Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров – друзья или враги (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?

Иван Сергеевич Тургенев завершил работу над романом «Отцы и дети» в 1961 году. В России этот год был пореформенным. Писатель создал образ нового человека. Произведение посвящено выдающемуся литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому, который стал одним из прототипов главного героя Евгения Базарова.

Евгений Базаров – представитель русских революционных демократов шестидесятых годов XIX века. Приятель Базарова Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, придерживается старых взглядов на жизнь. Он думает и чувствует так же, как его отец Николай Кирсанов, и только желание заслужить уважение Базарова заставляет Аркадия кривить душой.

Так кто же они, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров – друзья или враги? В литературоведении существуют понятия: антипод литературного героя, двойник литературного героя. Аркадий Кирсанов одновременно и антипод, и двойник Базарова. Антипод, потому что он человек отличных от базаровских взглядов. Двойник, потому что его лиричная натура – это то, к чему не признаваясь сам себе, тянется Базаров.

Герои Тургенева, все-таки, друзья, несмотря на то, что их жизненные цели различны.

Аркадий оттеняет фигуру Евгения, позволяет смягчить жесткие черты характера нигилиста Базарова. Дружба таких разных героев позволяет писателю воссоздать с необыкновенным лиризмом целостную картину жизни со всеми ее противоречиями.

 

Как раскрывается тема «маленького человека» в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

А.И. Куприн старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу рассказа положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф.Д. Батюшкову: "Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника Желткова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне)".

Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь дарит Желткову «громадное счастье». Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимого существа. “Молчать и гибнуть” – вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. В его последней записке упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов «Аппассионаты». Это музыкальная молитва о любви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических образов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гранатовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с рефреном строки из молитвы, которую цитирует в последнем письме к Вере герой: «Уходя, я в восторге говорю: ”Да святится имя Твое”».

Развивая тему «маленького человека», писатель утверждает, что этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполеона. Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев. «Гранатовый браслет» — это гимн великой неразделенной любви, побеждающей любые условности и предрассудки.

 

Как Л.Н. Толстой понимает патриотизм? (По роману «Война и мир»)

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого тема патриотизма является ключевой.

Толстой убежден, что патриотизм – это естественное состояние человеческой души, когда та воспринимает общую беду, как свою собственную. Война, начавшаяся в 1812 году, является истинным подтверждением данного факта. Роман переполнен примерами самоотверженности и жертвенности, как солдат, так и простого народа.

Лев Николаевич, утверждает, что тема патриотизма, это единственное, что может открыть настоящую сторону человеческой души. Настоящий патриот, воспринимает беду страны и народа, как свою собственную. Особенно проявляется патриотизм в битве под Бородино. Только сплоченными усилиями русского народа, как дворян, так и простых людей, благодаря их сильному духу и любви к России, русская армия одержала победу.

Обращает на себя внимание особенность стиля, подчёркивающего торжество героизма русской армии в целом, русского солдата в отдельности, военного искусства полководцев, величия национального самосознания народа. Князь Андрей говорит: «Война – не любезность, а самое адское дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать, строго и серьёзно, эту страшную необходимость». Толстой воссоздаёт военные эпизоды действительно «строго и серьёзно», в соответствии с историческими событиями, но в прекрасном художественном оформлении. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой создаёт свой стиль, которому свойственны были и неповторимая авторская речь с её точными характеристиками героев, описаниями военных событий и мирной жизни; художественными противопоставлениями; глубоким изображением внутреннего мира, чувств и мыслей героев. Он открыл изобразительные и выразительные средства русского языка, которые до него не использовались в художественной литературе.

Для Толстого патриотизм – это естественное чувство, а не кричащие слова о любви к Родине. Именно так и понимаем мы патриотизм, читая этот роман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: