Третий параметр, на котором мы собирались остановиться, рассматривая психологические характеристики гендерных групп как больших социальных групп, — это вопрос о соотношении психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии.
Почему важен этот вопрос? Ответ на него позволяет нам прояснить роль макрогрупп в психологическом становлении отдельной личности. Значение больших социальных групп определяется тем, что «содержание
140 Психология гендерных отношений: теория и практика
социально-значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне: в больших устойчивых социальных группах создаются исторически конкретные социальные нормы, ценности и установки, которые "доводятся" до индивида посредством малых групп и межличностного общения» [Дилигенский Г.Г., 1994].
Психологические особенности членов больших социальных групп формируются и проявляются в ходе социальных отношений, взаимодействия и непосредственных контактов. Что объединяет членов гендерных групп? Хотя члены гендерных групп контактируют с небольшой частью членов своей группы, всех их объединяет сходство условий социализации, образа жизни, некоторых ценностей и переживаний.
|
|
Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Иными словами, психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т. е. типичное для них, порожденное общими условиями существования [Андреева Г.М., 1996].
У каждого члена определенной устойчивой группы присутствуют черты, типичные для всей группы, т. е. имеет место некоторое совпадение групповой и индивидуальной психологии. Эти общегрупповые черты задаются и формируются сходными условиями жизнедеятельности членов группы. Так, условия первичной социализации стимулируют развитие у мальчиков и девочек полоспецифичных социально-психологических характеристик личности и полоролевых моделей поведения [Клеци-на И.С., 1998а; Берн Ш., 2001]. Агенты тендерной социализации, формируя типичную личность мужского и женского пола, у девочек целенаправленно развивают такие личностные качества, как дружелюбие, уступчивость, зависимость, конформность, готовность к сопереживанию и сочувствию, а у мальчиков — независимость, активность, напористость, деловитость, эмоциональную сдержанность. Объединяет все эти особенности личности то, что они проявляются в межличностном взаимодействии, следовательно, их можно отнести к разряду социально-психологических характеристик личности. Как подчеркивает Г.М. Андреева: «Социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними» [Андреева Г.М., 1996. С. 310].
|
|
Насколько типичны эти качества? Всем ли членам гендерных групп они присуши? На этот вопрос мы не можем дать утвердительный ответ. Не все черты, присущие психологии группы, принадлежат каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Так, например, каждый может вспомнить мужчин с фемининным психологическим складом личности и женщин -с маскулинным. Это объясняется тем, что члены группы различаются
Основы теории психологии гендерных отношений 141
между собой по своим индивидуально-психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности.
Кроме того, в формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью [Андреева Г.М., 1996].
Этот постулат психологии больших групп позволяет по-новому взглянуть на проблему мужественности и женственности и рассматривать эти характеристики не как типичные для мужчин и женщин, а как нормативные, социально-поощряемые полоспецифичные свойства личности. Это означает, что любая женщина не обязательно будет иметь фемининный тип личности, а мужчина — маскулинный. Поэтому нельзя рассматривать как аномальный вариант женщин с выраженными маскулинными чертами и мужчин с фемининными личностными особенностями. Внутригрупповые различия могут быть весьма значительны, т. е. члены однородных гендерных групп в психологическом смысле могут и не быть похожими друг на друга, тем не менее между ними отмечается больше сходства по социально-психологическим характеристикам, которые в большей степени, чем общепсихологические, обусловлены социокультурными факторами.
Таким образом, обобщая, можно прийти к заключению, что мужчины и женщины в психологическом смысле больше похожи, чем различны. Гендерные различия не столь велики, как принято считать, мужчины и женщины — это не два абсолютно противоположных пола в психологической системе понятий. Гендерные различия не обнаруживаются в таких психологических сферах личности, как память, интеллект, творческие и аналитические способности, организаторские и управленческие способности. Небольшие различия между полами выявлены в отдельных вербальных и пространственных способностях. А исследования гендерных различий в эмоциях, эмпатии, агрессии, альтруизме и способности влиять на других показали, что различия не устойчивы, так как во многом они зависят от гендерных норм, предписаний и социальных ожиданий [Берн Ш.. 2001; Deaux К., 1985].
Исходя из этих данных, вряд ли можно утверждать существование особой мужской и женской психологии, более корректно с научной точки зрения можно говорить о совокупности качеств личности (маскулинности и фемининности), присущих гендерным группам, причем необходимо акцентировать факт формирования данных характеристик
|
|
142 Психология гендерных отношений: теория и практика
в процессе тендерной социализации индивидов. Всех нас воспитывали на социальных ожиданиях, основанных на представлениях о половой дифференциации в разных сферах жизнедеятельности.
Характеристика положения и статуса гендерных макрогрупп в обществе
Последний параметр, используемый нами для описания гендерных групп, — это характеристика статуса гендерных групп в обществе. Гендерная принадлежность в значительной степени определяет возможности индивидуума, задавая форму его участия в производственной, политической и экономической жизни общества. Гендерные группы не обладают равными возможностями проявления себя в различных сферах жизнедеятельности, поэтому в современной гендерно-ориентированной литературе проблема гендерного неравенства выступает как приоритетная для анализа [Айвазова С.Г., 1998; Гендерный калейдоскоп. 2002; Гендерные проблемы и развитие. 2001, и др.]. Тендерное неравенство проявляется в том, что женщины как социальная группа не обладают равными с мужчинами возможностями в реализации своих потребностей и интересов в ряде областей социальной жизни; как субъекты и объекты гендерных отношений они чаще, чем мужчины, сталкиваются с явлениями дискриминации, насилия. Несмотря на то что мужчины и женщины как две большие группы функционируют в сходных социальных, экономических, политических контекстах, их положение в обществе и социальный статус различаются. Э. Гидденс подчеркивает универсальность и устойчивость данного порядка: «Нет таких обществ, в которых в ряде сфер социальной жизни мужчины не обладали бы большим богатством, влиянием и статусом, чем женщины» [Гидденс Э., 1999. С. 218].
Ни в одном регионе мира женщины и мужчины не обладают равными социальными, экономическими и юридическими правами. Гендерное неравенство проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реализации личных интересов [Гендерные проблемы и развитие. 2001]. В нашей стране, как и во многих других странах мира, женщины как социальная группа по сравнению с группой мужчин обладают более низким социальным статусом в системе общественных отношений. Различные социальные статусы групп людей являются следствием социальной стратификации, понимаемой как процесс социального воспроизводства более-менее однородных групп, которые образуют иерархически организованную структуру общества. Общественные статусы и позиции мужчин и женщин как двух социальных групп заданы тендерной стратификацией. Гендерная стратификация — процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые
|
|
Основы теории психологии гендерных отношений 143
различия между тендерами — систематически оцениваемыми [Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 111].
Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:
I. Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы
потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль
жизни).
II. Власть (иерархия отношений политического и экономического
влияния индивидов и групп индивидов друг на друга).
Используя выделенные критерии, раскроем особенности общественного статуса женщин в сравнении со статусом мужчин.
/. Позиция мужчин и женщин в иерархии доходов связана с тендерным разделением труда. Каждое общество характеризуется определенным типом обязанностей между полами. Мужчины и женщины как представители гендерных групп имеют дифференцированные и иерар-хичные роли в обществе. Мужчины в основном функционируют в публичном пространстве, их основная роль — инструментальная, а удел женщин — преимущественное исполнение экспрессивной роли в приватном жизненном пространстве. Женщины, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей, не получают материальных благ (это — неоплачиваемый труд), кроме того, статус этого домашнего труда в обществе невысок и общественное признание его ограниченно. Несмотря на то что неоплачиваемый труд в целом составляет более 70% общего мирового производства (а женщины в неоплачиваемой сфере составляют большинство), ни в одном обществе деятельность в приватной сфере не ценится также высоко, как в публичной сфере [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 161 —162].
Наиболее распространенное объяснение существования в обществе
Дифференциации сфер деятельности мужчин и женщин базируется на
принципах биодетерминизма и эссенциализма. Роль «материнства» явля
ется центральной в жизни женщины, рождение и выкармливание ре
бенка естественным образом приводит к тому, что она продолжает
заботиться о ребенке и в дальнейшем. Таким образом, как подчеркивает
Э. Гидденс [1999], первоначальная физиологическая обусловленность
близости матери к ребенку определяет домашнее хозяйство в качестве
основного поля деятельности женщины. Именно поэтому первоочередной
задачей, стоящей перед женщинами, является воспитание детей и ве
дение домашнего хозяйства, тогда как активная производственная, по
литическая и военная деятельность остается, как правило, прерогативой
мужчин.
Двадцатое столетие характеризуется повсеместным вовлечением
женщин в производственный труд. Сегодня в большинстве европейских
стран около 50% женщин в возрасте от 16 до 60 лет имеют оплачи-
ваемую работу; тем не менее доля женщин, занимающихся оплачива-
144 Психология гендерных отношений: теория и практика
емым трудом, меньше, чем доля мужчин. В настоящее время оплачиваемую работу имеют более 80% мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, и эта ситуация не сильно изменилась за последние сто лет [Гидденс Э. 1999]. В нашей стране за годы активных социально-экономических преобразований доля работающих женщин, от общего числа работающих снизилась с 50,6% в 1988 году до 47,3% в 1998 году [Силласте Г.Г., 2000]. Следует отметить, что снижение женской занятости, как правило, происходило не в силу индивидуального выбора женщинами другого образа жизни (не связанного с производственной деятельностью), а в силу потери гарантированного права на труд и приобретение статуса безработного. Известно, что число безработных женщин существенно превышает число безработных мужчин, при этом безработные женщины имеют значительно более высокий уровень образования по сравнению с безработными мужчинами. Среди безработных с дипломами вузов на долю женщин приходится 67%; они же составляют 75% от числа не имеющих рабочих мест выпускников средних специальных учебных заведений [Силласте Г.Г., 2000].
Дифференциация и иерархичность как проявления гендерного неравенства имеют место и в распределении мужчин и женщин по сферам производственной деятельности. Женщины, как правило, работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Понятие «профессиональная сегрегация» связано с анализом асимметричного размещения женщин в профессиональной структуре и связанных с этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик. Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрегацию.
Горизонтальная профессиональная сегрегация — это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация действует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существующая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии [Калабихина И.Е., 1995].
Более подробно рассмотрим явление «горизонтальной профессиональной сегрегации». Существует много профессий, стереотипно воспринимаемых как «мужские» или «женские». Например, профессии няни, медсестры, школьной учительницы, воспитателя, повара в детских уч-реждениях, библиотекаря, секретаря воспринимаются исключительно как женские, а профессии водителя, военного, бизнесмена, финансиста признаны «мужскими». Женщины в нашей стране в основном работают в отраслях непроизводственной сферы, труд в этой сфере мало престижен и малооплачиваем. Это текстильная, пищевая и швейная промыш-
Основы теории психологии гендерных отношений 145
ленность, торговля и общественное питание, здравоохранение и социальная защита, образование и культура. Женщины в среднем зарабатывают на 35% меньше, чем мужчины [Моор СМ., 1999; Силласте Г.Г., 2000]. Заработная плата в группе «женских» отраслей отстает от общероссийского показателя на 20%, в то же время в «мужских» отраслях наблюдается превышение (на 25%) уровня оплаты труда над средней по стране заработной платой [Моор СМ., 1999]. Так, например, в текстильной промышленности («женская» отрасль производства) средняя зарплата в 90-е годы составляла 40% от средней заработной платы по стране, а в нефтедобывающей промышленности (сугубо «мужская» отрасль производства) - 360% [Айвазова С.Г., 2002а]. По оценкам ВЦИОМ, у российских женщин средние заработки в 1999 году составляли всего 45% от мужских. Устойчивая тенденция в разнице оплаты труда мужчин и женщин в пользу мужчин характерна для всех стран. Так, в Германии женщина зарабатывает в среднем 70% от заработков мужчины. Это означает, что ей нужно трудиться 15 с половиной месяцев, чтобы получить столько, сколько получает мужчина за один год. В США работающие женщины средних лет зарабатывают чуть больше — 74% [Словарь гендерных терминов, 2002. С. 31].
Относительно низкий уровень цены рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами связан не только с отраслевой структурой занятости, но и с распределением работников по организациям различных форм собственности: в государственных структурах доля женщин среди занятых — 48%, на акционерных предприятиях — 40%, в кооперативах — 30%, на индивидуальных частных предприятиях — 27%. Женщины чаще, чем мужчины, выбирают работу в госсекторе, в том числе в социально-культурных учреждениях, где уровень заработной платы — самый низкий в стране [Ржаницына Л., 1998].
Когда определенные профессии получают полотипизированные характеристики («мужские» и «женские» профессии), происходит процесс феминизации или маскулинизации профессий, приводящий к возникновению барьеров для проникновения женщин в «мужские» профессии, а мужчин в «женские». Мужчины тоже сталкиваются с явлением сексизма на рынке труда: если мужчина выбирает типично женскую профессию (например, учитель начальных классов, санитар или медбрат), то в этом случае его социальный статус станет существенно ниже, чем если он выбрал типично мужскую профессию. Чтобы реализовать свои неполо-типичные профессиональные намерения, мужчине придется преодолевать психологические барьеры непонимания и неприятия со стороны окружающих.
Однако существующая социополовая структура профессиональной деятельности может быть изменена, ибо деление профессий на «мужские» и «женские» социально сконструировано, а значит, поддается изменению. Например, профессия врача в нашей стране считается
146 Психология гендерных отношений: теория и практика
«женской», тогда как в западном обществе данная профессия представлена в основном мужчинами. Это связано со статусом профессии в обществе и уровнем оплаты. Профессия врача в развитых странах является высокопрестижной и высокооплачиваемой, поэтому там она является преимущественно «мужской» профессией. В нашей стране профессия
врача не очень престижна, она и малооплачиваема, поэтому у нас —
это «женская» профессия. До перестройки в нашей стране профессии бухгалтера и экономиста были «женскими». В последние годы престиж этих профессий существенно повысился, они стали неплохо оплачиваемыми и поэтому перестали быть «женскими», их охотно выбирают мужчины. Напротив, профессия конторского служащего в западных странах до XX столетия была «мужской». В Великобритании в конце XIX века 99% клерков были мужчинами. XX век принес с собой всеобщую автоматизацию делопроизводства, сопровождавшуюся падением статуса конторского служащего и другой схожей профессии — секретаря, снижением требований к их квалификации, а также уменьшением их жалованья. В 1986 году около 90% конторских служащих и 98% секретарей в Великобритании были женщинами [Гидденс Э., 1999].
Вертикальная профессиональная сегрегация отражает явление тендерной стратификации, существующее в рамках одной и той же профессиональной группы. Так, например, чем выше статус врача, тем вероятнее, что данную работу выполняет мужчина (заведующий отделением клиники, заведующий кафедрой в вузе, как правило, — мужчина, участковый врач - женщина). Среди преподавателей в системе высшего образования мужчин намного больше, чем в системе среднего и начального образования, потому что работа в высшей школе более престижна и лучше оплачивается. Вертикальная профессиональная сегрегация наглядно демонстрирует факт низкой доступности для женщин должностей, связанных с ответственностью и принятием решений. Так, женщины не могут пробиться в сферу высшего менеджмента. И в США, и в Германии доля женщин, занимающих президентские посты в самых крупных кампаниях, вот уже много лет составляет 3% [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 31]. По данным специалиста по тендерной экономике С.М. Моор [1999], в нашей стране женщины являются руководителями лишь 3-5% компаний и фирм.
Женщины, желающие делать карьеру в фирме или организации, часто сталкиваются с определенной формой дискриминации, которая определена как явление «стеклянного потолка». Этот термин используется для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице. Этот барьер почти незаметный, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии [Чаффинс С. и др., 1998]. Обладая одинаковым либо превосходящим по сравнению с коллегами-
Основы теории психологии гендерных отношений 147
мужчинами уровнем профессионализма, женщины тем не менее «останавливаются» в карьерном росте чаще всего на уровне исполнителей или же в лучшем случае становятся заместителями руководителя.
Известно, что начинают свой профессиональный путь мужчины и женщины обычно с одинаковых статусных позиций, но мужчины затем существенно быстрее, чем женщины, продвигаются по служебной лестнице. Может быть, это объясняется тем, что женщины не стремятся повышать свою квалификацию? Существует определенное количество женщин, не ориентированных на профессиональный рост, но даже те, кто повышает свою квалификацию, далеко не всегда имеют возможность повысить свой профессиональный статус. Так, по данным социологического обследования труда и быта российских женщин только 57,3% из опрошенных женщин считают, что их квалификация соответствует выполняемой работе, а 25,2% женщин считают, что их квалификация вообще не соответствует выполняемой ими работе. Даже десятилетний стаж работы не приносит удовлетворяемых результатов в соответствии между полученной квалификацией и выполняемой работой. 30% женщин со стажем работы от 5 до 10 лет не удовлетворены данным соответствием. У 65,4% опрошенных женщин после обучения на курсах повышения квалификации ничего не изменилось в производственной ситуации. Причем 91,2% женщин не были повышены в должности, 88,3% — в разряде и 81,3% не получили повышение в заработной плате [Калаби-хина И.Е. 1995. С. 86].
Вопреки конституционным нормам, провозглашенным нашим обществом, пол является критерием, дифференцирующим возможности профессионального роста и продвижения по социальной лестнице. При назначении на более высокую должность предпочтение отдается мужчине, даже уступающему женщине по своим профессиональным качествам. Даже для элементарного продвижения по службе от женщины требуется по сравнению с мужчиной, как правило, более высокая квалификация, уровень знаний [Раковская О.А., 1996. С. 58].
Как можно объяснить явление профессиональной сегрегации? Распространенными являются следующие теории происхождения профессиональной сегрегации: патриархатная, теория человеческого капитала, культурологическая.
Наиболее общепризнанная — это теория патриархатной сегрегации, в системе общественного производства женщина занимает ту же вторичную роль, которую она занимает в социуме вообще. История человечества складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского статусов. Всеобщая распространенность патриархата как идеологии мужского превосходства находит свое обоснование не столько в большей физической силе муж-чин или материнских функциях женщин, сколько в глобальном процессе человеческого воспроизводства, осуществляемом в интересах рода.
148 Психология гендерных отношений: теория и практика
И первичное разделение труда, утверждавшее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, как родовые существа, не имели представления о своей личной, индивидуальной судьбе, поэтому и подчинялись сложившемуся порядку (Словарь гендерных терминов. 2002. С. 169|. С древних времен патриархатные стереотипы мужского и женского поведения и определяют существование сложившего гендерного порядка.
В рамках теории человеческого капитала все работники занимают на рынке труда место, соответствующее их «человеческому капиталу»: квалификации, жизненным устремлениям, опыту, системе ценностей. Следовательно, неблагоприятное положение женщин на рынке труда объясняется прежде всего тем, что женщины, как правило, имеют более низкую квалификацию и меньший опыт работы. Необходимость тратить много сил и времени на выполнение семейных и материнских обязанностей снижает статус женщины как работника. В этой теории субъекты рынка труда функционируют механистично, в роли роботов, строго следующих принципу экономической целесообразности [Тартаков-ская И.Н., 1997].
В культурологической теории в качестве ключевого понятия для объяснения сегрегации на рынке труда используется категория «традиция». В общественной жизни половая дифференциация поддерживается многочисленными традициями, следовать которым общество заставляет человека с первых минут его жизни (например, использование розового и голубого цветов для обозначения пола младенца).
II. Рассмотрим особенности социального статуса мужчин и женщин, исходя из второго критерия тендерной стратификации — наличия у них властных полномочий. Власть понимается как широкие возможности социального действия — право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, обладающие трансформационным потенциалом, во всех сферах деятельности и на всех общественных уровнях. Для характеристики властных полномочий женщин по сравнению с аналогичными полномочиями мужчин обычно используется показатель количественного представительства женщин в парламенте. а также их процентная доля среди административного и управленческого персонала. Эти данные дают информацию о тех возможностях, которыми обладают женщины в области производства и участия в принятии решений в сфере экономики и политики.
Гендерные распределения внутри каждого отдельно взятого органа власти или ветви власти представляют собой «пирамиду» — где больше власти, там меньше женщин. Количество женщин на федеральном уровне в сравнении с региональным для каждой из ветвей власти не сильно отличаются [Кочкина Е.В., 1999].
Аналитические исследования проблемы гендерного неравенства в нашей стране [Айвазова С.Г., 1998; Кочкина Е.В., 1999] свидетельствуют
Основы теории психологии гендерных отношений 149
о существовании такой тендерной системы, которая основана на почти полном устранении женщин из сферы принятия решений. Сегодня в России женщины «не участвуют в сражении за передел собственности», их считанные единицы в числе представителей крупного бизнеса [Айва-зова С.Г. 1998. С. 108]. Поскольку женщины не занимают ведущие управленческие и административные позиции в сфере экономики, они отстранены от принятия как стратегических, так и тактических решений, что влечет за собой невозможность реализовать интересы женщин как социальной общности.
Женщины практически не представлены и в верхних эшелонах государственной власти. Российская политика конца XX века имеет не «женское лицо». Последнее десятилетие характеризуется падением показателей, отражающих представительство женщин в государственных и местных органах законодательной власти. Среди всех избирателей женщины составляют 53%, а в состав Государственной Думы в 1995 году входило всего 10% женщин, а в 1999 году — 7,7%. Это самый низкий уровень женского представительства в нижней палате парламента за все годы переходной экономики. Еще более парадоксальная ситуация сложилась в Совете Федерации: из 178 членов лишь 6 женщин, это всего 3%. Среди депутатов законодательных собраний регионов около 9% женщин. Только 3 из 89 региональных законодательных собраний возглавляют женщины [Айвазова С.Г., 2002а].
Аналогичная ситуация и в исполнительных органах государственной власти. Среди членов правительства всего одна женщина. В числе глав субъектов РФ нет ни одной женщины. Скромный процент (2,16%) представленности женщин в региональных органах исполнительной власти (1998 год) свидетельствуют, скорее, об исключении женщин из этих органов, чем о представленности [Кочкина Е.В., 1999]. Абсолютное большинство женщин, работающих в эшелонах власти, заняты в аппарате правительства на среднем и низшем уровнях и существенного влияния на принятие управленческих решений не оказывают. Представительство женщин в местных органах власти обычно выше, чем в органах общенационального уровня, в нашей стране он составляет 20,3% [Силласте Г.Г., 2000].
Низкий процент представленности женщин в политических и законодательных структурах характерен для всех стран. Так, например, хотя женщины составляют 51% населения США, из 100 членов сената, избранных в 1992 году, только 6 были женщинами, а среди 435 избранных членов палаты представителей их было только 47. Женщины сейчас составляют 10% голосующих членов сената [Берн Ш., 2001].
Швеция лидирует среди западных стран в области законодательства, гарантирующего соблюдение равенства полов. Женщины имеют около половины мест в шведском парламенте, что является одним из самых высоких показателей в мире; в Финляндии, Дании, Норвегии среди
150 Психология гендерных отношений: теория и практика
членов парламента женщины составляют более трети. Опыт Скандинавских стран показывает, что там, где женщины играют активную роль, политика является более сбалансированной, особое внимание уделяется социальным программам, а государственная власть действительно начинает разделять интересы всех категорий населения.
Общее представительство женщин в правительственных структурах отражает их положение в большинстве других общественных сфер. Если в средних эшелонах власти еще можно встретить некоторое количество женщин, хотя оно не соответствует занятому там числу мужчин, то в высших эшелонах женщин насчитываются единицы. Закон «тендерной властной пирамиды» повторяется во всех органах власти и на всех уровнях [Кочкина Е.В., 1999].
В сегодняшней российской реальности женщины во власти объективно способны привнести новые элементы в отечественную политическую культуру, отстаивая идеи гендерного подхода во всех сферах жизни общества. Необходима интеграция женщин в социальную жизнь на всех уровнях. Мировой опыт парламентаризма показывает, что если в законодательном органе 10% мест принадлежит женщинам, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если в парламенте 20-30% мест займут женщины, можно надеяться на более быстрое и эффективное проведение в жизнь программ, отражающих интересы всего женского населения [Шведова Н.А., 2000].
Почему же на вершинах иерархической лестницы так мало женщин? Существующие многочисленные объяснения этого факта можно объединить в две группы: в первой группе гипотез причина сложившейся ситуации кроется в психологических особенностях самих женщин (субъективные концепции), во второй — в специфике организационных структур (структурные концепции) [Тартаковская И.Н., 1997].
В соответствии с первой гипотезой причина слабой представленности женщин в высших эшелонах власти связана с тем, что выработанные обществом поведенческие образцы, в рамках которых происходит их социализация, предполагают акцент на эмоциональности, мягкости, зависимости, что противоречит базовому образу успешного политика или руководителя, подразумевающему жесткость, индивидуальную независимость, выраженные бойцовские качества. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на высокостатусных позициях и предпочитают не стремиться к ним.
В другой гипотезе утверждается, что причины кроются не в женщинах, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации своих целей, в результате чего в них царит «патриархатная идеология», в соответствии с которой сфера принятия общественно важных решений — это неженское дело. Механизмы воспроизводства организационных структур функционируют таким образом, что перед женщинами, пытающимися продвигаться по иерархической лестнице,
Основы теории психологии гендерных отношений 151
воздвигается значительное количество барьеров, которые преодолеть довольно сложно. Напротив, по отношению к лицам мужского пола создаются стимулирующие условия для их карьерного роста.
Сфера политической жизни — это та область общественных отношений, где процессы ликвидации гендерного дисбаланса идут наименее заметными темпами. Если в сфере бизнеса женщины все чаще пытаются нарушать мужскую монополию на высшие посты, то в сфере политики этого почти не происходит. В качестве одного из возможных объяснений этой ситуации можно предложить следующее: именно на политической арене можно достичь максимальной власти, поэтому мужчины не желают расставаться со своим доминирующим положением в этой сфере.
Итак, представленные сравнительные данные социального статуса двух социальных общностей - мужчин и женщин наглядно демонстрируют факт более низкого статуса женской тендерной группы. Данная ситуация характерна для групп мужчин и женщин, живущих в разных странах и на разных континентах. Однако если во многих государствах намечается устойчивая тенденция сокращения гендерного неравенства и повышения социального статуса женской группы населения [Гендерные проблемы и развитие. 2001; Бувиник М., 2000], то результаты социологических исследований положения российских женщин, проведенные в последние годы, свидетельствуют о снижении социального статуса женщин. Так, исследование Г.Г. Силласте [2000] показало, что за годы реформ повысили свой социальный статус только 17% опрошенных россиянок, тогда как понизили его 44% из них (прежде всего те, кто имеют высшее и среднее специальное образование). Вследствие финансового кризиса в августе 1998 года потеряли свои рабочие места 17% от всех женщин, имевших репутацию материально обеспеченных и обладавших высоким статусом (преимущественно занятых в финансово-банковской области, в сфере туристических и страховых услуг). Изменилась мотивация трудовой занятости и профессиональной мобильности женщин. Среди мотивов изменения форм трудовой занятости на первом месте стоит стремление получить более высокую зарплату, на втором — желание найти более интересную работу.
По результатам исследования социальной структуры современного российского общества, проведенного социологом Т.И. Заславской [1997], в состав верхнего социального слоя (политические руководители центра и регионов, высшее чиновничество, генералитет, крупные предприниматели) входит всего 17% женщин. Нижний слой (неквалифицированные рабочие, безработные, беженцы, переселенцы из районов межнациональных конфликтов) на 70% состоит из женщин.
Приведенные статистические материалы закономерно ориентируют нас на формулировку вопросов о причинах, сложившейся тендерной стратификации и о возможностях и способах трансформации явления гендерного неравенства. В современной литературе представлены раз-
152 Психология гендерных отношений: теория и практика
личные точки зрения относительно существующего гендерного неравенства в современных обществах. Наиболее распространенными являются биодетерминистская и социально-конструктивистская парадигмы. Содержательные характеристики данных подходов уже обсуждались выше (см. 1.4). Признание конструирования гендера как общественных отношений властного взаимодействия ставит вопрос об изменении данных отношений: то, что встроено в социальный порядок, может быть не только проанализировано, но также подвержено сомнению и пересмотру, поэтому явление гендерного неравенства не может рассматриваться как универсальное и неизменное.
Итак, мы рассмотрели социально-психологические характеристики групп мужчин и женщин как больших социальных групп. Эту задачу мы выполнили для того, чтобы прояснить особенности их функционирования в системе гендерных отношений.
Итоги главы
Категория «отношение» является базовой в системе психологического знания. Использование категории «отношение» предполагает реализацию общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой.
С позиций социально-психологического подхода выделяется особый класс отношений — социально-психологические. Главное отличие социально-психологических отношений от психологических заключается в том, что новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению; социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения.
Социально-психологические отношения — это отношения, существующие на всех уровнях социальной реальности. Перечень социально-психологических отношений включает в себя общественные, межгрупповые, межличностные отношения и самоотношение.
В каждом из рассмотренных видов отношений присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный. Объективный аспект — это реальные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, это система взаимодействия, контактов, связей, это реальные поступки и поведенческие паттерны; субъективный аспект — это отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств, это оценка субъектом или субъектами самих этих взаимодействий и контактов. Субъективная сторона отношений будет обнаруживать себя в социально-психологических характе-
Основы теории психологии гендерных отношений 153
ристиках личности или группы, которые, являясь производными от реальных межличностных или межгрупповых взаимоотношений, в то же время будут выступать и как детерминанты этих отношений. Для каждого из видов отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение) можно выделить их субъективные детерминанты, в роли которых будут выступать сущностные характеристики отношений.
Социально-психологическими производными и детерминантами общественных отношений являются социальные представления, на уровне межгруппового взаимодействиями в роли производных и детерминант отношений выступают социальные стереотипы, межличностные отношения обусловлены социальными установками, а самоотношение личности — характеристиками социальной идентичности.
Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т. е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо-и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:
— социально организованные отношения на уровне общества, между государством и тендерными группами;
— отношения между различными тендерными группами;
— отношения между субъектами разного пола;
— отношение личности к самой себе как представителю определенной тендерной группы.
Гендерные отношения анализируются как разновидность социально-психологических отношений, поэтому они имеют сходные с этими отношениями детерминанты. К ним относятся: гендерные представления, стереотипы, установки и гендерная идентичность личности или групп, которые представляют собой разновидность социальных представлений, стереотипов, установок и социальной идентичности. В гендерных представлениях, стереотипах, установках и составляющих социальной идентичности субъектов отношений отражены сложившиеся в обществе нормативные взгляды относительно статуса мужчин и женщин, их психологических характеристик и особенностей поведения.
На макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в системах: «группа мужчин или женщин — общество (государство)», «личность мужчин или женщин — общество (государство)», социально-психологическими детерминантами гендерных отношений бу-дут гендерные представления как разновидность социальных представлений.
154 Психология гендерных отношений: теория и практика
На уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа — группа», детерминирующими (социально-психологическими) факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня детерминированы тендерными установками как одним из видов социальных установок.
На внутриличностном уровне объектом анализа становится отношение личности к себе как представителю определенной тендерной группы (самоотношение), а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта самоотношения.
Основные идеи социально-конструкционистского направления в исследовании гендера позволяют обосновать предположение о более активной роли социально-психологических характеристик человека или группы как субъектов многоуровневых отношений. Гендерные представления, стереотипы, установки и идентичность личности или группы выступают не только как детерминанты гендерных отношений, но они могут играть роль строителей отношений, конструируя и созидая их определенные поведенческие модели и паттерны. Функционирующие в обществе гендерные представления, стереотипы, установки как отражение общественного сознания по поводу социальных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений. Эти гендерные представления, стереотипы, установки начинают влиять на реальные практики межполового взаимодействия, т. е. конструировать поведенческие модели гендерных отношений.
Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные тендерными представлениями, стереотипами, установками, которые отражены в сознании субъектов. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику.
Основаниями конструирования гендерных отношений, характерными для всех уровней, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, явления неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку на этих явлениях сделан акцент в социально-конструктивистской парадигме, можно дифференци-рованность ролей и статусов мужчин и женщин и иерархичность, со - подчиненность их позиций рассматривать как основные параметры ана-
Основы теории психологии гендерных отношений 155
лиза гендерных отношений. Таким образом, выделяются два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и женщин или гендерных групп. Эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться и объективной и субъективной сторон любого вида гендерных отношений.
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.
Группы мужчин и женщин являются основными субъектами гендерных отношений. Основными социально-психологическими признаками образования гендерных групп являются социальные роли мужчин и женщин и их социальный статус, означающий положение в социальной иерархии. Гендерный аспект анализа групп мужчин и женщин определен акцентированием не эволюционно-биологического фактора, а именно социальной и культурной детерминацией различий между полами. В процессе тендерной социализации у мужчин и женщин формируется чувство «мы», являющееся основным показателем социально-психологической общности. Гендерные группы — это устойчивые социально-психологические общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифичного поведения.
В обыденном сознании утвердилась довольно устойчивое мнение о том, что личностные особенности мужчин и женщин принципиально различны. Распространенными в повседневном дискурсе являются и понятия «мужская психология», «женская психология». В настоящее время к общепризнанным относятся выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития мужчин и женщин и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных и пространственных способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин — пространственные. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространственной переработке информации и в пользу мужчин.
В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины характеризуются дружелюбностью и контактностью. Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины.
156 Психология гендерных отношений: теория и практика
Маскулинные черты однозначно не отождествляются только с личностными особенностями мужчин, а фемининные — с личностными проявлениями женщин, эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. Среднестатистический мужчина обладает более высокой степенью выраженности маскулинных характеристик, а среднестатистическая женщина — фемининных свойств и качеств.
Существуют убедительные данные о том, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристикам, как социабельность, уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить. Полученные данные о незначительных различиях в индивидуально-психологических характеристиках между мужчинами и женщинами как представителями больших социальных групп не позволяют говорить об особом психологическом складе или о специфической женской или мужской психологии.
Ни в одном регионе мира женщины и мужчины не обладают равными социальными, экономическими и юридическими правами. Тендерное неравенство проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реализации личных интересов. Гендерная стратификация — процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между тендерами — систематически оцениваемыми.
Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:
— Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни).
— Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга).
Дифференциация и иерархичность как проявления гендерного неравенства имеют место и в распределении мужчин и женщин по сферам производственной деятельности. Женщины, как правило, работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрегацию.
Горизонтальная профессиональная сегрегация — это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация действует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существую-
Основы теории психологии гендерных отношений 157
тая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии.
Женщины, желающие делать карьеру в фирме или организации, часто сталкиваются с определенной формой дискриминации, которая определена как явление «стеклянного потолка». Этот термин используется для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице. Этот барьер почти незаметный, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии.
Власть понимается как широкие возможности социального действия — право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, обладающие трансформационным потенциалом, во всех сферах деятельности и на всех общественных уровнях. Для характеристики властных полномочий женщин по сравнению с аналогичными полномочиями мужчин обычно используется показатель количественного представительства женщин в парламенте, а также их процентная доля среди административного и управленческого персонала. Гендерные распределения внутри каждого отдельно взятого органа власти или ветви власти представляют собой «пирамиду» — где больше власти, там меньше женщин.
Сравнительные данные социального статуса двух социальных общностей — мужчин и женщин наглядно демонстрируют факт более низкого статуса женской тендерной группы. Данная ситуация характерна для групп мужчин и женщин, живущих в разных странах и на разных континентах.
Глава 3