В предыдущие десятилетия психология пола как научная область знания слабо развивалась, возможно, еще и потому, что долгие годы в обществе доминирующими были установки на единообразие, деиндиви-дуализацию, унификацию личности в разных ее проявлениях, в том числе и психологических, а изучение и акцентирование тех или иных психологических различий мужчин и женщин как представителей двух социальных групп советских людей рассматривалось как отступление от магистральных научных направлений, заданных партийным руководством. Научные темы, связанные с полом и сексом, были негласно запрещены, и заниматься этими вопросами в то время было небезопасно для своей профессиональной карьеры.
Начиная с 90-х годов обстановка в обществе изменилась. Оказалось, что проблемы психологии пола волнуют многих людей, и они готовы покупать и читать популярную и научную литературу, посвященную этим вопросам. Ослабление цензурных запретов и идеологического контроля стимулировало значительное количество публикаций, посвященных различным аспектам межполовых отношений. Прилавки книжных мага-
|
|
44 Психология гендерных отношений: теория и практика
зинов стали заполняться литературой о психологии мужчин и женщин о социальных, эмоциональных, сексуальных аспектах их отношений.
Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии пола, которая была опубликована в 90-е годы, позволяет ее классифицировать по трем направлениям.
К первому направлению относится значительное число популярных изданий, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии, а также выдаются примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин. Например, О.Р. Арнольд «Почему убегают мужчины?» (М., 1999), Л.Г. Гущина «Мужчина и методы его дрессировки» (М., 1999), А. Ильичев «Практическое пособие по охоте на мужчин» (М., 1999) и др. Данные публикации выступают как своеобразный тренинг на поляризацию мужских и женских качеств и моделей поведения, а также утверждения самых примитивных представлений вообще о людях, независимо от их пола.
Второе направление объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин. Например. «Женская психология», составитель Н.А. Литвинцева (М.. 1994), «Энциклопедия для юношей и мужчин», составитель Л.В. Ударинцева (СПб., 1996); «Энциклопедия для женщин. Практическая психология», автор-составитель О.В. Хода-ковская (СПб., 1998). В содержательной части этих изданий речь идет о психологических особенностях личности, вне ее половой принадлежности, заявленной в названии, такой же общеличностный характер носят и предлагаемые рекомендации, например: как бороться со стрессом, как вести себя в конфликтной ситуации и т. д.
|
|
К третьему направлению относится совсем небольшая часть книг зарубежных авторов; они ориентированы на помощь мужчинам и женщинам в осмыслении тех гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах. Это работы: Дж. Виткин «Правда о женщинах. 14 мифов, сочиненных мужчинами» (СПб., 1996), Л. Хэй «Власть женщины» (М., 1998).
Таким образом, можно отметить, что всплеск недостаточно профессиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки проблем, весьма значимых для различных групп населения.
К концу века увеличилось и количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических раз-личий между людьми разного пола. Ценным в этих работах является обращение к изучению таких аспектов психологии пола, которые раньше не изучались. Так. если раньше половые различия преимущественно анализировались в сфере представлений о маскулинности и феминин-ности, а также в полоролевых установках, то большинство последних
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 45
работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность (например, работы В.В. Зна-кова [1997], С.И. Кудинова [1998], В.В.Романова [1997], Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменевой [1997]).
Однако не следует рассматривать эти работы как гендерно-ориентированНые, даже в случаях, когда в названии присутствует слово «гендер» [см., например: Каган В.Е., 2000]. В этих работах, как правило, отсутствует рефлексия тех теоретических подходов и концептуализаций, в рамках которых проводилось исследование половых различий. Большинство психологов, опубликовавших исследования по проблемам различий между полами, исходят из положения, что анатомо-физиоло-гические различия между людьми разного пола закономерно будут определять и различия в их психологической сфере.
Так, С.И. Кудинов утверждает, что «...пол как важнейший анатомо-физиологический фактор, безусловно, сказывается на проявлении личностных особенностей человека» [Кудинов СИ., 1998. С. 27]. Авторы исследования, посвященного особенностям присвоения социальных норм детьми разного пола Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева [1997], исходят из архетипических особенностей женского и мужского начал, выражающихся в оппозициях понятий «мужское» и «женское». Поэтому исследователи либо никак не объясняют выявленные различия в психологических характеристиках представителей разного пола, либо объясняют их влиянием традиционных полоролевых представлений. В.В. Знаков [1997] специфические отличия в понимании неправды, лжи и обмана у женщин по сравнению с мужчинами объясняет нравственными переживаниями и психологическими особенностями личности женщин. Подобные интерпретации, конечно, не способствовали развитию идей гендерного подхода, но они вольно или невольно показывали неперспективность изучения психологических проблем пола и межполового взаимодействия в сложившемся теоретическом контексте.
В целом научные работы в области психологии пола последних лет существенно расширили спектр исследований психологических аспектов проблемы половых различий; так, исследования отечественных психологов, проведенные в 90-е годы, посвящены следующим вопросам: отличия в особенностях личности и характеристиках поведения мужчин и женщин (В.В. Знаков, С.И. Кудинов, Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменева), содержание и динамика стереотипов маскулинности-феминности (Т.А. Араканцева и Е.М. Дубовская [1999]), психологические различия, присущие представителям двух полов в разные возрастные периоды (Н.А. Смирнова [1994]). Например, в исследовании Т.А. Араканцевой, Е.M. Дубовской [1999] было установлено, что образ идеального мужчины включает в себя такие традиционно маскулинные качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, уверенность в себе, решитель-
|
|
46 Психология гендерных отношений: теория и практика
ность и ответственность, а образ идеальной женщины сочетает в себе. и фемининные и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость, а также ответственность, уверенность в себе, отсутствие пассивности), то есть является по своей сути андрогинным. Эти результаты подтверждают данные, полученные зарубежными исследователями, касающиеся насыщения образа женщины характеристиками, традиционно приписываемыми мужчинам (исследование Г. Коои [1977], S. Street [1995]), и отражают проявления полоролевой демократизации, которая в основном происходит за счет расширения полоролевого репертуара женщин.
Значимым вкладом данных работ в развитие тендерной проблематики является демонстрация вариативности психологических характеристик представителей двух полов, а также привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей (стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем прежде). Как подчеркивает И.С. Кон «гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы» [Кон И.С, 2000. С. 29].
Все исследовательские работы по психологии пола, проведенные в последнее десятилетие прошлого столетия, можно объединить в два теоретических направления: психология половых различий и женская психология. Рассмотрим теоретические основания и некоторые результаты эмпирических исследований, раскрывающие суть каждого из выделенных направлений.