Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

Формирующий этап опытно – экспериментального исследования проводится с ноября 2019 года по февраль по 2020 год. Цель данного этапа является обоснование эффективности использования квест – технологий в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

На формирующем этапе нами были определены основные 2 направления работы:

1 этап – предварительная работа, включающая в себя проведение игр, направленных на развитие свойств внимания.

2 этап проведение квестов. В период с ноября по февраль проведены два квеста с продолжительностью один час. Квесты проводились раз в месяц, и каждый квест был посвящен темам: «В поисках подарков», «По следам защитников».

В декабре 2019 года был проведен квест «В поисках подарков». Данный квест был посвящен предстоящему празднику «Новый год».

Вначале квеста детям предлагалось найти новогодние подарки, которые потеряли помощники Деда Мороза. Этим и определился мотивационный компонент новогоднего квеста. Квест состоял из четырех станций, задания которых были направлены на развитие свойств внимания (концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение). На каждом этапе после выполнения задания дети получали направление дальнейшего следования в виде фрагмента карты. Вид данного квеста – кольцевой, так как решение одной задачи дает возможность решать следующую.

В ходе квеста дети выполняли задания: «Четвертый лишний», цель которого развитие распределения внимания. Задание «Найди отличия», направленное на развитие объема, концентрации внимания. А также загадки, которые направлены на развитие переключения внимания. Выполнив последнее задание, детей встречал Дед Мороз, поблагодарив их за помощь, вручал детям найденные подарки.

В процессе прохождения заданий дети легко переключались, удерживали внимание, мало отвлекались на посторонний шум. Это можно объяснить тем, что детям было интересно, их увлекал сюжет, а также герои, которые участвовали в организации квеста, заинтересовали детей своей эмоциональной и выразительной игрой. Но были некоторые дети, которые все – таки отвлекались на посторонние предметы и шум, у них можно наблюдать низкие показатели развития свойств внимания.

В феврале 2020 года был реализован и проведен квест «По следам защитников», посвященный 23 февраля Дню Защитников Отечества.

Данный квест имеет линейный вид, обусловлен тем, что команды стартовали с разных точек. Мотивационный компонент заключался в том, что детям предлагалось прохождение сложных заданий, которые требовали мужества, отваги и упорства как у настоящих солдат. Квест «По следам защитников» состоит из 6 этапов, в которых задания, направленные на развития свойств внимания.

В первом этапе было задание «Найди лишнее», направлено на развитие концентрации и распределения внимания. Задание заключалось в том, чтобы детям необходимо прослушивая стихотворение, найти неподходящее, лишнее слово и хлопнуть в ладоши.

Во втором этапе задание «Что изменилось?», целью которого является развитие объёма внимания. В процессе выполнения задания, дети запоминают предметы, лежащие на столе, затем отворачиваются, а предметы меняются либо убираются. Дети рассказывают, что изменилось. На третьем этапе были загадки, развивающие распределение внимания. Четвертый и пятый этап состоял из подвижной игры «Стой!» и «Больше – меньше» соответственно, направленные на переключение, устойчивость и концентрацию внимания.

Шестой этап – это задание «Четвертый лишний», целью которого является распределение внимания, заключающееся в том, чтобы найти лишний предмет и объяснить почему.

В завершении всех заданий дети награждаются медалями за усердность, решительность и внимательность в процессе выполнения всех заданий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе организации и проведения квестов «В поисках подарков» и «По следам защитников», дети легко могли направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно, могли определенное время сохранять сосредоточенность на объекте и сознательно направляли свое внимание на определенный предмет. Но также можно отметить, что некоторые дети справлялись с трудом с заданиями, это можно объяснить тем, что дети часто отвлекались на посторонний шум и соответственно не могли выслушать в полном объеме задание.

В процессе проведения квестов были использованы разные виды квестов (линейные, кольцевые), в ходе игрового сюжета дети выполняли задания, направленные на развитие устойчивости, распределения, переключения, концентрации и объема внимания, а так же задания, предложенные детям, постепенно усложнялись, что способствовало проявлению активности детей и развитию свойств внимания.



Заключение

Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Развитие внимания в младенчестве первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Развитие внимания в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво. Наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность деятельности приводит к тому, что действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.

В практике познавательного развития детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Квест для ребенка является наиболее привлекательной, интересной и средством познания окружающего мира и своих возможностей. Квест – технология является эффективным педагогическим средством, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

По результатам эмпирического исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения, распределения внимания, устойчивость и объема внимания.

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия.

Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: