Получение кислорода в лаборатории

Дж. Пристли получал этот газ из соединения, название которого — меркурий (II) оксид. Ученый использовал стеклянную линзу, с помощью которой фокусировал на веществе солнечный свет. При нагревании меркурий (II) оксид (порошок желтого цвета) превращается в ртуть и кислород. Ртуть выделяется в газообразном состоянии и конденсируется на стенках пробирки в виде серебристых капель. Кислород собирается над водой во второй пробирке.

Соответствующее химическое уравнение:

Сейчас метод Пристли не используют, поскольку пары ртути токсичны. Кислород получают с помощью других реакций, подобных рассмотренной. Они, как правило, происходят при нагревании.

Для получения кислорода в лаборатории используют:

• калий перманганат KMnO4 (бытовое название марганцовка; вещество является распространенным дезинфицирующим средством)

• калий хлорат KClO3 (тривиальное название — бертолетова соль, в честь французского химика конца XVIII — начала XIX в. К.-Л. Бертолле)

Небольшое количество катализатора — оксида MnO2 — добавляют к к хлорату калия для того, чтобы разложение соединения происходило с выделением кислорода.

Кислород может находиться в атмосфере (21% по объему), в земной коре (47% по массе), в живых организмах (65% по массе), в гидросфере (89% по массе). В целом 99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% - свободное простое вещество-газ кислород. Кажется, это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится 1,5.1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. «Связывание» кислорода происходит в результате дыхания (живая природа) и горения (неживая природа).

 

6. «Вода» 8 класс

Кейс

Монооксид дигидрогена – это одно из научных названий воды. Он имеет формулу Н2О, в которой O — «монооксид» (кислород), а H2 «дигидроген» — двойной водород (англ. hydrogen — водород).

Популярный вариант шутки про монооксид дигидрогена  придумали студенты Калифорнийского университета в Санта-Крузе Эрик Лехнер, Ларс Норпчен и Мэтью Кауфман в 1990 году, распространив в кампусе листовки, предупреждавшие о загрязнении воды опасным веществом — монооксидом дигидрогена. Мысль возникла у Мэтью по аналогии с предупреждением о «гидроксиде водорода», опубликованном в мичиганской газете «Дюранд Экспресс», после чего трое приятелей решили придумать термин, который «звучал бы ещё опаснее». Эрик напечатал предупреждение на компьютере, после чего листовка была размножена на копировальном аппарате.

В 1994 году Крейг Джексон создал веб - страницу «Объединения за запрещение DHMO».

В 1997 году Натан Зонер, 14-летний ученик школы Игл - Рок в городе Айдахо - Фолс, штат Айдахо, собрал 43 голоса за запрещение химиката, опросив 50 одноклассников. За своё исследование, озаглавленное «Насколько мы легковерны?», Зонер получил первую премию на научной ярмарке Айдахо - Фолс. В знак признания его эксперимента журналист Джеймс К. Глассман придумал термин «зонеризм», что означает «использование факта, которое приводит к ложным выводам публику, не сведущую в науке и математике».

1 апреля 1998 года член австралийского парламента объявил о начале кампании по запрещению дигидрогена монооксида на международном уровне. Первое упоминание на веб - страницах было приписано «Pittsburgh Post-Gazette» «Объединению по запрещению дигидрогена монооксида— вымышленной организации, придуманной Крэйгом Джексоном. Предупреждение (в котором все утверждения соответствуют действительности) выглядело так:

Недавно исследователи открыли факт загрязнения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный и не имеет запаха. Он убивает бесчисленное множество людей каждый год. Правительство не предприняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется «дигидрогена монооксид» (Dihydrogen monoxide).

Химикат используется для следующих целей:

· В производстве как растворитель и охладитель

· В ядерных реакторах

· В производстве пенопласта

· В огнетушителях

· В химических и биологических лабораториях

· В производстве пестицидов

· В искусственных пищевых добавках

· Химикат является основной составляющей кислотных дождей

· Способствует эрозии почвы

· Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов

· Длительный контакт с химикатом в его твёрдой форме приводит к серьёзным повреждениям кожи человека

· Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам

· Вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом

· Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных изменениях тела

· Химикат развивает наркозависимость; жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов

· Ни один известный очиститель не способен полностью очистить воду от этого химиката

Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется в индустрии. Многие корпорации ежедневно получают тонны химиката через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа. Отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря.

Мы призываем население проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использования этого опасного химиката.

Задания:

1. Что является источником пресной воды?

2. Каков качественный и количественный состав молекул воды?

3. Почему в природе нет чистой воды?

4. В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?

5. Какими физическими свойствами обладает вода?

6. Каковы основные источники загрязнения воды?

7. Каковы методы очистки воды?

8. Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?

9. При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?

10. Почему вода является универсальным растворителем?

11. С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: