Задание 3. Решите ситуационную задачу

Huawei признается в качестве самой крупной китайской компании в сфере связи и телекоммуникаций. Она запустила в 2014 г. во Франции программу поддержки технических стартапов под названием Digital In-Pulse. За последнее время филиал компании Huawei France оказал финансовую и деловую поддержку трем французским стратапам. Финансовая помощь составила около 50 тыс. евро, а деловая поддержка включала в себя командировки в Китай и индивидуальную помощь от Business France. Таким образом, Huawei France оказала поддержку примерно 30 французским компаниям.

Вопрос:

Почему такой способ взаимодействия с принимающим сообществом Китая важен, и каким образом подобного рода сотрудничество помогает китайской компании конкурировать на французском рынке с другими компаниями?

 

Задание 4. Используя концепции, изложенные в трактате Сунь-Цзы «Искусство войны», определите, как практически используются китайскими компаниями изложенные в трактате принципы, а также как это связано с управлением международной компанией с точки зрения западных концепций ведения бизнеса. Впишите предполагаемые принципы практического применения в колонку таблицы «Интерпретация в бизнесе». По возможности приведите успешные практики использования концепций Сунь-Цзы в международном бизнесе.

Таблица 9

Концепции трактата «Искусство войны» и их интерпретация в бизнесе

Концепция (Сунь-Цзы) Интерпретация в бизнесе
«Кто – еще до сражения – побеждает предварительным расчетом, у того шансов много»  
«Тот, кто не знает о проигрышных стратегиях, не знает и о выигрышных»  
«Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение»  
«Благодаря искусному расположению победа или поражение очевидны любому задолго до битвы. Тот, кто искусен в войне, делает себя непобедимым»  
«Форма у войска подобна воде: форма у воды – избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска – избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника»  
«Знай противника и знай самого себя; тогда и в сотне битв тебе ничего не грозит»  
«Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой»  
«Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него»  
«Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние»  
«В войне самое главное – быстрота: надо овладевать тем, до чего он успел дойти; идти по тому пути, о котором он и не помышляет; нападать там, где он не остерегается»  
«При действиях огнем необходимо, чтобы были основания для них. Огневыми средствами необходимо запастись заранее. Для того чтобы пустить огонь, нужно подходящее время; для того чтобы вызвать огонь, нужен подходящий день»  
«Поэтому только просвещенные государи и местные полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела. Пользование шпионами – самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия»  

 

Задание 5. Используя материалы, предоставленные преподавателем, проведите сравнительный анализ традиционной (классической) и исламской экономики в области регулирования экономических отношений и бизнеса по следующим направлениям:

1. Роль банков в экономической системе капиталистической и исламской экономики. Место банков в поддержке деятельности международных компаний. 

2. Место и роль иностранных инвесторов в капиталистической и исламской экономике, гарантии защиты их прав.

3. Место и роль деловой этики в деятельности крупных компаний западных и исламских государств.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Какие из нижеперечисленных традиционных ценностей характеризуют стиль ведения бизнеса в Китае:

а) патернализм;

б) пожизненное трудоустройство и повышение на основе стажа в компании;

в) кумовство;

г) престолонаследие;

д) коллективная ответственность и отчетность, коллективное принятие решений и система коллективного вознаграждения;

е) восходящий принцип принятия решений;

ж) принцип «разделяй и властвуй»;

з) гуаньси.

 

2. Какие из нижеперечисленных традиционных ценностей характеризуют стиль ведения бизнеса в Японии:

а) патернализм;

б) пожизненное трудоустройство и повышение на основе стажа в компании;

в) кумовство;

г) престолонаследие;

д) коллективная ответственность и отчетность, коллективное принятие решений и система коллективного вознаграждения;

е) восходящий принцип принятия решений;

ж) принцип «разделяй и властвуй»;

з) гуаньси.

 

3. «Гуаньси» - это:

а) система взаимодействия власти и бизнеса в Китае в рамках закона;

б) система неформальных деловых связей в китайском обществе;

в) система поощрений и наказаний работников в Китае;

г) способ ведения бизнеса на зарубежных рынках китайскими предпринимателями. 

 

4. Определите, какие из перечисленных компаний относятся к корейским чеболям:

а) Hyundai;

б) Sumitomo;

в) LG;

г) Embraer

д) Toyota

 

5. Какие из перечисленных японских кейрецу относятся к горизонтальным:

а)Mitsui

б) Mitsubishi

в) Toyota

г) Fuyo Group

д) Sumitomo

е) Honda

ж) Sanwa

з) Daiichi-Kangyo Ginko

 

6. Какие из перечисленных японских кейрецу относятся к вертикальным:

а) Mitsui

б) Mitsubishi

в) Toyota

г) Fuyo Group

д) Sumitomo

е) Honda

ж) Sanwa

з) Daiichi-Kangyo Ginko

 

7. Для ТНК какого региона (страны) характерны следующие особенности:

- органический рост, макроэкономическая сущность которого состоит в том, что получаемые прибыли и кредиты со временем все больше инвестируются не только в местный, но и в зарубежный бизнес корпораций;

- ставка на стратегические альянсы с зарубежными ТНК, а также на стратегию слияний и поглощений.

а) Северная Америка;

б) Африка;

в) Юго-Восточная Азия;

г) Латинская Америка;

д) ЕС.

 

8. «Мушарака» в исламе- это:

а) вид сделки, когда одна сторона предоставит свой капитал, а другая – свой труд;

б) вид сделки, который заключается между двумя или несколькими лицами о получении прибыли посредством распоряжения общим имуществом;

в) вид сделки, связанный с предоставлением под посев участка в обмен на урожай;

г) предоставление права на имущество на основании гарантии.

 

9. В какой стране введена Единая система мониторинга импорта, в рамках которой подлежат регистрации товары на основе полученных импортных лицензий в автоматическом и неавтоматическом режиме:

а) США;

б) Бразилия;

в) Россия;

г) Германия;

д) Аргентина;

е) Франция.

 

10. Выделите принципы, которые характеризуют англосаксонскую модель ведения бизнеса:

а) Независимые промышленные фирмы, обслуживаемые крупными банками, объединенными через фондовый рынок институциональными инвесторами

б) Значительная степень распыленности акционерного капитала

в) Значительная роль профсоюзов и государства в регулировании бизнеса крупных корпораций

г) Высокая ликвидность рынка корпоративных акций как фактор внешнего контроля деятельности корпораций и поддержания эффективности

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение различных аспектов ведения международного бизнеса показало, что его следует рассматривать как систему правил и процедур поведения международных компаний на мировом рынке. Деятельность международных компаний является основой для построения и функционирования всей системы международных экономических отношений, поскольку в современном глобальном мире доминирующую роль играют ТНК, а не национальные государства. Международные компании сосредоточивают огромное количество ресурсов, они создают дополнительную прибавочную стоимость, часто по объемам равную ВВП отдельных стран мира, управляют финансовыми и инвестиционными потоками, меняют карту потребительских предпочтений и способствую воспроизводству и продвижению инноваций.

В каждой стране создана национальная система организации международного бизнеса и поддержки внешнеэкономической деятельности, нацеленная, с одной стороны, на защиту собственных предпринимательских структур, а, с другой стороны, на содействие в сотрудничестве с компаниями из других стран и привлечение их капитала на местный рынок. Уникальность опыта каждой из стран дает шанс оценить их достижения в этой сфере и определить возможность его применения или, по меньшей мере, учета при разработке мер содействия экспорту и привлечения иностранных инвестиций в России.

Углубление процессов импортозамещения в России дает необходимые импульсы для дальнейшего изучения особенностей ведения международного бизнеса и перспектив выхода российских компаний на зарубежные рынки, в т.ч. работающих в сфере малого и среднего предпринимательства. Должны быть сформулированы соответствующие потребностям предпринимательских структур рекомендации и предложены действенные инструменты реализации их бизнес-возможностей на зарубежных рынках.

ГЛОССАРИЙ

 

Fast moving consumer goods (FMCG) – обобщающее название товаров широкого потребления, к которым относятся товары повседневного (народного) спроса, которые быстро продаются по относительно низким ценам.

Административное регулирование ВЭД - система организационно-правовых мер по ограничению, запрету и контролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств административного регулирова­ния может использоваться лицензирование и квотирование.

Аутсорсинг – передача организацией на основании договора определенных видов или функций предпринимательской деятельности другой компании, действующей в соответствующей необходимой области

Аутсорсинг бизнес-процессов – разновидность аутсорсинга, которая предполагает передачу другой компании непрофильных (второстепенных) бизнес-процессов.

Валюта - денежная единица страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные единицы.

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах другой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

Валютная система - совокупность экономических от­ношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.

Валютный рынок (foreign exchange market) — рынок, на котором заключаются валютные сделки, то есть обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенно­му номинальному валютному курсу.

Валютная спекуляция (foreign exchange speculation) — игра на будущей цене валюты с целью получения максимального выигрыша от валютной сделки.

Виды цены (предопределяемые видом рынка, на котором она обра­зуется) - биржевая, аукционная и комиссионная цены.

Внешнеэкономические функции - функции, которые выступают в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между предприятиями разных стран, а также между странами.

Географический аутсорсинг – это перенос части бизнеса на длительный срок в страны с низкими затратами на производство, чаще всего это страны Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Восточной Европы и другие подобные регионы.

Девальвация (devaluation) — при системе фиксированного валютного курса постановление Центрального банка о снижении курса национальной валюты.

 Договорные цены - цены, величина которых предопределена со­глашением, заключаемым между продавцами и покупателями, предваряю­щим акт купли-продажи; документально фиксируются в контракте между продавцом и покупателем; применяются при заключении контрактов (дого­воров) подряда на строительство (ремонт) зданий и сооружений.

Дочерняя компания – это компания, созданная в качестве юридического лица другой компаний (материнской) за рубежом и принадлежащая ей.

Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предпри­ятий, организаций и населения.

Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предпри­ятий, организаций и населения.

Инновация – это технологически и (во многих случаях)коммерчески реализованный, состоявшийся продукт/услуга, по характеристикам отличающийся от сделанного ранее.

Либерализация цен - переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам.

Лизинг - экономико-правовые отношения, складывающиеся по поводу сдачи имущества внаем или в аренду.

Международная корпорация – форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Международные торговые сети – это форма оптово-розничной торговли, основной отличительной чертой которой является наличие у торговой организации большого числа торговых объектов во многих странах мира, действующих под единым брендом и стандартами.

М еждународный бизнес - бизнес в межнациональном и наднациональном масштабе, т.е. это деловое взаимодействие с партнерами, находящимися в разных странах.

Международный маркетинг – маркетинговая деятельность по освоению рынков зарубежных стран, осуществляемая хозяйствующим субъектом в рамках его внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью расширения и укрепления конкурентных позиций на зарубежных рынках.

Международный стратегический альянс – это долгосрочное соглашение между двумя или большим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, НИОКР, производства продукции, технологического развития.

Мировая цена – денежное выражение интернациональной стоимости товаров, поступающих в мировую торговлю.

Мировые товарные рынки - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Нижняя граница цены товара - предельные издержки произ­водства.

Номинальный валютный (обменный) курс (nominal exchange rate) — относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Оптовые цены - цены, по которым продукция реализуется крупны­ми партиями в условиях оптовой торговли.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя.

Оптовая цена промышленности - цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям; включает в себя оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и налог на добавленную стоимость (НДС).

Офшорная компания – иностранная компания, зарегистрированная в каком-либо офшорном центре государства, предоставляющего ей особые льготы (налоговые и инвестиционные).

Поддержка экспорта – это совокупность финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортеров, чья продукция пользуется высоким спросом на зарубежных рынках.

Портфельные инвестиции - краткосрочные и долгосрочные вложения капитала в ценные бумаги, не дающие права контроля инвестору над объектом инвестирования, а только приносящие доход в виде дивидендов

Предприятие с иностранными инвестициями – акционерное или неакционерное предприятие, в котором прямому инвестору - резиденту другой страны принадлежит более 10% обыкновенных акций и голосов (в акционерном предприятии) или их эквивалент (в неакционерном предприятии). 

Прейскурантные цены на товары и услуги фиксируются в доку­ментальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. В рыноч­ной экономике прейскурант становится справочным документом.

Производственный аутсорсинг – это полная или частичная передача сторонней организации определенных функций производства готовой продукции.

Прочие международные инвестиции - торговые кредиты, займы, банковские депозиты.

Прямые инвестиции - вложения капитала на длительный срок, дающие контроль инвестору над объектом размещения капитала

Свободная экономическая зона – ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории т льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

Совместные предприятия – это организация сотрудничества с местными партнерами из другой страны, с тем чтобы совместно организовать производство продуктов или услуг.

Субъекты международного бизнеса - отдельные физические лица (предприниматели), предприятия и организации (крупные и малые фирмы - частные и государственные), транснациональные структурные образования (транснациональные компании), международные организации и ассоциации, интеграционные (региональные) группировки и союзы.

Торговая сеть (ритейл) – это сеть розничных магазинов или торговых предприятий, находящихся под общим управлением и продающих товары аналогичного ассортимента.

«Транслатинас» - особая группа ТНК в странах Латинской Америки, которые в 90-е и 2000-е гг. они стали активно вытеснять зарубежный капитал с национальных рынков и сами выходить на зарубежные торговые, производственные, сервисные и финансовые рынки в различных сегментах.

Транснациональная корпорация – частное, государственное или смешанное предприятие, независимое от страны его происхождения и формы собственности на него, имеющее отделение в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.

Трансфертные цены – отличающиеся от рыночных цены внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации и используемые для перевода прибыли и сокращения налогов.

Управленческий контракт – это соглашение, при котором контроль над текущей деятельностью предприятия или ее частью передается в руки другой компании за определенное вознаграждение.

Факторинг – система финансирования, согласно которой поставщик товаров переуступает краткосрочные требования по товарным сделкам факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности, снижения расходов по ведению счетов.

Франчайзинг – способ ведения бизнеса, при котором одна сторона (франчайзер) продает другой независимой стороне (франчайзи) право на пользование своим фирменным знаком, что является существенным активом для франчайзи.

Франшиза – право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием франчайзинга, закрепленное договором.

Холдинговая компания – предпринимательская структура акционерного типа, в которой материнская компания владеет частью ценных бумаг дочерних компаний, входящих в холдинг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: