Выводы по второй главе

Практическое исследование было проведено в 2014 году на базе.. В исследовании приняли участие 40 студентов-психологов в возрасте 16-17 лет.

Исследование было проведено в несколько этапов.

На первом этапе была проведена диагностика типов поведенческой активности в исследуемой группе.

На втором этапе была проведена оценка уровня стрессоустойчивости в исследуемой группе.

На третьем этапе результаты по методикам сопоставлялись и интерпретировалось наличие взаимосвязи между исследуемыми параметрами.

В результате проведения данной методики нами было проведено разделение группы на подгруппы по каждому типу поведенческой активности. На основании данного разделения был проведен анализ типологических особенностей стрессоустойчивости в студентов-психологовом возрасте. Анализ проводился при помощи сравнения средних результатов по всем методикам.

В результате оценки типологических особенностей были получены следующие результаты:

Для спешащего типа характерен более низкий уровень стрессоустойчивости, чем для смешанного и медлительного типа.

Для спешащего типа характерен более высокий уровень нервно-психического напряжения, чем для смешанного и медлительного типа.

При этом, показатели смешанного и медлительного типов отличаются незначительно, однако, показатель медлительного типа несколько ниже, что указывает на то, что для медлительного типа характерен более низкий уровень нервно-психического напряжения, что, скорее всего, объясняется высокой эмоциональной устойчивостью.

Для спешащего типа оказался характерен более низкий уровень по вовлеченности, чем для других типов. При этом самый высокий уровень вовлеченности оказался наиболее характерен для медлительного типа, что говорит о том, что для этого типа наиболее характерна убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. При этом для смешанного типа оказалось более характерным промежуточное состояние.

Для спешащего типа оказался характерен более низкий уровень по контролю, чем для других типов. При этом самый высокий уровень контролю оказался наиболее характерен для медлительного типа, что говорит о том, что для этого типа наиболее характерна убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. При этом для смешанного типа оказалось более характерным промежуточное состояние.

Для студентов-психологов спешащего типа оказался характерен более низкий уровень по принятию риска, чем для других типов. При этом самый высокий уровень принятию риска оказался наиболее характерен для медлительного типа, что говорит о том, что для этого типа наиболее характерна убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. При этом для смешанного типа оказалось более характерным промежуточное состояние.

Для подтверждения всего вышесказанного нами была проведена статистическая обработка данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

В результате расчета критерия ранговой корреляции Спирмена практически по всем параметрам наблюдается сильная обратная связь: стрессоустойчивость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом, жизнестойкость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом.

Так же наблюдается умеренная связь в некоторых парах: между стрессоустойчивостью и смешанным типом, между жизнестойкостью и смешанным типом, между нервно-психическим напряжением и спешащим и медлительным типами.

Не наблюдается связи только между нервно-психическим напряжением и смешанным типом.

Следовательно, можем констатировать подтверждение гипотезы исследования - стрессоустойчивость личности в студенческом возрасте имеет определенные типовые особенности, обусловленные типом поведенческой активности.

 



Заключение

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Студентов-психологовый возраст, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать тремя терминами: переломность, кризисность и реконструкция. В этом возрасте человек наиболее подвержен стрессу, так как на него постоянно воздействуют таким образом, от которого он хочет отказаться.

Видимая причина стресса у студента может быть обусловлена серьезной неприятностью, незначительной обидой и т.д. Зачастую данное обстоятельство показывается в нестандартных ситуациях (опасных, как с настоящей опасностью, так и с мнимой), при насилии, выраженном в различных формах.

Стресс оказывает очень большое влияние на студента. Наблюдается ухудшение физического здоровья. Учёные доказали, что люди, которые были подвержены постоянным стрессам, имеют слабый иммунитет, в зрелом возрасте они более подвержены болезням, причем серьезно, чем те, которые отрочество перенесли сравнительно благополучно.

Если не давать бой студентов-психологовому стрессу, он может вылиться в нешуточную депрессию, окончанием которой может быть суицид.

В исследовании приняли участие 40 студентов-психологов в возрасте 18-22 лет.

Исследование было проведено в несколько этапов.

На первом этапе была проведена диагностика типов поведенческой активности в исследуемой группе.

На втором этапе была проведена оценка уровня стрессоустойчивости в исследуемой группе.

На третьем этапе результаты по методикам сопоставлялись и интерпретировалось наличие взаимосвязи между исследуемыми параметрами.

Практическая часть исследования была проведена с использованием следующих методик: методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка; методика для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина; шкала нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин); тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

В результате проведения данной методики нами было проведено разделение группы на подгруппы по каждому типу поведенческой активности. На основании данного разделения был проведен анализ типологических особенностей стрессоустойчивости в студентов-психологовом возрасте. Анализ проводился при помощи сравнения средних результатов по всем методикам.

В результате оценки типологических особенностей были получены следующие результаты:

Для спешащего типа характерен более низкий уровень стрессоустойчивости, чем для смешанного и медлительного типа.

Для спешащего типа характерен более высокий уровень нервно-психического напряжения, чем для смешанного и медлительного типа.

При этом, показатели смешанного и медлительного типов отличаются незначительно, однако, показатель медлительного типа несколько ниже, что указывает на то, что для медлительного типа характерен более низкий уровень нервно-психического напряжения, что, скорее всего, объясняется высокой эмоциональной устойчивостью.

Для спешащего типа оказался характерен более низкий уровень по вовлеченности, чем для других типов. При этом самый высокий уровень вовлеченности оказался наиболее характерен для медлительного типа, что говорит о том, что для этого типа наиболее характерна убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. При этом для смешанного типа оказалось более характерным промежуточное состояние.

Для подтверждения всего вышесказанного нами была проведена статистическая обработка данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

В результате расчета критерия ранговой корреляции Спирмена практически по всем параметрам наблюдается сильная обратная связь: стрессоустойчивость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом, жизнестойкость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом.

Так же наблюдается умеренная связь в некоторых парах: между стрессоустойчивостью и смешанным типом, между жизнестойкостью и смешанным типом, между нервно-психическим напряжением и спешащим и медлительным типами.

Не наблюдается связи только между нервно-психическим напряжением и смешанным типом.

Следовательно, можем констатировать подтверждение гипотезы исследования - стрессоустойчивость личности в студентов-психологовом возрасте имеет определенные типовые особенности, обусловленные типом поведенческой активности.

Поставленная цель курсовой работы достигнута.

                       Список использованной литературы

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., 2006. - 528 с.

2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В.А.Бодров // Писхол. журнал. — 2006.-№1.-С.122- 133.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А.Бодров // Писхол. журнал. — 2006. — №2. С.113 — 123.

4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса / В.А.Бодров // Писхол. журнал. 2006. - №3. - С.106 -116.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. —435 с.

6. Болонов Г.П. Физическое воспитание детей в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей, беспризорных и безнадзорных. // Вопросы психического здоровья детей и студентов-психологов, 2008 (8), № 1 с. 25-41

8. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и студентов-психологов. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с

9. Г. Селье. Стресс без дистресса. М.,2001

10. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.

11. Габдреева, Г.Ш. Системное исследование тревожности // Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 3 / Под ред. проф. А.О.Прохорова. - Казань, Н.Челны: Изд-во КГПУ, ИУ, 2001. - С. 92-107

12.  Гремлинг Сандра Е. Практикум по управлению стрессом / Сандра Е. Гремлинг и Стивен М. Ауэрбах. - СПб.: Прогресс, 2002. - 235 с.

13.  Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. Титовой С.В. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с

14. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у студентов-психологов и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Автореф. Дис. … д.психол.н. – СПб., 2000. – 32 с

15. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости//Вопросы психологии. - 1990. - №1. - с.106-113.

16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности 2-е издание. - СПб.: Питер, 2002

17. Елисеев А. В. Расстройства психического развития в детско-студентов-психологовом возрасте. Дисс... д-ра мед. наук. Томск, 2006

18. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005

19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

20. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

21. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с

22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009

23. Куликов Л.В. Психологическая устойчивость личности//Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. - СПб.: Питер,2004. - Гл. 4. - с.87-115.

 

24. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. - М.:Политиздат, 1989. - 304 с.

25. Леонова А.Б. Стресс и поведение. Тезисы докладов VII Междисциплинарной конференции по биологической психиатрии «Стресс и поведение». - М., 2003.

26. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М: Смысл, 2009.

27. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник Московского Университета. 1996. -№4. - С. 26 - 34.

28. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса, - СПб.: изд-во Сентябрь, 2001. - 260 с.

29. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. Кишинев: изд-во Кишиневского ГУ «Штинница», 1981. - 176 с.

30. Мирошников М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований / М.П. Мирошников // Проблемы психологии спорта: сб. науч. ст.; ред. В.А. Алаторцев. -М., 1971. С. 137 - 163.

31. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009.

32. Никитина В.А., Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с

33. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

34. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: 2001

35. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебн. пособ./ Ред.-сост. - Райгородский Д.Я.. - Самара.: Бахрах, 2006. - 672 с.

36. Проблема описания психических состояний. Вступительная статья//Психические состояния. Сост. и общ. ред. Куликов Л.В. - СПб.: Питер, 2000. - с.11-42.

37. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[В.Н.Непопалов, В.Ф.Сопов, А.В.Родионов и др.; под ред. А.Н.Блеера]. – М.:Издательский центр «Академия», 2008.

38. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1999. - 288 с.

39. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.А. Реан, С.И. Розум. Спб, 2001. - 432с.

40. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2005.

41. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.:, 2000

42. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь, 2010.

43. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 244 с.

44. Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: 2001

45. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Р-н-Д.: Феникс, 2002.

46. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 2001.

47. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчан З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы. – М.: Изд-во «Когито-центр», 2007.

48. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций /В.Б.Шапарь – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

49. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: