К принципам организации и деятельности госаппарата относятся:
Принцип законности. Конституционный принцип законности пронизывает всю правовую систему, он распространяет свое действие и на правотворчество, и на правоприменение. Целью реализации принципа законности в деятельности органов государственной власти (правотворческих и правоприменительных) является строгое и неукоснительное соблюдение ими действующего законодательства.
Принципа разделения властей сводится к объективной необходимости правовой структуризации государственной власти, предполагающей разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что, впрочем, не лишает государственную власть её основного качества - целостности и единства.
Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трёх функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
|
|
Для государств, имеющих федеративное государственное устройство, характерно использование принципа федерализма, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов. Суть данного принципа состоит в том, что в вопросах формирования государственных органов федерация и ее субъекты самостоятельны. Федерализм предполагает такую государственную систему, которая обеспечивает самостоятельность обоих уровней власти, их возможности контролировать друг друга и осуществлять самоконтроль.
Доминирующее положение в этой системе занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законодательных и исполнительных функций субъектов федерации при исключительной законодательной юрисдикции федеральных органов власти. Следует отметить, что превалирующее положение федеральных органов государственной власти следует рассматривать не как право возвышаться над региональной властью, а как право осуществлять общегосударственные функции от имени государства и нести ответственность перед народом.
Важнейшим принципом организации и деятельности государственного аппарата является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
|
|
Исходя из Конституции РФ, федеральные органы законодательной власти вправе регулировать предметы совместного ведения с той степенью детализации, с какой они сочтут это необходимым, а федеральные органы исполнительной власти - самостоятельно осуществлять полномочия по предметам совместного ведения. Отсутствие конституционных рамок деятельности федеральных органов власти в сфере совместного ведения ведет к фактической централизации власти при сохранении формальных устоев федерализма.
Следует заметить, что, несмотря на различие функций и порядка формирования, основной целью деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), всех органов федерального и регионального уровней является обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В этом смысле все государственные органы образуют единую систему.
Принцип единства системы органов государственной власти закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ где указано, что система государственной власти является единой. Государственная власть как система характеризуется наличием внутренней структуры, которая отражает координационные и субординационные связи, складывающиеся между государственными органами на федеральном и региональном уровнях.
Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека также нашел свое закрепление в Конституции РФ. В главе 1 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), а в главе 2 указывается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». А далее уточняется: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» (ст. 17 - 18).
В числе принципов организации и деятельности органов государственной власти в России являются также коллегиальность и единоначалие.
Коллегиальность (от лат. collegium - союз) означает «принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными правами при решении вопросов (коллегией), каждый из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности».
Вопросы, связанные с коллегиальностью и единоначалием как принципами формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации, приобретают особую актуальность в современное время.
Коллегиальность способствует всестороннему обсуждению вопроса, анализу различных точек зрения, в процессе обсуждения которых принимаются наиболее правильные и авторитетные решения. Она присуща коллегиальным органам исполнительной власти в Российской Федерации, к которым относятся, в частности, Правительство Российской Федерации, правительства российских регионов и ряд других структур федерального и регионального уровня, входящих в единую систему исполнительной власти.