ПРЕДИСЛОВИЕ
Международное право занимает предметно значимое место в ре- гуляции общественных отношений как всего мирового сообщества, так и на пространстве Российской Федерации. Изучение данной учеб- ной дисциплины имеет важное значение для подготовки юристов высшей квалификации, поскольку обогащает будущих молодых спе- циалистов особыми знаниями, позволяющими правильно ориентиро- ваться во все более глобализирующемся мире и применять междуна- родные нормы в правотворческой и правореализующей деятельности. При этом надо учитывать, что международно-правовое регули- рование охватывает все новые и новые сферы общения, в том числе и в тех областях, которые традиционно находились в рамках регулиро- вания национального права (права человека, борьба с уголовными преступлениями и т. д.). Конституция России 1993 г., п. 4 ст. 15 пока- зательно определила, что общепризнанные принципы и нормы меж- дународного права и международные договоры Российской Федера- ции являются составной частью её правовой системы и соответствен- но установила приоритет применения правил международных дого- воров Российской Федерации перед законами. Предметная констата- ция данного юридического факта ставит перед юридическим образо- ванием задачу дать необходимые знания по теории и практике приме- нения международных норм российскими юристами для подготовки их к более эффективной профессиональной деятельности в новых
|
|
условиях.
Практика преподавания показывает, что наилучшие показатели в учебной работе имеют те студенты, которые ясно представляют ос- новные формы обучения применительно к конкретной учебной дисци- плине и наиболее целесообразные пути их практического применения.
При этом одна из проблем, затрудняющих изучение междуна- родного права в российских вузах, ‒ наличие достаточно большого количества научных школ международного права, особенности кото- рых отражаются в публикуемых сторонниками этих школ учебниках. В связи с этим нет единства в определении понятий, структуры, тол- ковании одних и тех же международно-правовых явлений, что дез- ориентирует студентов и усложняет процесс изучения международно- го права. Все перечисленные обстоятельства и предопределили необ- ходимость создания учебного пособия.
Профессор, доктор юридических наук
Р. А. Каламкарян
Глава 1