Характеристика Финляндии как транспортного хаба

В этой части работы дана

- характеристика транзитных потоков, проходящих через Финляндию в Евразию,

- оценка перспектив формирования транспортно-логистического хаба Европы в Финляндии.

Географическое положение Финляндии является периферийным и неблагоприятным для размещения транспортно-логистических кластеров.

Тем не менее, Финляндия обладает развитой транспортной инфраструктура, которая обслуживает транспортные потоки, осуществляемые в масштабах региона.

Так, по состоянию на апрель 2019 г. протяженность дорожной сети в Финляндии составила 454 000 км, с долей частных и лесных автодорог в 350 000 км, муниципальных уличных сетей – 26 000 км, государственных автомагистралей - 78 000 км.[89]

Протяжённость финских железных дорог в Финляндии составила 5 926 км,  долей электрифицированных дорог составляет 3 270 км. Колея железных дорог совпадает с российской, нагрузка на ось составляет 22,5 тонн (максимальная– 25 тонн). В стране преобладают одноколейные дороги (свыше 90%). Ограничение скорости для пассажирских составов составляет 220 км/час, для грузовых – 120 км/час.[90]

Финляндия – морская страна. Протяжённость водных фарватеров Финляндии составляет 16 300 км, 8 000 км внутренних водных путей и 8 300 км прибрежных фарватеры. В Финляндии расположено свыше 50 портов и 23 портовых города. [91]

Таким образом, Финляндия обладает всей необходимой транспортной инфраструктурой для формирования на ее территории регионального транспортно-логистического узла, однако в силу невыгодного географического положения страны и других факторов формирование в Финляндии транспортно-логистического хаба Восточной Балтики нецелесообразно

Финляндия как транспортный узел Шелкового пути

Автору видится маловероятным, что в проекте «Нового Шелкового пути» Финляндия будет выступать в качестве главного торгового и транзитного центра Балтийского моря вследствие невыгодного географического положения страны.

Тем не менее, через Финляндию может пройти участок Нового Шелкового пути, который свяжет Скандинавский полуостров и Китай. Проект «Новый Шелковый путь» придаст дополнительный импульс развитию финской транспортной инфраструктуры. Строительство транспортных магистралей в рамках проекта «Новый шелковый путь» откроет финским предпринимателям широкие возможности по кооперации с иностранными предприятиями, осуществлению инвестиций и созданию совместных производств в странах Азии.

«Новый Шелковый путь» позволит финским предпринимателям увеличить присутствие и наладить сбыт на рынках Евразии, принимать участие в формировании цепочек добавленной стоимости во всех странах, через которые пройдет «Новый шелковый путь».

В Финляндии уже сейчас приступили к созданию транспортной инфраструктуры проекта «Новый Шелковый путь». Еще в 2016 году в финском городе Коувола был открыт единственный в Финляндии терминал дорожного и железнодорожного транспорта, через который в Азию стали поставляться финские пиломатериалы. Финские власти надеются, что Коувола станет центром грузового железнодорожного транспорта между Азией и Европой.[92] ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Еще одним проектом с финским участием, реализуемым в рамках инициативы «Один пояс – один путь», является проект Smart Silk Way («Умный Шелковый путь»), призванный улучшить транспортную доступность регионов Евразии и увеличить грузо-пассажиропоток транспортного коридора Европа - Россия – Китай. Проект Smart Silk Way направлен на развитие транспортной инфраструктуры транспортного коридора «Европа-Россия-Китай»: модернизацию дорог, внедрение систем управления автомобильными потоками и т.д. ПРИЛОЖЕНИЕ 28

Таким образом, проект «Новый шелковый путь» уже сейчас стимулирует развитие финской транспортной инфраструктуры, однако участие Финляндии в проекте «Новый шелковый путь» возможно только в качестве периферийной страны, обслуживающей региональные транспортные потоки на пути из Северной Европы в Китай.

Грузовые и транзитные потоки Финляндии

По данным 2017 года объем внешнеторговых грузов, перевозимых через российско-финляндские пограничные переходы, составил 15,8 млн. тонн[93]:

- объем экспорта грузов составил 15,4 млн. тонн. Наблюдался рост экспорта в 9,1 %.

- объем импорта грузов составил 293,7 тыс. тонн. Наблюдалось падение импорта на 2,5 %.

В целом в 2017 году наблюдался рост объемов внешнеторговых грузов, провозимых через российско-финскую границу в +7,4 % к уровню 2016 года. ПРИЛОЖЕНИЕ – 29.

В 2017 году Россия снизила объемы транзитных перевозок грузов через Финляндию до 17,9 тыс. тонн на 211,9 тыс. тонн или -92,2 %. Среди транзитных грузов России преобладали сырьевые товары: нефтяные грузы, зерно, химикаты и удобрения.

В 2017 году Финляндия увеличила объемы транзитных перевозок грузов в Россию до 133,3 тыс. тонн, на 30,7 %. Среди транзитных грузов Финляндии преобладали бумага, химикаты, нефтяные грузы, черные металлы, строительные грузы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: