Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность

Тема: теория и методика обучения игре в баскетбол

 

Теоретико-методические основы обучения игровой деятельности в баскетболе

 

Особенности игровой деятельности в баскетболе

Баскетбол – это игра с нестандартными движениями и динами­ческой силовой работой переменной мощности.

Игровая деятельность в баскетболе представляет собой це­лостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленно­сти участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситу­аций.

Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии ситуа­ций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариа­тивность скорости и направлений перемещений, определяющее зна­чение зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, син­хронность в деятельности верхних и нижних конечностей и др.

Достижение результата в игре носит ступенчатый и множествен­ный характер, что требует от играющих многократного выполнения игровых действий в различных сочетаниях и с различной очередно­стью. Одномоментное результативное действие не является гаранти­ей преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент системы игровой де­ятельности отдельного игрока.

Эффективность любого игрового приема не только зависит от степени совершенства владения его техникой, но во многом предо­пределяется достигнутым уровнем развития специальных физических качеств. Результативность рациональных действий баскетболиста требует проявления на должном уровне скоростно-силовых качеств и координационных способностей в сочетании с быстротой движе­ний и мышления. Важны также специальные виды выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязан­ное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе прие­мов присуще комплексное проявление базовых качеств при господ­ствующей роли одного или нескольких из них. С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для баскетбола физических спо­собностей у занимающихся, тем больше возможностей для расши­рения и совершенствования их технического арсенала. С другой сто­роны, чем выше и качественнее техническая оснащенность баскет­болиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.

В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физическая подготовленность), составляющая сердцевину игровой деятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревновательного проти­воборства только через тактическую оснащенность игроков. Спор­тивная деятельность в баскетболе характеризуется практически по­стоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограни­чения времени, когда требуется не только одновременное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование.

Анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени. Реализация же адекватного двигательного действия (игрового приема) ведет не к окончательному разрешению конфликт­ной ситуации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью вы­бора решений.

Разнообразная и совершенная тактика в баскетболе – непре­менное условие для реализации технико-физического потенциа­ла отдельных игроков и команды в целом.

Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятельно­сти, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по ко­манде.

Победный результат возможен только благодаря рационально вы­строенному в пространстве и времени взаимодействию игроков. Вер­ный выбор совокупности технико-тактических действий в конкрет­ных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка – верный путь к успеху.

Характерная черта игровой деятельности баскетболистов – на­пряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства – это искусство движений в условиях спортивного про­тивоборства в целях достижения запланированного результата. Фак­тор противоборства придает соперничеству яркую эмоциональную окраску. Качество игровых действий каждого игрока и команды в целом определяется не только уровнем их мастерства, но и характе­ром и степенью агрессивности противодействия соперников. Боль­шинство игровых микропоединков в ходе баскетбольных матчей про­исходит в условиях активного противостояния.

Кроме этого, подавляющее количество всех технических приемов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в безопорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.

 

Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность

Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, авто­номное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эф­фективную комплексную и наиболее полную реализацию раз­личных сторон подготовленности обучающихся в условиях игро­вого противоборства.

Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых при­емов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни доста­точно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Успехи, до­стигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроизведения непо­средственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно огра­ничиваться произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направлен­ной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции резуль­татов обучения технике, тактике игры и развития специальных фи­зических качеств.

Решение этой проблемы осуществляется в процессе интеграль­ной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направ­ленности педагогических воздействий, объединенных целевой уста­новкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Основные направления интегральной подго­товки:

• сочетанное развитие базовых физических качеств;

• комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;

• синтез технического и тактического потенциала;

• сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий;

• эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игро­вой деятельности.

Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них пред­ставляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педаго­гических воздействий в процессе обучения игровой деятельности.

На первичном, базовом, уровне интегральной подготовит решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упражнений, включаю­щих:

• чередование развития специальных для баскетбола физических качеств (двух и более);

• последовательное выполнение игровых приемов в различных со­четаниях, близких к структуре отдельных фаз игровой деятельно­сти;

• чередование заданий, направленных на акцентированное разви­тие специальных физических качеств и совершенствование эле­ментов техники игры или тактических действий;

• многократное повторение игрового приема с повышенной интен­сивностью при дифференцированном развитии специальных фи­зических качеств, значимых для данного элемента техники;

• развитие физических качеств в рамках структуры игрового прие­ма или в условиях выполнения тактических действий;

• совершенствование игровых приемов в ситуативных условиях, близких к игровым;

• выполнение игровых приемов в рамках тактических действий и взаимодействий;

• совершенствование тактических действий с предельной интен­сивностью.

На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого по­рядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготови­тельных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выпол­нения конкретных технико-физических или технико-тактических компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закре­пление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совер­шенствование здесь достигаются с помощью:

• направленно задаваемого режима мышечной деятельности;

• варьирования объема и интенсивности выполняемых в игровой и соревновательной формах заданий;

• выполнения игровых действий при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма.

Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьи­руют изменением правил и продолжительностью игровых и сорев­новательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр. При чередовании направленности заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей происходит под знаком преимущественного развития одного из компонентов подго­товленности с одновременным совершенствованием других компо­нентов.

Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки применя­ют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим уча­стием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол оказы­вает на организм занимающихся комплексное всестороннее воздей­ствие. Однако приобретение умения интегрировать результаты пред­шествующих этапов обучения в целостной игровой деятельности с высокой степенью эффективности возможно только при условии на­правленных педагогических воздействий. Оно достигается гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использованием в полной мере возможностей, предоставляемых спецификой самой игры.

Совершенствования навыков игровой деятельности добиваются также благодаря четким установкам педагога. Постановка систем за­даний (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных игроков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.

Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при до­статочной подготовленности обучающихся оказывает на них участие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и официаль­ных играх требует предельного целостно-комплексного проявления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противо­борства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике определить уро­вень владения занимающимися навыками игровой деятельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировочным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: