Перспективы развития экономической системы Финляндии

Финляндия обладает слабой ресурсообеспеченностью, ограниченным внутренним рынком и ограниченными международными ресурсами по продвижению внешнеторговых интересов, поэтому поддержание стабильности существующей экономической системы и сохранение общества всеобщего благосостояния Финляндии может быть обеспечено только за счет экономических эффектов европейской интеграции.

С другой стороны, Финляндия не может развиваться в дальнейшем только за счет экономических эффектов европейской интеграции. Рано или поздно в Финляндии наступит непреодолимый кризис, выход из которого будет возможет только при возобновлении суверенного экономического курса, в рамках которого начнет осуществляться поддержка национальных производителей и активизация внешнеэкономической деятельности в регионах мира. Возобновление суверенного экономического курса потребует от руководства Финляндии отказаться от идеи финского общества всеобщего благосостояния, так как сохранение существующей экономической системы в Финляндии окажется невозможным при возобновлении суверенного экономического курса, активизации экономической жизни страны за счет мер господдержки и снижения налогов.

Стоит отметить, в новой экономической системе Финляндии, которая возникнет после активизации экономической жизни в стране за счет мер господдержки и снижения налогов, могут быть сохранены основы общества всеобщего благосостояния. Автору видится подобное только в случае усиления социальной дифференциации финского социума, возникшей в результата снижения налогов и активизации экономической жизни в стране, при активной государственной политике в сфере контроля движения капитала и регулирования предпринимательской деятельности. Финляндии понадобится разработать республиканский институт государства, вынуждающий субъекты экономической жизни вкладывать капитал и репатриировать доходы в национальную экономику. Как видится автору, этот республиканский институт должен включать дифференцированную налоговую ставку для крупных предприятий и трестов (обороты):

- Низкую фиксированную или равную нулю – для предприятий, инвестирующих в национальную экономику, развитие социума (частные пенсионные фонды, строительство социальной инфраструктуры, финансирование спорта, технологических стартапов, бизнес стартапов, молодежных бизнес стартапов и т. д); для предприятий, принимающих участие в национальных проектах и программах; для предприятий, выставляющих на биржевые торги ценные бумаги по цене, которая намного ниже рыночной.

- Высокую, прогрессивную – для предприятий без ответственности перед нацией и государством.

Автор полагает, что у финской власти не хватит политической воли создать описанный выше республиканский институт, в связи с чем финская власть вряд ли сможет произвести трансформацию экономической системы Финляндии и при этом сохранить основы общества всеобщего благосостояния.

Так, финская власть в вопросе трансформации экономической системы Финляндии

- не примет решение, противоречащее интересам экономических элит

- не нарушит принципы ЕС в сфере экономической свободы и функционирования единого рынка капиталов, труда, знаний ЕС

Вместе с тем, есть еще один способ активизации экономической жизни Финляндии. Финская экономика может получить дополнительный стимул развития в результате осуществления национальной политики продвижения внешнеэкономических интересов страны зарубежом.

Активизация экономической жизни страны путем продвижения внешнеэкономических интересов Финляндии зарубежом возможна только при увеличении присутствия финских предпринимателей на рынках Большой Евразии. Это означает, что финские предприниматели будут наращивать внешнеэкономическую активность за пределами Общего рынка ЕС. Из этого следует, что полноценное присутствие финских предпринимателей на рынках Большой Евразии возможно только, если Финляндия во внешнеэкономических отношениях со странами Большой Евразии будет придерживаться финских национальных стандартов, договоренностей со странами Большой Евразии, а не положений и стандартов ЕС.

Это означает, что политика Финляндии по увеличению присутствия на рынках Евразии будет противоречить политике, требования и нормам ЕС, что будет приводить к политическим конфликтам с ЕС, подобным тем, что происходили между Великобританией и ЕС, когда Великобритания была членом ЕС, или конфликтами, которые возникают с ЕС у Италии, Польши, Венгрии, Греции.

Вместе с тем, в силу географического положения России и Финляндии увеличение присутствия Финляндии на рынках стран Большой Евразии возможно только в результате сотрудничества с Россией по вопросам транзита и продвижения интересов финских предпринимателей на рынках Финляндии.

Таким образом, успех внешнеэкономической активности финских предпринимателей на пространстве Большой Евразии зависит от внешнеэкономической политики Финляндии в отношении России и регионов Евразии.

В другой части работы проведен анализ перспектив российско-финского сотрудничества по продвижению интересов финских предпринимателей в Большой Евразии в условиях проевропейской позиции властей Финляндии.

Итак, по результатам анализа перспектив развития экономической системы Финляндии было установлено:

- Дальнейшее экономическое развитие Финляндии возможно только в результате трансформации экономической системы страны

- Дальнейшее экономическое развитие Финляндии с большей долей вероятности потребует отказ от идеи общества всеобщего благосостояния

- Выявлены два варианта трансформации экономической системы страны, при которых общество всеобщего благосостояния в Финляндии сохранится:

- Первый вариант – формирование мощного национального республиканского института в Финляндии, который бы при помощи прямых и косвенных мер регулировал и стимулировал экономическое развитие страны и поведение экономических субъектов

- Второй вариант – национальная политика продвижения интересов финских предпринимателей в регионах Большой Евразии

- Оба варианта, предполагающих сохранение основ общества всеобщего благосостояния в Финляндии, противоречат нормам и требованиям ЕС и трансформация экономической системы Финляндии в соответствии с этими вариантами спровоцирует конфликт с ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: