахрейнских динаров;

- дела, касающиеся права прохода, передвижения, а также общие вопросы нарушения частной жизни;

- дела, касающиеся выбытия собственности из владения собственника по любому основанию, независимо от стоимости имущества;

- споры о разделе совместного имущества, независимо движимое или недвижимое имущество, независимо от стоимости имущества;

- производные вопросы: иски о нарушении интересов, возмещении потерь, ущерба и судебных издержек;

- дела о выселении, если претензия не превышает 400 бахрейнских динаров.

На уровне судов малого производства действуют и исполнительные суды, в ведении которых находится исполнение актов судов всех уровней (ст. ст. 7, 9).

В соответствии с ГТПК 1971 г. специально оговорены случаи, когда суды Бахрейна компетентны рассматривать дела в отношении неграждан страны, которые постоянно не проживают и не имеют места проживания в Бахрейне, а именно:

- договорная подсудность;

- споры в отношении активов и задолженности, возникших в Бахрейне;

- оспаривание любых брачных документов, которые удостоверены нотариальными органами Бахрейна;

- если дело возбуждено по заявлению об аннулировании брака, развода, раздельного проживания, которое сделано женой, постоянно проживавшей в Бахрейне, против ее мужа, который постоянно проживал в Бахрейне, когда оставил жену и приобрел иностранное разрешение на постоянное проживание после возникновения оснований для аннулирования или был депортирован из страны;

- иски о взыскании алиментов, если оба постоянно проживают в стране, или на ребенка-резидента;

- вопросы личного статуса, в случае если истец является гражданином или иностранцем с разрешением на проживание и когда ответчик не имеет места постоянного проживания на территории иностранного государства, и применимо право Бахрейна;

- споры в отношении родства ребенка - резидента Бахрейна или оспаривание дееспособности или ограничений, ее исключение или отзыв;

- вопросы по контролю за активами, когда несовершеннолетний или любое лицо имеет разрешение на жительство или гражданство в Бахрейне, и в отношении его установлено какое-либо ограничение или начат судебный процесс, при условии если отсутствующая сторона последним своим местом жительства имела Бахрейн;

- если один из ответчиков имеет разрешение на проживание или является гражданином Бахрейна.

По общему правилу если стороны признают (не оспаривают) юрисдикцию суда Бахрейна, то суд вправе рассмотреть такое дело.

Среди специализированных судов Бахрейна представлены военные суды, разрешающие вопросы оборонных сил страны, а также учрежденная отдельным Законом 1974 г. система судов безопасности, рассматривающих дела об антиправительственной деятельности.

Кувейт.

Судоустройство Кувейта носило смешанный характер, так как несмотря на ст. 2 Основного Закона <1>, по которой шариат является главным, фундаментальным источником права, на практике мусульманское право регулирует прежде всего дела личного статуса, а большинство других отраслей права представлены законодательством романо-германского типа. Согласно ст. 1(2) Гражданского кодекса Кувейта (Декрет-закон N 67 1980 г.) при отсутствии законодательных норм судьи должны выносить решение в соответствии с обычаем, а при отсутствии и такового - в соответствии с принципами мусульманской юриспруденции, наиболее полно отвечающей условиям и интересам страны.

--------------------------------

<1> Конституция Кувейта 1962 г. (на английском языке). Режим доступа: http://en.wikisource.org/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Важным для последующего судоустройства, бесспорно, считается Закон об организации судопроизводства 1959 г., который упразднил дуализм гражданской судебной системы с отделившимися судами шариата, который превалирует в других арабских странах. Впоследствии указанный нормативный акт сменили Акт о судебной системе 1981 г. и Закон о правосудии 1990 г., однако указанная концепция осталась неизменной.

Так, Актом 1981 г. установлено, что судебная система Кувейта унифицирована, такое является необычным для стран Арабского Востока <1>. Гражданские (государственные) суды имеют три уровня. На первой ступени стоят образованные в каждой провинции суммарные суды (махкамаат аль-джузи  - гражданские и коммерческие дела, имущественные споры и мелкие наказуемые правонарушения небольшой тяжести или с малой ценой иска - не более 5 тыс. динаров) и суды первой инстанции (махкамаат аль-кули ). Последние подразделяются на специальные секции (палаты) или подразделения: гражданских и коммерческих (один судья), личного статуса (один судья), имущественных (трое судей), трудовых споров (один судья), уголовных (трое судей) и административных (трое судей) проступков, а также апелляционное подразделение (трое судей - оспаривание вердиктов суммарных судов, которые состоят из секций по примеру судов первой инстанции).

--------------------------------

<1> Закон N 67/1981, опубликован в официальной газете N 1335 от 5 марта 1981 г. Ранее действовал Акт 1959 г., опубликованный в официальной газете от 19 января 1982 г.

 

Следующая инстанция - это апелляционные суды, состоящие из трех судей и пересматривающие вердикты судов первой инстанции, а также рассматривающие дела особой важности.

Созданный в 1990 г. Кассационный суд (махкамаат аль-тамиз ) (пять судей, назначаемых Высшим судебным советом) выступает в качестве отдельной инстанции всей системы, которая проверяет законность вынесенных апелляционными судами актов.

Несмотря на концепцию деления судебной системы, Кувейт высказался в пользу унифицированного подхода. Так, в то время как Конституция допускает (не обязывает) создание отдельной административной судебной системы, Кувейт предпочел вместо этого создание секций по административным спорам в существующих судах. Другие секции имеют дело с уголовными, коммерческими, трудовыми, арендными делами и др. В той или иной степени можно говорить о том, что во всех судах страны созданы специализированные секции <1>.

--------------------------------

<1> Сайт "Современный Кувейт" (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kuwaitoday.ru/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Как и в праве других арабских монархий, установлены ограничения по обжалованию решений с небольшой ценой иска. Так, судебные решения о взыскании менее 1 000 динаров являются окончательными и обжалованию не подлежат <1>.

--------------------------------

<1> Ahmed Aly Khedr. Kuwait's legal system and legal research. 2010. Режим доступа: http://www.nyulawglobal.org/globalex/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Важно отметить, что дела личного статуса не возложены на отдельные суды шариата; вместо этого такие дела заслушиваются специальными секциями гражданских судов. В отношении мусульман суды руководствуются основами кодифицированного суннитского закона или Шийя  - закона, зависящего от тяжущихся, а в отношении представителей других религиозных конфессий - своими законами, в связи с чем и образованы три палаты в рамках секций по рассмотрению дел личного статуса: для суннитов, шиитов и немусульман.

В Кувейте согласно ст. 173 Конституции и специальному закону о нем 1973 г. учрежден Конституционный суд, имеющий компетенцию в разрешении споров, относящихся к конституционности законов и декретов. Правом обращаться с заявлением об оспаривании конституционности законов и декретов перед указанным органом наделены государство и заинтересованные стороны. Если норма будет признана неконституционной, то она признается недействительной и не применяется, что также установлено Конституцией. Все пять членов Конституционного суда являются старшими судьями из числа судей гражданских судов. У них есть также право издавать обязательные рекомендации и нормы в отношении конституционности законов, декретов и указов <1>. Суд также разрешает избирательные споры. Например, по последним данным средств массовой информации, Конституционный суд аннулировал результаты выборов в Национальное собрание (парламент) начала 2012 г., что явилось следствием борьбы оппозиции с кланом ас-Сабах (контролирует кабинет министров), начавшейся еще в самом начале XXI в <2>. Конституционный суд относят к числу специализированных судов, его называют еще высшей судебной инстанцией страны.

--------------------------------

<1> Сайт "Современный Кувейт" (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.kuwaitoday.ru/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Сайт средств массовой информации РАПСИ (Электронный ресурс). Режим доступа: http://rapsinews.ru/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

В Кувейте к числу специализированных судов помимо Конституционного суда относят суды по дорожным правонарушениям, которые, однако, входят в состав регулярных гражданских судов, а также военные суды, возможность учреждения которых предусматривается Конституцией Кувейта 1962 г. (ст. 164) и была реализована в Кувейте дважды: в 1967 и 1991 гг. В обоих случаях объявление военного положения, предполагающего созыв таких судов, продолжалось только несколько месяцев. Закон предоставляет таким судам возможность иметь оба вида судей - военных и гражданских. Если в Кувейте не объявлено военное положение, то военные суды не имеют юрисдикции над гражданским населением и в невоенных вопросах.

Катар.

Несмотря на то что Катар иногда относят и к странам романо-германской правовой семьи, основанная на каноническом мусульманском праве система всегда занимала особое место. До принятия так называемой временной Конституции Катара 1970 г. (последующие изменения 1995 и 1999 гг.) судебная система была весьма архаичной, господствовало некодифицированное мусульманское право, не существовало четкого разграничения исполнительной и судебной власти <1>. Суды подчинялись трем различным министерствам: гражданские суды - министерству юстиции, суды шариата - министерству вакуфов, прокуроры - министерству внутренних дел. Принцип разделения властей был законодательно закреплен значительно позднее. Что касается судебной системы, судебные дела решались непосредственно эмиром (избирается из своей среды мужскими членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3 000 человек)), который также обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти.

--------------------------------

<1> Al-Baharna H. M. Qatar // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. Q1 - 4; Amin S.H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 298 - 304, 305 - 327; Redden K.R. Qatar // Modern Legal Systems Cyclopedia. Law Publisher Buffalo, USA, 1990. Vol. 5; Redden K.R. and Amin S.H. The Legal Systems of Islamic Countries. London, 1997.

 

Нечеткое разграничение компетенции судов шариата и судов правосудия зачастую являлось в Катаре причиной возникновения труднопреодолимых проблем, что значительно умаляло права граждан на судебную защиту. Другим препятствием для справедливого отправления правосудия являлось то, что граждане в любой момент были вправе ходатайствовать о передаче их спора (семейного или гражданского) в суды шариата. Право на обжалование в Апелляционный суд любого решения сохранялось, однако в системе шариатских судов нередко были случаи, когда тот же самый судья рассматривал одно и то же дело в суде первой и апелляционной инстанции, ввиду чего терялся весь смысл подачи жалобы <1>.

--------------------------------

<1> Encyclopedia of the Nations (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.nationsencyclopedia.com/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Со вступлением в силу новой Конституции 2004 г. в Катаре действует унифицированная судебная система. Юристы Катара единодушно поддержали такое изменение, учитывая, что оно позволило избежать путаницы и сэкономить время и усилия на стадии обращения в суд. Ранее стороны должны были выбирать, в какой суд (суд шариата или суд правосудия) обращаться. Однако суд шариата был вправе отказать в принятии заявления, указав на то, что отсутствует исламский аспект в споре. Ныне действует так называемое единое окно приема заявлений и запросов в судах, после поступления заявления принимается решение о наличии или отсутствии в иске элемента личного статуса мусульман, что влияет на определение юрисдикции <1>.

--------------------------------

<1> Kamal Abdelrahim AlAlaween, Ahmed Ibrahim Al Hiari. The establishment of Commercial Court in Jordan. European Journal of Social Sciences - Volume 22, Number 1 (2011).

 

Организация судов закреплена в Законе о судебной системе 2003 г. N 10, в соответствии с которым определено три уровня: суды первой инстанции, апелляционные суды и кассационный суд.

Суд первой инстанции рассматривает все дела, включая уголовные, гражданские, коммерческие, административные и другие споры. В рамках суда образованы несколько специализированных подразделений, например частного производства. В случае если дело незначительное (цена иска менее 100 реалов), то оно передается в подразделение частичного производства. Все решения судов первой инстанции обжалуются в апелляционный суд, который состоит из Председателя, заместителя и судей. По первой инстанции дела рассматриваются единолично, а в остальных - коллегиально, апелляционные суды заседают в составе трех судей и пересматривают дела заново (ст. ст. 20 - 25 Торгового и гражданского процессуального кодекса Катара 1990 г. <1>).

--------------------------------

<1> Торговый и гражданский процессуальный кодекс Катара 1990 г.

 

Высшей судебной инстанцией Катара является Кассационный суд, в который обжалуются судебные акты апелляционных судов, однако только в случае и на предмет неправильного применения или толкования норм права, т.е. жалобы должны содержать указания на нарушения теоретических положений и норм, предусмотренных, например, исламским шариатом. В составе Кассационного суда создано подразделение по обобщению принципов на основе актов Кассационного суда, которые являются обязательными для применения нижестоящими судами.

Согласно Конституции Катара 2004 г. был создан Высший судебный совет, состоящий из Председателя Кассационного суда, Старшего заместителя Председателя Кассационного суда, Старшего судьи Суда кассационной инстанции, Председателя Апелляционного суда, Старшего Председателя Апелляционного суда, Старшего судьи Апелляционного суда, Председателя суда первой инстанции и наделенный правом давать заключения по судебным вопросам, и у него есть право законодательной инициативы в области специальных законов для развития судебной системы.

В соответствии с Законом Катара 2008 г. N 12 создан Верховный суд (Кассационный суд), который по запросам судов дает толкования Конституции страны и проверяет законы на соответствие ей <1>.

--------------------------------

<1> Сайт юридического сообщества Катара (Электронный ресурс). Режим доступа: http://qlrs.org/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Ввиду организации в структуре судов различных секций по рассмотрению отдельных видов споров в странах с единой судебной системой специальные суды становятся все более редким явлением.

В судах Катара для удобства работы проведена компьютеризация, создана система в сети Интернет, к которой имеет доступ любой желающий гражданин (например, для получения тех или иных сведений в отношении определенного дела). Такое нововведение позволяет и судам быстро получать точную информацию о состоявшихся судебных процессах и принятых судебных актах <1>.

--------------------------------

<1> Al Kaabi Law Firm (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.alkaabilawfirm.com/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Таким образом, дуализм судебной системы с двумя параллельно действующими судебными системами (судов шариата и государственных судов) сохраняется и по сей день почти во всех монархиях Арабского Востока. Законодатели Кувейта и Катара пришли к выводу о том, что указанный подход является устаревшим, и закрепили унифицированную судебную систему. То есть суды шариата в первоначальном понимании были упразднены, вместо них в системе судов общей юрисдикции действуют специальные секции по рассмотрению дел личного статуса мусульман. Представляется, что унифицированный подход может быть со временем воспринят во всех монархиях Арабского Востока.

Что касается вопроса подготовки судейского состава в монархиях Арабского Востока, то до сих пор государства испытывают некоторую нехватку судей, в связи с чем привлекаются судьи, являющиеся гражданами других арабских стран (Египет, Сирия, Ливан), с которыми заключаются контракты на несколько лет с возможностью пролонгации. Полномочия судей, назначаемых из числа граждан страны, являются пожизненными. При получении образования кандидаты проходят обучение как в университетах своей страны, так и за границей, они получают образование в соответствии с религиозными течениями, распространенными в том или ином государстве. Однако в любом случае основу их образования составляет право шариата, которое подлежит применению не только в случае специального указания в законе, но и для преодоления пробелов в законодательстве.

 

* * *

 

Ввиду исторических аспектов развития и становления монархий Арабского Востока влияние права господствовавшей в той или иной степени на территории указанных государств Великобритании, а также заимствование норм у других арабских стран (Египта), которые были сформированы под влиянием французских правовых традиций, является естественным. Однако сохраняются и черты, свойственные странам с монархической формой правления и сильными религиозными традициями.

Несмотря на то что основными законами государств установлено, что первоначальным и главным источником права является право шариата, закрепленная государственными законами процессуальная модель позволяет сделать вывод о том, что полновластное действие мусульманского права, которое сохраняло свои позиции на протяжении длительного периода времени, в настоящее время ограничено. Принят ряд государственных законов, которые регулируют сферу гражданского процессуального права, затрагивая весь круг общественных отношений данной отрасли права. Право шариата применяется лишь в случае прямого указания на то законом либо для преодоления пробелов в действующем законодательстве. Следует подчеркнуть, что применяемое в монархиях Арабского Востока право шариата разнится ввиду того, что исламскими странами исторически были восприняты разные толкования мусульманского права.

Такие принципы общего права, как заимствование прошлых судебных постановлений в качестве судебных прецедентов, в общем не признаются, а скорее прослеживаются в том, что высшие суды наделены полномочием издавать постановления, содержащие обязательные для нижестоящих судов рекомендации и разъяснения, а судебная практика вышестоящих судов зачастую становится образцом для нижестоящих судов.

Долгое время в монархиях Арабского Востока действовали только религиозные суды - суды шариата. По мере учреждения государственных судов, а также сохранения личного права граждан и территориального права в исследуемой группе стран установился дуализм судебной системы с параллельно действующими судами шариата и гражданскими судами, который сохраняется по сей день в большинстве монархий Арабского Востока (Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане, Бахрейне). В Катаре и Кувейте, где в настоящее время действуют унифицированные системы общегражданских судов, в составе судов всех уровней образованы соответствующие подразделения, которые специализируются на делах личного статуса мусульман.

Право монархий Арабского Востока всегда будет отличаться рядом особенностей этих стран. Несмотря на очевидные параллели построения нынешних судебных органов и внедрения общепринятых норм регулирования общественных отношений, говорить о его унификации с европейским правом в полном смысле слова сложно. Кроме того, право монархий Арабского Востока относится к правовой семье религиозного права. При этом ввиду исторических особенностей прослеживаются черты континентальной и англосаксонской правовых семей.

Следует подчеркнуть, что органы государственной власти монархий Арабского Востока обращают особое внимание на вопросы построения судебной системы, квалификации судейского состава, решения актуальных проблем гражданского процессуального права и другие аспекты судопроизводства. Это выражается в присоединении государств к различным международным конвенциям, в принятии участия в многочисленных международных и региональных конференциях, постоянном реформировании действующего законодательства.

 

§ 3. Основные положения порядка рассмотрения

гражданских споров

 

В монархиях Арабского Востока специальные нормы, регламентирующие гражданское судопроизводство, содержатся в гражданских процессуальных кодексах и отдельных законах. Такие акты регулируют специальные правила процедуры рассмотрения гражданских дел.

Для обращения в суд с требованием необходимо подтвердить наличие интереса. Так, ст. 2 Гражданского и торгового процессуального кодекса Кувейта 1980 г. N 38 (далее - ГТПК Кувейта 1980 г.) <1> закрепляет, что для подачи искового заявления необходимо наличие интереса либо обоснование того, что он направлен на предотвращение ущерба, возмещение убытков либо разрешение конфликта. Согласно ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Саудовской Аравии (далее - ГПК Саудовской Аравии 2000 г.) <2> в суд вправе обращаться только заинтересованные лица, а для защиты публичного интереса заявителями должны быть не менее трех физических лиц (если отсутствует специальный орган для защиты такого интереса). Положение о том, что для возбуждения гражданского дела необходим интерес заявителя, обосновывается и тем, что ответчик вправе на любой стадии заявить о прекращении дела по основанию отсутствия у истца юридического права или интереса. Такое заявление должно быть разрешено судьей отдельно, независимо от рассмотрения дела (ст. 31 Гражданского и торгового процессуального акта Бахрейна 1971 г. N 12 (далее - ГТПА Бахрейна 1971 г.) <3>).

--------------------------------

<1> Гражданский и торговый процессуальный кодекс Кувейта 1980 г.

<2> Гражданский процессуальный кодекс Саудовской Аравии 2000 г.

<3> Гражданский и торговый процессуальный акт Бахрейна 1971 г.

 

Помимо этого, закреплены и нормы по поводу обращения в суд к иностранным гражданам. При этом право на обращение в суд с требованием не ограничено для граждан, однако обращение в суд против иностранца возможно только в том случае, если он имеет постоянное место жительства или пребывания или обязательство возникло или было исполнено на территории государства (ст. 5 Гражданского процессуального кодекса Иордании 1976 г. (далее - ГПК Иордании 1976 г.) <1>).

--------------------------------

<1> Гражданский процессуальный кодекс Иордании 1976 г.

 

Законодатели Кувейта закрепили нормы о том, что исковые заявления принимаются судами независимо от наличия у них компетенции (ст. 45 ГТПК Кувейта 1980 г.). По-иному дело обстоит в ОАЭ и Катаре. В ст. 1 Торгового и гражданского процессуального кодекса Катара 1990 г. (далее - ТГПК Катара 1990 г.) <1> установлено, что принимаются только те заявления, которые поданы с соблюдением правил юрисдикции, если имеется какой-либо спор или конфликт, а также у заявителя должен быть явный интерес. Кроме того, истец должен обосновать выбранный для подачи суд.

--------------------------------

<1> Торговый и гражданский процессуальный кодекс Катара 1990 г.

 

Аналогичные нормы закреплены и в ГПК ОАЭ 1992 г. <1>. Так, прежде чем подать иск в суд ОАЭ, истец должен убедиться в том, что такой суд имеет юрисдикцию по рассмотрению дела. Кроме того, до подачи иска в суд истцу необходимо обратиться с заявлением в орган по мирному урегулированию споров, который в случае невозможности достижения результата выдает соответствующее заключение, без которого спор не будет предметом рассмотрения в суде.

--------------------------------

<1> Гражданский процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г.

 

При этом в гражданских процессуальных кодексах монархий Арабского Востока не закреплены нормы о соблюдении досудебного порядка. Правила о необходимости до обращения в суд направить ответчику соответствующее требование об исполнении взятых обязательств можно встретить в судебной практике.

Исковые заявления могут быть поданы против министерств, компаний, других заинтересованных лиц, иностранных компаний (ее представительств в государстве или директора), различных религиозных образований, начальника тюрьмы (если ответчиком является лицо, которое отбывает там наказание), проживающих за границей лиц (уведомляются через министерство иностранных дел), лиц без гражданства - адресуются полиции, которая дважды публикует сообщение о том в двух разных изданиях (ст. ст. 1 - 2, 5 - 9 ТГПК Катара 1990 г.).

Законодательство каждой монархии Арабского Востока подробно регламентирует требования к исковому заявлению, которое должно содержать следующее:

- в отношении истца и ответчика: имя, фамилия, профессия, место проживания или контактный адрес (адрес согласно договору либо последний известный адрес). Если заявитель действует в интересах иного лица, то указывается форма и характер такого представительства. В случае наличия представителя - такие же данные на него. Важно отметить, что с момента наделения представителя полномочиями все документы направляются ему;

- дата заявления;

- суд, в который подается заявление;

- предмет и основание иска (фактические обстоятельства), требования истца к суду и подтверждающие доказательства. Под доказательствами в данном случае понимается также и список свидетелей и их данных с указанием тех сведений, которые они могут подтвердить или опровергнуть, и их значение для разрешения спора (ст. ст. 56 - 57 ГПК Иордании 1976 г.).

Интересно правовое положение о том, что в отношении истца и ответчика подлежит указанию профессия. Учитывая, что закон не проясняет цель такой нормы, то можно сделать вывод о том, что профессия необходима также для идентификации лица. При этом ГТПК Омана 2002 г. <1> не уточняет, какие сведения подлежат указанию, закреплено общее положение - "полные данные на истца и ответчика". Однако указание профессии лица, участвующего в деле, может позволить установить его место работы, которое необходимо для возможности вручения ему судебной повестки по месту работы, что разрешается положениями ГПК монархий Арабского Востока.

--------------------------------

<1> Гражданский и торговый процессуальный закон Омана 2002 г.

 

В ГТПА Бахрейна 1971 г. закреплены также и нормы о форме письменного заявления. Так, все заявления в суд должны быть написаны рукописно или напечатаны таким образом, что используется только одна сторона листа, поля должны быть слева, а также содержать номер дела (для вторичных заявлений).

Вручение копии искового заявления ответчику может быть возложено как на истца, так и на сотрудников суда. Так, в Катаре экземпляр искового заявления с подтверждающими доказательствами вручается ответчику самим истцом, в связи с чем при подаче в суд исковое заявление должно содержать отметку ответчика в получении либо отказ в получении с обоснованием причин того (ст. 2 ТГПК Катара 1990 г.). В странах, где такие нормы не установлены, к исковому заявлению прикладываются экземпляры по числу ответчиков, которые впоследствии высылаются ответчику (ответчикам) сотрудниками суда (Г. 1 Ч. 2 ГТПЗ Омана 2002 г., ст. 39 ГПК Саудовской Аравии 2000 г.).

Кроме того, если заявлены требования о взыскании денежных средств, то подлежит представлению расчет требуемых сумм. Если спор о недвижимости и связанных с ней вопросах, то подлежат предоставлению документы на недвижимость. Истец вправе объединить несколько оснований иска, однако у суда есть право их разъединить в отдельные производства. Такое же право предоставлено суду, если в деле фигурирует несколько истцов (ст. 73 ГТПА Бахрейна 1971 г., ст. 2 ТГПК Катара 1990 г.).

Цена иска исчисляется на дату его подачи и включает все требования и издержки. При этом если требования о взыскании сумм имеют разные основания, то они указываются отдельно. После подачи иска заявленную сумму можно уточнить (ст. ст. 29 - 30 ТГПК Катара 1990 г., ст. ст. 58 - 60 ГТПЗ Омана 2002 г.).

В монархиях Арабского Востока по общему правилу заявление подписывается заявителем либо его представителем (например, ГТПА Бахрейна 1971 г., ГТПЗ Омана 2002 г.). Однако законодатель Иордании установил положение о том, что независимо от наличия или отсутствия представителя заявление должно быть подписано только истцом (ст. 57 (2) ГПК Иордании 1976 г.). В связи с чем можно сделать вывод, что необходимость получения подписи истца на исковом заявлении свидетельствует о том, что заявитель тем самым подтверждает свою волю на предъявление данного требования в суд.

Заявление подается в соответствующее подразделение суда. Функции по принятию и регистрации исковых заявлений возложены на сотрудников суда. При поступлении заявления клерк формирует дело и вносит его в соответствующий реестр (по предмету спора). Запись искового заявления в судебном реестре должна содержать предусмотренный для ответчика период времени для предоставления возражений против заявленного в отношении его (как правило, срок определен законом). К полномочиям клерка также отнесены обязанности по назначению судебного заседания, по рассылке повесток сторонам. По общему правилу дата судебного заседания не может быть им определена ранее тридцати дней с даты подачи иска (например, ст. 29 ГТПА Бахрейна 1971 г.).

В законодательстве всех монархий Арабского Востока закреплены нормы о необходимости при подаче искового заявления уплатить судебные пошлины. В ОАЭ и Иордании такие положения закреплены в специальных законах. Так, согласно ст. ст. 56 - 57 ГПК Иордании 1976 г. тяжба начинается с заявления первоначального иска и уплаты судебных пошлин в соответствии со Специальными правилами о судебных пошлинах 2008 г., где в ст. 1 установлено, что максимальная сумма пошлины составляет не более 5 000 иорданских динаров <1>. В Объединенных Арабских Эмиратах обязанности по определению подлежащей взиманию суммы судебной пошлины возложены на клерка. Судебные пошлины за рассмотрение заявлений в федеральных судах ОАЭ установлены Федеральным декретом N 15 от 1992 г., а в судах эмирата Дубая определены Законом N 1 от 1994 г. Сумма иска и размер судебной пошлины в Дубае в процентном отношении к сумме иска и стадии судебного рассмотрения (суд первой инстанции/апелляционный суд/кассационный суд) следующие:

- за первые и вторые 100 000 дирхам - 7,5%/1,5%/500 дирхам + подлежащий возврату взнос - 1 000 дирхам;

- за третьи 100 000 дирхам - 6%/1,2%;

- за сумму, превышающую 300 000 дирхам - 5%/1%;

- максимальный взнос судебной пошлины - 30 000 дирхам/6 000 дирхам;

- за заявление о наложении ареста на имущество: половину (50%) вышеназванного взноса, подлежащего уплате по основному иску суду первой инстанции, не более 15 000 дирхам;

- за исполнение решения: 1% от суммы, предъявляемой к исполнению, не более 5 000 дирхам;

- по трудовым спорам: 5% от исковой суммы;

- по спорам об аренде помещения: 5% от суммы годовой аренды <2>.

--------------------------------

<1> Kamal Abdelrahim AlAlaween. Overview of the Jordanian Law of Civil Procedure. European Journal of Social Sciences - Volume 13, Number 3(2010). P. 363.

<2> Сайт Объединенных Арабских Эмиратов при поддержке издательского дома "Русские эмираты". Ст. "Основы правовой системы ОАЭ" (Электронный ресурс). Режим доступа: http://emirat.ru/wiki/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

При этом можно сделать вывод, что судебная тяжба является дорогим способом разрешения спора. Однако в отношении некоторых видов производств уплата судебных пошлин не требуется (например, в случае взыскания алиментов).

Важно отметить, что законодатели монархий Арабского Востока не раскрывают последствия нарушения предъявляемых законом требований к форме и содержанию искового заявления, а также прилагаемых к нему документов. Из рассмотренных норм можно сделать вывод о том, что такая проверка осуществляется сотрудниками специального подразделения суда, в которое подается исковое заявление, однако на практике возможны случаи выявления нарушений впоследствии. Вместе с тем такой пробел частично преодолен ст. 27 ГТПА Бахрейна 1971 г., согласно которой в случае выявления ошибок в сумме требований истца либо уплаченных судебных пошлин истцу может быть предоставлен срок для исправления того. В случае непредоставления необходимого дело подлежит оставлению без рассмотрения. При этом в таком случае оно может быть возобновлено по заявлению истца после исполнения соответствующих требований.

Закрепление норм о необходимости установления определенных фактов до перехода к рассмотрению дела по существу свидетельствует о том, что в отдельную стадию процесса законодатели монархий Арабского Востока выделяют и подготовку дела к судебному разбирательству. Так, согласно ст. ст. 27 - 28 ГТПА Бахрейна 1971 г. до перехода к рассмотрению дела по существу на первом судебном заседании суд устанавливает следующее:

- проверяет свою компетентность по рассмотрению данного спора (в случае установления, что суд не вправе рассматривать данный спор, суд выносит мотивированное постановление о своей некомпетентности и направляет дело по подсудности), а также тот факт, что заявление подано не ошибочно;

- проверяет соблюдение юридической процедуры уведомления ответчика о процессе, а также вручения ему повестки. В случае установления нарушений судебное заседание подлежит отложению, а клерк суда обязан повторить извещение.

Важно отметить, что в случае выявления судами монархий Арабского Востока факта отсутствия у него юрисдикции по рассмотрению конкретного спора исковое заявление не возвращается, производство по делу не прекращается, а суд самостоятельно направляет дело в соответствующий суд по правилам юрисдикции.

Кроме того, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству рассматривается возможность урегулирования спора мирным путем (ст. 99 ГТПА Бахрейна 1971 г.), закреплены императивные нормы, согласно которым судья обязан начать судебное заседание с предложения сторонам заключить мировое соглашение (ст. 99 ГТПЗ Омана 2002 г.). При этом у сторон сохраняется право урегулировать спор мирным путем на любой стадии процесса.

Процедура заключения мирового соглашения носит в монархиях Арабского Востока формальный характер. Так, одна сторона предлагает другой заключить соглашение, в котором должен быть четко определен объект соглашения. Сторона, которая отказывается принять предложение и при этом не делает встречного предложения, т.е. прерывает переговоры о возможности заключения мирового соглашения, считается проигравшей. Такие нормы не позволяют стороне уклоняться от ведения переговоров по вопросу заключения мирового соглашения, т.е. на стороны возложены обязанности по рассмотрению поступающих предложений, а также разработке своих условий мирового соглашения, которые должны быть представлены оппоненту. Кроме того, как только сторона, которой сделано предложение или встречное предложение, приняла его, противная сторона не вправе оспаривать его действительность. В случае уклонения от исполнения таких обязательств остальные доказательства во внимание не принимаются.

Возражать против заявленного иска или нет - это право ответчика. Если ответчик не возражает против заявленного иска, т.е., например, признает его, то суд выносит постановление о том, что требования истца правомерны и доказаны. Если ответчик заявляет возражения, то он обязан подать в суд отзыв с копиями по числу истцов, а также с приложением списка доказательств и свидетелей, а также письменных документов. Важно, что срок для представления отзыва обычно определяется таким образом, чтобы он был подан в письменном виде до обсуждения существа дела (например, ГТПА Бахрейна 1971 г. - не позднее трех дней до даты заседания; ст. 59 ГПК 1976 г. - тридцать дней с даты получения копии искового заявления по делам, где ответчик является физическим лицом, проживающим в Иордании, и шестьдесят дней с указанной даты, когда ответчик - юридическое лицо либо проживающее за границей физическое лицо). В случае нарушения такого срока на заявление и предоставление своих доказательств ответчик лишается такого права. Однако при этом ответчик сохраняет право на возражения на основании представленных истцом доказательств. Необходимо отметить, что такое лишение ответчика права на подачу отзыва с приложением соответствующих доказательств можно расценивать как нарушение конституционных гарантий на то, что каждое лицо вправе защищать себя всеми законными способами. При этом отсутствие подобной нормы явилось бы предоставлением ответчику необоснованных преимуществ подавать отзыв на любой стадии слушания дела, что может приводить к затягиванию процесса, поэтому установленные нормы придают правоотношениям юридическую определенность.

В любом случае закон предоставляет ответчику незакрытый перечень оснований для возражений (например, ст. 30 ГТПА Бахрейна 1971 г., ст. 109 ГПК Иордании 1976 г.). Среди основных можно выделить следующие:

- данный спор уже был предметом рассмотрения в суде;

- некомпетентность суда;

- истечение срока давности;

- иск инициирован с нарушением закона;

- процедура надлежащего извещения ответчика не соблюдена;

- имеется арбитражная оговорка или вступившее в законную силу решение по тому же спору между теми же сторонами.

Достаточно подробно регламентируются нормы, касающиеся отвода судьи (в ГПК Саудовской Аравии 2000 г. такому институту посвящена целая часть 7). Среди главных оснований для отвода судьи названы родственные и иные связи (как уже расторгнутые, так и действующие), высказывание какого-либо мнения по данному делу, заинтересованность судьи (ст. ст. 98 - 116 ТГПК Катара 1990 г., ст. ст. 102 - 111 ГТПК Кувейта 1980 г.). Кроме того, при заявлении об отводе судьи необходимо внести определенную сумму на депозит суда (ст. ст. 136 - 137 ГПК Иордании 1976 г.). При этом закон не поясняет, для чего вносится такая сумма. Процедура рассмотрения такого заявления предусматривает, что старший судья сначала заслушивает мнения сторон по данному вопросу, а затем принимает постановление о смещении судьи либо об отказе в таком смещении, которое может быть обжаловано в Кассационный суд.

Более того, законом специально оговорено, что секретари, сотрудники, которые отвечают за вручение повесток, а также другие сотрудники аппарата судьи не вправе выполнять свои обязанности по делам, к которым они или их родственники (даже дальние) имеют отношение, в противном случае такая работа признается ничтожной (ст. 8 ПК Саудовской Аравии 2000 г.). Исключение возможности заинтересованности не только судьи, но и сотрудников суда, исполняющих обязанности в рамках того или иного дела, позволяет гарантировать независимость судебного процесса в любых формах его проявления. Более того, сотрудники суда не вправе быть представителями сторон (например, ст. 58 ГТПК Кувейта 1980 г.).

Необходимо отметить, что в монархиях Арабского Востока не предусмотрен институт присяжных заседателей.

Вопросы принятия обеспечительных мер отнесены к компетенции специального сотрудника суда (ст. ст. 27 - 28 ТГПК Катара 1990 г.), который сам выбирает способ сохранности имущества либо вид обеспечительной меры с учетом установленных ограничений о запрете изъятия необходимых для жизни имущества и денежных средств. Однако установление норм об отчетах указанного лица перед судьей ограничивают его, казалось бы, широкие полномочия. При этом такой сотрудник несет ответственность за сохранность арестованного имущества и за исполнение наложенной обеспечительной меры. В ОАЭ такие функции переданы в ведение назначенного судьи суда первой инстанции (или даже специальной палаты в составе суда), который осуществляет так называемый суд по безотлагательным делам, т.е. разрешает вопросы, не терпящие отлагательств, а также наложения предварительного ареста на имущество должника с целью обеспечения материальных требований истца (п. 1 ст. 28 ГПК ОАЭ 1992 г.).

Судебные заседания проводятся в назначенный день. Отдельной нормой регламентируется, что дела рассматриваются только в рабочее время и в рабочие дни (непраздничные), исключением чего может являться специальное обоснованное определение судьи (ст. 4 ТГПК Катара 1990 г.). Перед началом рабочего дня список назначенных к заседанию дел с указанием сторон и предмета спора должен быть вывешен секретарем перед залом заседания (ст. 59 ГПК Саудовской Аравии 2000 г.).

По общему правилу все заседания в судах монархий Арабского Востока являются открытыми. Однако по причине нарушения правил частной жизни (неуважения к семье) или публичного порядка слушания могут быть объявлены судом закрытыми либо по инициативе суда, либо по заявлению стороны (ст. 59 ТГПК Катара 1990 г., ст. 64 ГТПК Кувейта 1980 г., ст. 23 ГТПА Бахрейна 1971 г., ст. 103 ГТПЗ Омана 2002 г.).

Языком судопроизводства является арабский, иностранцы заслушиваются через переводчиков, которым надлежит принести присягу в том, что их перевод честный и правильный (ст. 71 ГТПК Кувейта 1980 г., ст. 68 ТГПК Катара 1990 г., ст. 23 ГТПА Бахрейна 1971 г.).

На всех судебных заседаниях обязательно присутствует секретарь, который ведет протокол. Однако в случае невозможности его присутствия указанные функции вправе выполнять судья (ст. 7 ГПК Саудовской Аравии 2000 г., ст. 3 ТГПК Катара 1990 г.).

Ведет процесс председательствующий, который задает вопросы, допрашивает свидетелей, а также предоставляет возможность сторонам выступить. При этом ему предоставлены полномочия прерывать их, если они выходят за пределы рассматриваемого спора либо между ними возникает конфликт. Судья вправе задавать вопросы всем присутствующим, а стороны вправе задавать вопросы присутствующим оппонентам. Кроме того, суд наделен полномочием в случае необходимости обязать явкой любое лицо для ответа на его вопросы. В рамках допроса ответчика суду предоставлены достаточно широкие полномочия, для чего также суду предоставлено право обязать его явкой лично. Так, в случае если ответчик не отвечает на вопросы, то суд задает их трижды, после чего делает замечание и затем удаляет его из зала суда и принимает решение в его отсутствие (ст. ст. 60 - 65 ТГПК Катара 1990 г., ст. 104 ГТПЗ Омана 2002 г., ст. ст. 80 - 85 ГТПК Бахрейна 1971 г., ст. ст. 60 - 68 ГПК Саудовской Аравии 2000 г.). Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что процесс является устным, ответчик подвергается допросу (стороны относятся в разряд свидетелей), что традиционно для англосаксонской правовой семьи.

Проанализировав нормы о выступлениях сторон, можно вывести следующий порядок. Логично, что первым выступает истец, который излагает свою позицию со ссылкой на представленные им доказательства. После чего ответчик представляет свои доводы также со ссылкой на доказательства, затем заслушиваются контрдоводы.

Важно отметить, что дело не может быть отложено дважды по одному и тому же основанию, а также на длительный срок без особой необходимости, которая устанавливается судом как по собственной инициативе, так и по заявлению стороны (ст. 72 ГТПК Кувейта 1980 г., ст. 100 ГТПЗ Омана 2002 г.).

Интересны нормы о том, что по инициативе стороны дело может быть приостановлено, но не более чем на шесть месяцев. При этом не установлено оснований для заявления об этом, т.е. причины могут быть любые, однако они должны быть приняты судом (ст. ст. 83 - 85 ТГПК Катара 1990 г.). Однако законодатель Иордании в ст. 122 ГПК 1976 г. в качестве одного из таких оснований указывает, что дело может быть приостановлено до рассмотрения другого дела, устанавливая ограниченный срок на шесть месяцев. Возобновление в любом случае производится исключительно по заявлению стороны.

При неявке истца без предупреждения суда об уважительности дело подлежит приостановлению до соответствующего заявления истца. Однако если истец не явится повторно, то производство по делу прекращается и возобновлению не подлежит. Однако при этом явившийся ответчик вправе настаивать на рассмотрении дела в отсутствие истца. В случае неявки ответчика на первое заседание дело подлежит отложению, при повторной неявке без обоснования уважительности причин суд вправе рассмотреть дело и принять решение в его отсутствие (ст. ст. 47, 53 - 56 ГПК Саудовской Аравии 2000 г.).

Необходимо отметить, что из анализа рассмотренных норм прослеживается правило о том, что при оставлении заявления без рассмотрения впоследствии дело может быть возобновлено по заявлению истца (в течение определенного срока). То есть постановление суда об оставлении заявления без рассмотрения может являться неокончательным.

В судах монархий Арабского Востока стороны вправе защищать себя лично либо направить в суд своих представителей <1>, при этом все участники процесса обязаны принести присягу (ст. 56 ГТПК Кувейта 1980 г.). Однако суд вправе обязать ответчика явиться на заседание лично, если посчитает такое необходимым. Представители подтверждают свои полномочия надлежащим образом оформленной доверенностью. В случае если назначено несколько адвокатов, оговорено правило о том, что они не должны противоречить друг другу, придерживаться позиции ответчика, не вправе отказаться от клиента, а также должны представлять дело сообща (ст. ст. 40 - 50 ТГПК Катара 1990 г.).

--------------------------------

<1> См. также Акт Бахрейна о юридическом представительстве в судах N 511, 1355 А.М., Закон об адвокатуре Катара 1980 г. N 20, Кодекс Саудовской Аравии о юридической практике 2001 г. (Code of Law Practice 15 October 2001) (на английском языке). Режим доступа: http://www.track.unodc.org/LegalLibrary/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Однако для участия в судебных заседаниях в кассационных инстанциях установлена адвокатская монополия (например, ст. 197 ГПК Иордании 1976 г., ст. ст. 55 - 59 ГПК ОАЭ 1992 г.). Не требуя лицензии, клиент может определить наличие или отсутствие полномочий на представление интересов в суде исходя из названия фирмы. Так, если название включает слова "адвокат", "поверенный в суде", то юридическая фирма лицензирована министерством юстиции на представление интересов клиента в суде. В случае если название фирмы ограничивается словами "юрисконсульт", то велика вероятность, что юристы такой фирмы не имеют права представлять интересы клиента в суде <1>.

--------------------------------

<1> Сайт Объединенных Арабских Эмиратов при поддержке издательского дома "Русские эмираты". Основы правовой системы ОАЭ (Электронный ресурс). Режим доступа: http://emirat.ru/ (дата последнего обращения: 01.02.2017).<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: