В этой части дана оценка влияния тренда по формированию открытого и транспортно-доступного рынка Евразии на характер внешнеэкономической деятельности Финляндии.
Масштабные инфраструктурные проекты, такие как Шелковый путь, оказывают смешанный экономический эффект на страны транзитного пояса:
- повышают проницаемость пространства и транспортную доступность стран и регионов транзитного пояса,
- экономическое развитие стран транзитного пояса,
- формируют «плоское» экономическое пространство, в которое входят все страны транзитного пояса,
- позволяют иностранным инвесторам и предпринимателям участвовать в формировании цепочек добавленной стоимости товаров и услуг в странах транзитного пояса.
- уравнивает регионы транзитного пояса, неравные между собой по своей специфике и уровню развития, открывая дорогу в страны транзитного пояса для товаров и услуг крупных экспортоориентированных стран.
Участие иностранных компаний в формировании добавленной стоимости товаров и услуг стран транзитного пояса заметно расширяет предложение и ассортимент товаров и услуг стран транзитного пояса, в результате чего уровень цен в странах транзитного пояса снижается, банкротятся национальные предприятия и в экономике начинают происходить структурные изменения.
|
|
К каким последствиям приводит создание трансевразийских инфраструктурных транспортных проектов для стран транзитного пояса?
В «плоском пространстве» национальные производители оказываются вынужденными торговать по единым для «плоского рынка» ценам, которые не учитывают региональные особенности стран этого пространства и выгодны лишь крупным экспортоориентированным странам и предприятиям, обладающим конкурентными преимуществами. ПРИЛОЖЕНИЕ 34. В какой-то степени трансевразийские коридоры способствуют захвату рынков стран-транзитеров, некогда изолированных от мировой экономики, зарубежными компаниями экспортоориентированных держав.
Таким образом, любой крупный транспортный инфраструктурный проект в Евразии выгоден, в первую очередь, крупным державам с большой экспортоориентированной экономикой, которые стремятся поделить между собой национальные и зарубежные рынки сбыта стран транзитного пояса. Например, проект «Один пояс – один путь» позволит КНР и ЕС захватить, соответственно, рынок массового потребления и рынок высокотехнологичных товаров стран транзитного пояса.
В связи с этим потенциальные страны-транзитеры, как правило, занимают двойственную позицию в отношении евразийских транспортных проектов:
- с одной стороны, поддерживают инфраструктурную часть проекта, рассчитывая на интенсификацию торговли,
|
|
- с другой стороны, выступают за сохранение национальных протекционных мер.
Могут ли страны, расположенные на пространстве трансевразийских коридоров, рассчитывать на то, что уровень национальных цен на товары и услуги в этих странах останется отличным от уровня цен в крупных странах, чьи экономические интересы обслуживают эти трансевразийские транзитные коридоры?
Никакие протекционистские меры стран-транзитеров не в состоянии предотвратить негативные экономические эффекты от создания трансевразийских коридоров:
- рост реэскспорта и серого импорта в странах транзитного пояса,
- захват крупными экспортоориентированным державами традиционных зарубежных рынков сбыт стран транзитного пояса.
Помимо Нового Шелкового пути, который призван связать КНР и ЕС, есть еще несколько реализованных и нереализованных проектов сухопутных и морских транспортных магистралей.
1. Северный морской путь,
2. Морской путь через Суэцкий канал,
3. Новый Шелковый путь,
4. Транссиб.
Все варианты размещения транспортных трансевразийских магистралей обладают разной эффективностью и спецификой. Правительства стран-транзитеров при оценке преимуществ участия в тех или иных трансевразийских транспортных проектах стараются учесть территорию пролегания, специфику, условия реализации и потенциальные экономические эффекты от реализации инфраструктурных транспортных проектов.