Физическая готовность – степень зрелости организма ребенка на уровне физиологиеских систем. Крупная и мелкая моторика. Необходимо заключение педиатра, врача и детского психиатра

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.

 На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Согласно периодизации Эльконина – это кризис самосознания. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Этот рубеж надо рассматривать как в социальном плане, так и в психологическом. В психологическом плане происходит изменение отношения к себе. Согласно Л.С. Выготскому, возраст 7 лет – это возраст потери непосредственности. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности - Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания - ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Взрослый отмечает, что ребенок становится другим, непонятным в своих проявлениях. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

  Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

 

Готовность к школе.

Проблема готовности встала в связи с переходом к обучению с 6-ти лет. Перед психологами и педагогами встала практическая задача изучения психического развития детей для отбора в первые классы.

Были разработаны ряд подходов к диагностике готовности к школе.

1. Педагогический. Определение готовности по сформированности у дошкольников учебных навыков. Такой подход непродуктивен, так как он направлен на решение одной задачи – отбора детей и не дает информации о том, каким образом учить детей. Констатируя уровень сформированности конкретных ЗУНов, такой подход не раскрывает весь спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием.

2. Психологический. Очень неоднороден по своей природе. Имеет различные направления и теории. В целом, у сторонников данного подхода лежит общее теоретическое представление о том, что Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его жизни. Обобщая различные представления о готовности зарубежных и отечественных психологов, можно выделить структуру готовности к школе:

ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

 

ФИЗИЧЕСКАЯ                          ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ            ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 

                              ЛИЧНОСТНАЯ                          ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

     
 


КОММУНИКАТИВНАЯ          МОТИВАЦИОННАЯ    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

 


Физическая готовность – степень зрелости организма ребенка на уровне физиологиеских систем. Крупная и мелкая моторика. Необходимо заключение педиатра, врача и детского психиатра.

Образовательная готовность – уровень знаний, умений и навыков, необходимых для учения. Данный вид готовности смотрит педагог в школе (обычно класс. рук.) и воспитатель в детском саду.

3. Психологическая готовность:

а) познавательная – уровень сформированности познавательных процессов:

  • восприятие – основные перцептивные действия (идентификация, соотнесение с эталоном, перептивное моделирование);
  • память – опосредованное запоминание;
  • мышление – наглядно образное мышление;
  • Воображение – уровень сформированности творческого воображения;

б) личностная – включает в себя ряд компонентов:

  • мотивационно-личностная (выраженность и иерархия мотивов, опосредованная мотивация, сформированность внутренней позиции школьника);
  • эмоционально-волевая готовность (умение действовать по правилам, принимать задачу и сохранять, контрольно-оценочные действия);
  • коммуникативная – определяется уровень развития разных форм общения (контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками).

Подробнее о ВПШ.

Приступая к систематическим занятиям, ребенок должен быть готов не только к освоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, связанной с изменением его места в системе общественных отношений – принятие позиции школьника.

ВПШ, по Л.И. Божович, – это система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой. То есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается как его собственная потребность. Ребенка начинает привлекать школьный тип отношений со взрослыми, занятия.

Признаки сформированности ВПШ:

Ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному событию, не мыслит себя вне школы. В ситуации необязательного посещения школы продолжают занятия специфически школьного содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: