Подбор технологического оборудования

 

К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава.

Если оборудование используется или загружено полностью в течение рабочих смен. то его количество определяется расчетом по трудоемкости работ в человеко-часах по группе или каждому виду работ определенной группы оборудования: станичное, демонтажно-монтажное, подъемно-осмотровое или специальное.

В большинстве случаев оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зон ТО, ТР, диагностирования, а также для участков и цехов АТП, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену.

Номенклатура и количество оборудования производственных участков должны приниматься по табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП и баз централизованного ТО автомобилей с учетом видов ТО и ТР, выполняемых на данном предприятии, а также количества работающих в максимально загруженную смену.

При выборе оборудования для проектируемого объекта можно пользоваться номенклатурными каталогами специализированного технологического оборудования с учетом изменений и дополнений к номенклатурному каталогу.

Принятое технологическое оборудование для проектируемого объекта следует свести в таблицу.

 

Таблица 43 – Технологическое оборудование.

 

Оборудование, приборы, приспособления, специальный инструмент. Модель (тип).     Принятое кол-во, шт   Габаритные размеры, мм.     Общая занимаемая площадь,     Место установки (номер поста)     Потребляемая мощность, кВт   Стоимость за ед., руб.  

 

Вначале записывается оборудование, общее для всей зоны, участка (кран балки, конвейеры), затем основное технологическое оборудование (осмотровые канавы, подъемники, диагностические стенды, моечные установки, т. е. стационарное оборудование), далее передвижное оборудование, переносные приборы, производственный инвентарь и др.

Выбирая технологическое оборудование для крупных АТП с однотипным подвижным составом, следует отдавать приоритет высокопроизводительному специализированному оборудованию, включая, где это возможно, средства автоматизации отдельных операций и процессов, а для небольших предприятий со смешанным составом парка автомобилей применять универсальное оборудование.

При поточном техническом обслуживании соответствующие зоны ТО, а также линии диагностирования, как правило, оснащаются прямоточными канавами узкого типа по всей длине зоны.

Посты зоны ТО без потока, зоны ТР следует оснащать преимущественно подъемниками различных типов и назначения, а зоны ТР, кроме того,— напольными постами, не оснащенными каким-либо оборудованием. По рекомендациям НИИАТа при распределении постов ТР следует учитывать, что универсальные посты и посты для ремонта двигателей допускается размещать на осмотровых канавах, а посты для ремонта агрегатов трансмиссии, тормозов, рулевого управления, мостов и подвесок — на подъемниках. Специализированные посты по контролю и регулировке тормозов, углов установки передних колес автомобилей и другие должны быть оснащены соответствующим диагностическим оборудованием.

 

3.6 Расчет производственных площадей

 

Площади производственных помещений определяют одним из следующих методов:

аналитически (приближенно) по удельной площади, приходящейся на один автомобиль, единицу оборудования или одного рабочего;

- графически (более точно) по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты (поточные линии) и выбранное технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава и с соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и элементами зданий (прил. 1);

- графо-аналитически (комбинированный метод) путем планировочных решений и аналитических вычислений.

 

3.6.1 Расчет площади производственных помещений зон ТО и ремонта, постов диагностики

 

Предварительная площадь производственных помещений зон ТО и ремонта, постов диагностики рассчитывается по площади в плане наибольшего автомобиля по формуле:

 

F=(FA·N+FОБ)·KП,                                       (73)

 

где F - расчётная площадь зоны (ТО, ТР или Д), м2;

FA - площадь наибольшего автомобиля в плане,м2;

FОБ – площадь оборудования, м2;

N - количество постов в зоне;

КП - коэффициент плотности расстановки оборудования.

При одностороннем расположения постов КП = 6-:-7;

при двухстороннем КП = 4-:-5.

Меньшее значение принимается для крупно габаритного подвижного состава и при числе постов не более 10.

При наличии настольного, переносного оборудования и приборов, а также настенного подвесного оборудования в суммарную площадь должны входить площади столов, верстаков и стеллажей, на которых устанавливается оборудование и приборы, а не площади самого оборудования. Если оборудование занимает меньшую площадь в плане, чем площадь устанавливаемого на него автомобиля, то в суммарную площадь оно не включается. Примером могут служить подъемники с габаритными размерами подъемной платформы меньшими, чем габаритные размеры автомобиля.

Окончательные размеры ширины и длины зоны должны быть уточнены по шагу колонн и пролетам помещения.

Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющей одинаковый шаг для всего здания, равный 6 или 12 м, одинаковый размер пролетов с модулем 6, т.е. 12, 18, 24 и более.

 

3.6.2 Расчет площади зоны ТО, участка диагностирования с применением поточной линии

 

При поточном производстве площадь зоны ТО, участка диагностирования

FТО=L·B,                                             (74)

 

где L3- длинна зоны (участка), м;

B3- ширина зоны (участка), м.

 

Длина зоны рассчитывается по формуле:

 

L=LА· nТО + а · (nТО – 1) + 2 · а1,                      (75)

 

где LА- длина автомобиля, м;

a1– расстояние между автомобилями;

а – интервал между автомобилями, стоящих на двух последовательных постах, м.

 

Ширина зоны рассчитывается по формуле:

 

В = NЛ · ВА + (NЛ + 1) · b + b1,                                   (76)

 

где ВА- ширина наибольшего автомобиля, м;

b1– ширина оборудования стационарно установленного сбоку от автомобиля, м;

b – расстояние между боковыми сторонами автомобилей или между боковой стороной автомобиля и оборудованием, м.

При поточном производстве работ по диагностированию следует учитывать то обстоятельство, то диагностические стенды при контроле технического состояния тормозов автомобиля, прицепа, как правило, позволяют последовательно проверять тормозные механизмы колес сначала передней, затем задней осей автомобиля и в такой же последовательности -прицепа.

При    проектировании     поточных линий размеры помещения зоны по

длине и ширине должны  быть  кратные   стандартному   размеру    пролетов,

 равному 6 м. Допускается размер пролета по ширине здания, равный 9 м.

 

3.6.3 Расчет производственной площади участка

 

Fу=Kп  · S Fоб.,                                                 (77)

 

Настольное и настенное (подвесное) оборудование в суммарную площадь оборудования участка не входит. При заезде автомобиля или автопоезда на участок (сварочный, малярный, кузовной, шиномонтажный) площадь, занимаемая подвижным составом, должна суммироваться с площадью оборудования, т. е.

 

Fуп · (S Fоб+Fa),                                                 (78)

 

Для приближенного расчета площади участка (группы участков)

 

Fу=fp1+fp2 · (Pт – 1),                                              (79)

 

 где fp1, fp2 – соответственно удельные площади, приходящиеся на 1-го и последующего рабочих участка, м2;

Pт технологическое число рабочих на данном участке в большей смене.

 

Таблица 44 - Удельные площади, приходящиеся на 1-го и последующего рабочих участка

 

Участки , м2 , м2
  Слесарно-механический Кузнечно-рессорный Медицинский Жестяницкий Сварочный, обойный. Шиноремонтный, шиномонтажный, аккумуляторный Агрегатный, деревообрабатывающий Карбюраторный (топливной аппаратуры), арматурный Электротехнический Малярный, кузовной (с учетом ввода автомобиля на участок     8-12 20 10 12 15   15 8   10 30     5-10 15 8 10 10   12 5   5 15  

 

Отступление от расчетной площади при проектировании или реконструкции любого производственного помещения допускается в пределах ±20% для помещений с площадью до 100 м2 и ±10% для помещений с площадью свыше 100 м2.

 

3.6. Составление технологических карт

 

Виды и назначение технологических карт. Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.

Па основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта. В дипломных проектах технологические карты составляются на:

-специализированный пост зоны ТО (постовая карта);

-один из постов линии диагностирования (карта диагностирования Д-1, Д-2);

-специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;

-определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);

-операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта);

-операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).

В зависимости от темы дипломного проекта студент составляет соответствующую технологическую карту, указанную в задании на проектирование и помещает ее в пояснительной записке на листах формата А4.

Технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания - по элементам. Например, по видам работ:

- контрольные, крепежные, регулировочные операции;

- электротехнические работы;

-обслуживание системы питания;

-смазочные, очистительные операции и др.

В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля), применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.

Технологические карты составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или второй (нормативной) части положения о ТО и ремонте. При разработке технологических карт необходимо предусмотреть:

-удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;

-необходимое ос метровое, подъемно-транспортное оборудование;

-применение высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособлений;

-создания удобных, безопасных и, гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ;

-средства и способы контроля качества работ.

Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот...» и т. д.

Технологическая карта на вид работ (группу операций), специализированный пост ТО, диагностирования или переходящее звено рабочих помещается в технологической части проекта и в общем виде может быть выполнена по форме 16. При этом размеры колонок по ширине принимаются студентами самостоятельно с учетом удобства записи. Если работы выполняются одним рабочим или несколькими, но одной специальности и разряда, то колонку 4 исключают (операционная карта).

Эскизы к технологическим картам. Необходимые эскиз, поясняющие последовательность выполнения операций и переходов, выполняются аккуратно, от руки, карандашом на отдельных листах записки (формат А4) и вкладываются после технологической карты или выносятся на лист графической части проекта (формат А4 или АЗ) с угловыми штампами по ГОСТ 2.104—68.

Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регулировочных, разборочно-сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.


 

 

 

Форма 16

Технологическая карта___________автомобиля______________

                                  Вид обслуживания                                модель

Общая трудоемкость ____________________________ чел·час

                                       Вид обслуживания        

Технологическая карта

_______________________________________

Наименование агрегата, системы или вида работ

 

Трудоемкость работ________________________________чел мин

Исполнители__________________________________________чел

(указать общее число)

 

Наименование операций, переходов и приемов (для операционных карт).   Место выполнения операций   Число мест или точек обслуживания   Специальность и разряд   Оборудование и инструмент   Трудоемкость чел·мин Технические условия и указания  
1 2 и т. д.            

 

Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операций или переходов в текстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии, в виде чертежа с разрезами, сечениями, выносками, в виде схемы, иллюстрирующей последовательность операций, например, при проведении разборочно-сборочных работ.

Приспособления и инструмент, применяемый при проведении работ, показывается в рабочем положении, соответствующем окончанию операции.

Постовые карты. Выполнению постовых карт предшествуют:

-выбор метода организации процесса ТО, диагностирования;

-распределение объемов работ и исполнителей по постам поточной линии или специализированным переходящим звеньям, обеспечивающее синхронность работы постов;

-определение перечня работ (операций), выполняемых на данном посту ТО, ремонта, диагностирования, или перечня операций, выполняемых данным звеном рабочих.

Операционные карты. Состоят из нескольких переходов, приемов и представляют собой детальную разработку технологического процесса той или иной операции ТО, диагностирования или ремонта. Операционная карта составляется, но форме 16 на основные контрольно-диагностические, регулировочные, демонтажно-монтажные, разборочно-сборочные и другие работы, выполняемые на постах зон ТО, ремонта, диагностирования или в цехах (отделениях). Операции, на которые должны быть составлены карты, устанавливаются н задании или этот вопрос согласовывается с руководителем проекта в процессе проектирования.

 Карта на рабочее место содержит операции, выполняемые на рабочем месте (местах), и определяет круг обязанностей одного или нескольких рабочих.

Дополнительные указания по оформлению карт диагностирования Д-1, Д-2.

 Форма 16 является универсальной для составления карт любого назначения (названия), но для процесса диагностирования она несколько изменится. В частности:

- в заголовке записывается «Карта диагностирования» с указанием вида диагностирования (Д-1, Д-2) и номера поста, например «для поста № 2»;

   -в первой графе записывается «Наименование снимаемых параметров», а в четвертой графе проставляются условные обозначения исполнителей (СД или (и) МД) в зависимости от того - заняты этой работой (операцией) оба исполнителя или нет, так как на постах диагностирования одновременно работают, как правило, два исполнителя (диагноста):

-слесарь-диагност (СД) - IV разряда и мастер-диагност (МД) - V разряда по работам Д-1, по работам Д-2 - СД IV -V разряда. МД У—УТ разряда (специальность и разряд указываются в строке «Исполнители»).

4. Конструкторская часть

 

1.4.1 Общие положения и требования, предъявляемые
к конструкторской части

 

Студенты, готовящие себя к роли руководителей производства по ТО и ремонту автомобилей, должны быть готовы внести личный вклад в дело технического прогресса.

Техник-механик должен уметь выполнять несложные расчеты, сборочные и рабочие чертежи различных приспособлений, которые можно внедрить в производство. Это могут быть собственные рационализаторские предложения, предложения рабочих-новаторов или конструктивные идеи, заимствованные из различных источников.

Кроме того, при несовершенстве конструкции различных устройств и приспособлений (низкая производительность и надежность, большая металлоемкость, сложность, неудобство использования или применения для новых марок автомобилей и др.) любая модернизация, направленная на устранение хотя бы одного из перечисленных недостатков, будет считаться новаторством и рационализацией.

Полезность приспособления заключается в том, что его применение позволит повысить производительность труда, улучшить качество работы с одновременным снижением затрат на ТО или ремонт, улучшить условия труда и исключить травматизм.

Конструкторская часть к проекту должна соответствовать теме проекта и связана с разрабатываемым технологическим процессом, чтобы отдельные части проекта представляли собой единый законченный комплекс.

При выборе объекта для разработки конструкторской части необходимо ознакомиться с существующими аналогами, предназначенными для выполнения подобных работ (операций), их достоинствами и недостатками, а также изучить условия, в которых будет применяться данное приспособление. Выбрав вариант конструкторской части, дипломник согласовывает с руководителем проекта объем работ при ее разработке (число проекций на общем виде и рабочих чертежей, а также деталей, по которым должны быть произведены расчеты на прочность).

 

1.4.2 Тематика конструкторской части

 

В качестве конструкторской части к проекту могут быть приняты различного рода несложные устройства и приспособления с ручным, электрическим, пневматическим, гидравлическим или комбинированным приводом, предназначенные для выполнения одного из вариантов работ:

-демонтажно-монтажных, разборочно-сборочных, крепежных;

-контрольно-диагностических и регулировочных по агрегатам, системам автомобиля;

-смазочных, до заправочных, промывочных, очистительных, шинных, окрасочных и других работ.

Это могут быть съемники различного назначения, динамометрические ключи, устройства и приспособления, приспособления для контроля: люфтов и зазоров в спряжениях, прогиба ремней, углов установки колес, свободного хода педалей тормоза и сцепления, выхода штока из тормозных камер; приспособления для определения герметичности агрегатов, систем автомобиля и др.

Если проектируемое приспособление предлагается изготовлять в условиях АТП, то не следует применять литых и штампованных деталей.

В отдельных случаях учащиеся могут (по заданию руководителей) выполнять действующие макеты технологического, диагностического и другого оборудования и приборов различного назначения, которые будут применены в учебном процессе как наглядный демонстрационный материал.

В конструкторской части пояснительной записки должны быть отражены следующие вопросы:

-требования, предъявляемые к приспособлению;

-обоснование принятой конструкции;

-описание назначения, устройства и работы приспособления (со ссылками на нумерацию деталей по спецификации на сборочный чертеж);

-расчеты на прочность ответственных деталей приспособления;

-инструктивные указания, но применению приспособления;

-выводы о полезности, достоинствах и особенностях конструкции;

-прочие пояснения (при необходимости).

 

1.4.3 Объем и оформление графической части конструкторской разработки.

 

Объем графической части конструкторской разработки должен составлять два листа формата А1.

На первом листе (формат А1) выполняется сборочный чертеж с числом проекции общего вида приспособления достаточным для того, чтобы можно было понять устройство и принцип его работы.

На сборочном чертеже, имеющем необходимые разрезы и сечения, проставляются только габаритные, присоединительные и установочные размеры, указываются места сварки, ответственные посадки сопряженных пар детален, а также их нумерация, которая должна соответствовать спецификации выполненной на отдельном листе (листах) формата А4 к сборочному чертежу.

На втором листе выполняются 4-5 рабочих чертежей (формат АЗ, А4) наиболее сложных и ответственных деталей приспособления.

Рабочие чертежи и эскизы не выполняются на стандартные детали (болты, гайки, шайбы и пр.) Или детали, заимствованные из других конструкций.

 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

В основу общеприменяемых требований к порядку оформления дипломных работ положены стандарты «близких областей»:

- ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 1996;

- ГОСТ Р 6.30-2003. Требования к оформлению организационно-распорядительной документации. – М.: Изд-во стандартов, 2003;

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: