Ж. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер. Это разные двигательные расстройства, возникшие в результате:

Ø  заболеваний нервной системы

Ø   врожденной патологии опорно-двигательного аппарата

Ø   приобретенных заболеваний и повреждений ОДА.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Основной контингент этой категории — дети, страдающие церебральным параличом (ДЦП).

ДЦП – группа патологических синдромов, возникающих вследствие органических поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. ДЦП возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка. В первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей с ДЦП, встречаются самые разные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, расстройства других высших корковых функций.

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены и другими заболеваниями. Это последствия полиомиелита, врожденные искривления конечностей с ограничением или отсутствием движений в суставах, врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте туловища, шеи и головы), миопатия (наследственное заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в мышечной ткани; характеризуется мышечной слабостью и атрофией мышц).

Несмотря на различную этиологию, в плане коррекционной работы и обучения эти дети могут рассматриваться как единая группа.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и все его функции — дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизношение — реализуются в конечном счете движением — сокращением мышечного аппарата.

Поражение двигательных зон и проводящих путей мозга замедляет и изменяет последовательность этапов его созревания. Происходит нарушение процесса формирования всей двигательной системы.

Проявление двигательных нарушений:

ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется и поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;

нарушения мышечного тонуса. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП часто наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность), определяющее особую позу детей: ноги согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки;

появление насильственных движений (гиперкинезов), что затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;

нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе;

нарушения ощущения движений тела или его частей (кинестезий).

Основные направления коррекционной работы предполагают комплексное  воздействие, включающее массаж, медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, лечебную физкультуру.

Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение гиперкинезов, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. Оно должно быть строго индивидуальным в зависимости от структуры дефекта, особенностей, психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение спастичности, улучшение кровообращения в мышцах.

Мероприятия ортопедического характера включают соблюдение ортопедического режима, разработанного для каждого ученика  использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, стабилизации головы и т. д.

Проявление гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, порой делает ее малопонятной, а иногда и невозможной. Кроме того, у детей могут отмечаться гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а  иногда приводит к появлению насильственных выкриков или стонов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: