В процессе коммуникации люди проявляют по-разному. В психологии общения
выделяются основные типы коммуникабельности людей, которые различаются в
зависимости от преобладания таких речевых характеристик:
доминантность;
мобильность;
ригидность;
интровертность.
Доминантный собеседник пытается завладеть инициативой в речевой
коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким,
насмешливым, говорит немного громче, чем другие. Чтобы достичь цели общения,
особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера
инициативу, перебивать, использовать выражения речевого давления («Хватит!"
"Замолчи!" И др.).. Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись
паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. Вступление в беседу через паузу
не выглядит внешне как перехвата инициативы, хотя по сути и является. С каждой паузой
ваша позиция становится все более четкой, доминантный собеседник вынужден уже с ней
считаться и как-то оценивать. Вы добились главного - вас внимательно слушают.
Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой
коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит, охотно, иногда интересно, часто
перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании. Это один из лучших
типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного
собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому
следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с
удовольствием проговорить весь день и разойтись без выяснения даже основных
моментов темы.
Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую
коммуникацию. Когда этап вступления позади, ригидный собеседник четко и логично
формулирует свою позицию. Этот тип наиболее подходит для плодотворного делового
общения. Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его
следует «разогреть». В данном случае рекомендуется сразу переходить к предмету
речевой коммуникации, лучше расширить вводную часть, поговорить на отвлеченную
тему, создать ситуацию этикетного общения.
Если с мобильным партнером вы начнете речевой контакт с разговора на
отвлеченную тему, то очень быстро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным
партнером вы перейдете к теме без вступления, то сначала на ваши вопросы будете
получать ответы «возможно», «надо подумать» и др.
Интровертированный собеседник не пытается завладеть инициативой и готов
отдать ее без особых возражений. Он довольно часто застенчивый, скромный, склонный
унижать свои возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкие, грубые
фразы могут выбить его из колеи, а присутствие во время беседы посторонних (особенно
незнакомых) лиц заметно сковывает его. Для того чтобы речевое контакт с интровертным
партнером проходил нормально, необходимо постоянно вербально (через похвалы
этикета) и невербально (взглядом, кивком головы) показывать, что вы уважаете его как
интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта,
опровергать его доводы без мотивации - речевой контакт может внезапно и надолго
прерваться. Каждый тип общения чем-то интересен, но незнание особенностей любого из них
может привести к негативным последствиям. Конечно, далеко не всегда мы имеем дело с
абсолютным проявлением у человека того или иного типа речевой коммуникации, но
всегда один из названных типов будет определяющим.
Теория трансактного анализа Э. Берна. Эго-состояния собеседника и их